Урок по русскому языку Корень как часть слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Данный урок русского языка разработан для 2 класса при изучении темы «Значение корня слова». Тип урока - урок «открытие» новых знаний. Специфика урока в том, что он являлся уроком решения конкретно-практических задач на основе интеграции предметов. При подготовке к уроку были учтены программные требования по окружающему миру, русскому языку, образовательные стандарты для 2 класса. В уроке основной ведущей дисциплиной стал русский язык. А предмет «Окружающий мир» явился вспомогательным, способствующим расширению, изучению материала ведущей дисциплины. Это позволяет реализовать межпредметные связи, расширять информацию, изменять аспект изучения. Планируемые результаты формируются на всех этапах. Урок приближает процесс обучения к жизни, наполняет его глубоким смыслом, формирует интеллектуальные умения учащихся.

Технологическая карта урока русского языка

1. Ф.И.О. учителя: Светлана Ивановна Тищенко

2. Класс: 2 класс

3. Тема урока: «Корень как часть слова».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» новых знаний 5. Цель урока: через развитие умения рассуждать и делать выводы, рассмотреть понятия «родственные слова» и «корень слова», научить находить корень в однокоренных словах.

6. Формируемые УУД:

Личностные: проявлять интерес к изучению тем окружающего мира и русского языка; самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).

Метапредметные:

Познавательные умения: - определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу анализируя материал междисциплинарного характера; соотносить учебные действия с алгоритмом; оценивать свою деятельность. Коммуникативные умения: формулировать понятийные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Оборудование урока: Мультимедийный проектор, учебник УМК «XXI век», тест. Используемые технологии: системно-деятельностная (построения проекта выхода из затруднения), личностно-ориентированная технология - дифференциация (разноуровневые задания), частично-поисковый метод (работа с информацией); знаково-символическая система (знак корня слова).

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный этап

Настраиваются на учебную деятельность

Приветствует детей.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Стихотворение

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Мотивация. Речевая разминка

Настраиваются на учебную деятельность. Составляют предложение. Произносят вслух предложение Настраивает класс на продуктивную деятельность.
Мы продолжим изучать тайны русского языка. Каждый из вас на уроке будет исследователем. Собрать из слов предложение (слайд 1). без, освоим, труда, материал, мы, новый. Произносят предложение хором, «будят» голос.

(Мы без труда освоим новый материал!).

Уметь составлять предложения из слов Регулятивные: определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; строить понятное для слушателей высказывание; задавать уточняющие вопросы;

Личностные: расширяют познавательные интересы.

III. Чистописание

Анализируют, отгадывают буквы; отвечают на вопросы; дают характеристику звукам; прописывают слоги (самопроверка по ключу слайд 2). Предлагает выполнить задание
Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их (Д, Т) и прописать получившиеся слоги ( Д-с гласными обозначающими твердость и Т- с гласными обозначающими мягкость согласных).

Уметь давать характеристику звукам.

Познавательные: применение на практике полученных знаний.

Регулятивные: анализ; Коммуникативные:формулировать простые выводыю

Личностные: владеют общими логическими приемами мышления; обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; проявляют инициативу в учебной деятельности. IV. Физминутка

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные:

планирование своих действий.

V. Этап актуализации и пробного учебного действия;

Отгадывают загадку. Анализируют. Отвечают на вопросы учителя.

Находят в толковом словаре значение слова «корень».

Анализируют и называют тему и цель урока.




Активизирует знания учащихся . Совместно с учениками формулирует цель изучения темы

На уроке русского языка мы будем с вами САМИ ДОБЫВАТЬ знания по русскому языку, а какие именно вы мне скажете сами, разгадав загадку: -По каким признакам вы догадались, что это корень? - О каких значениях корня говорится в загадке? -Сколько значений у слова корень?

  1. подземная часть растений;
  2. часть зуба, волоса
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.295) Это слово имеет много значений. Оно многозначное (корень растения, слова, зуба).(слайд 3)

- Кто догадался и назовет мне тему урока (слайд 4).

- А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка?

- Конечно, с КОРНЕМ СЛОВА (слайд 5). 1. Загадка Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Работа с толковым словарем. Определение значения слова «КОРЕНЬ»


Знать значение слова «корень»,

знать важность корня в жизни растений.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:постановка вопросов;

Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы; осуществление поиска необходимой информации.

VI. Этап выявления места и причины затруднения


Работают с отрывком из сказки.

Доказывают правильность ответа главного героя сказки

Проверяют правильность своего ответа

Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, как вы думаете, медная монетка и медовый пряник родственники или нет? Докажите.

Предлагает проверить правильность ответа детей

- Давайте проверим ваши предположения!

Работа с отрывком из сказки (слайд 6)

Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный, и решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать. Ведь он знал, что слова на Земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленька и блестящая.
Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
- Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
- Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся!, - отвечает медная монетка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действий.

VII. Этап построения проекта выхода из затруднения







Отвечают на вопросы учителя.

Подбирают слова

Формулируют два условия, при которых слова являются родственными или однокоренными

Делают вывод наблюдений.



Слушают стихотворение и выписывают однокоренные слова, выделяют корень; доказываю, что слова однокоренные.


Делают вывод



Составляют алгоритм определения корня в слове


Заканчивают фразу

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала.

Подводит детей к формулировке вывода (как определить однокоренные слова)



Предлагает выполнить задание на внимательность

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Наблюдает за поведением участников, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

- Юные мои филологи, не хотите ли узнать ещё что-то о корне и однокоренных словах? - Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? - Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова? - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Предлагает сформулировать вывод по теме

Подводит к составлению алгоритма

Предлагает закончить фразу

Объяснение значения слов «медная» (сделанная из меди) и медовый (сделанный из меда). Подобрать самостоятельно слова, от которых образованы слова МЕДНАЯ и МЕДОВЫЙ: медная - медь, медовый - мед.

рУрок по русскому языку Корень как часть словаУрок по русскому языку Корень как часть словаодственные слова

бУрок по русскому языку Корень как часть словализкие по общая часть

смыслу

корень слова корень сло

Вывод: Слова, которые имеют общую часть (корень) и общее значение, называются родственными(однокоренными) (слайд 7). Продолжение сказки

- Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутился пряник.
- Совершенно верно, если хочешь понять слово, - смотри в корень!

Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
Так что никакие мы не родственники.
Мало ли кто на кого похож!!!

Упражнение на (слайд 8).

«Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.
1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу.
2 шаг: выделение общей части - корня.

Теперь я умею…

Усвоить знания о «корне» слова;

отличать однокоренные слова от омонимичных; учитывать два признака для определения однокоренных слов.

Регулятивные: анализ;

планирование, прогнозирование.

Познавательные: усвоение знаний об «однокоренных словах»; моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение; формулировать простые выводы.

Личностные: бнаруживают умение преодолевать трудности. VIII.Физминутка (слайд 12)

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные:

планирование своих действий.

IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работа в парах (игра)

Проводят проверку с доказательством

Работают в группах

Представитель от группы у доски проверяет и доказывает свой выбор. Устанавливают осознанность ситуации. Предлагает провести в игру «Засели домики».

Корректирует и консультирует учащихся Проводит проверку

Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.

Предлагает выполнить задание.

Игра «Засели домики»

вода

морской

лиса

водичка

лист

моряк

море

водитель

водный

лисонька

лисичка

лисий

подводник

Мороз

Составить и записать как можно больше слов с данными корнями

1-я группа. Снег
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом

Определять однокоренные слова;

образовывать однокоренные слова

Регулятивные: умение действовать по правилу; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы.

X. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельно выполняют задание , пошагово сравнивая с эталоном.

Организует деятельность по применению новых знаний. Вставить в текст подходящие по смыслу однокоренные слова. Выделить корень. Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной)

Уметь употреблять в речи однокоренные слова; уметь выделять корень в однокоренных словах.

Познавательные:

осуществление правильного выбора языковых средств; проведение анализа текста с точки зрения наличия\отсутствия в нем необходимых данных; применение на практике полученных знаний.

Регулятивные: умение применять правило в

самостоятельной деятельности; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

XI. Этап включения в систему знаний и повторения

Выполняют тест. Играют в игру. Предлагает заполнить карточку-тест для проверки уровня усвоения.

Проводит игру «Четвертый лишний»

Тест 1. У родственных слов есть а) одинаковое значение б) общая часть и общее значение в) общая часть 2.Выбери верное утверждение. Соедини начало и конец фразы - главная часть предложения КОРЕНЬ - главный член предложения - общая часть родственных слов 3) Верно ли утверждение: «Слова белый, белеть, белка» -однокоренные слова а) да б) нет в) не знаю Игра «Четвертый лишний» (слайд 9)

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий. Гриб, грибок, грибной, грибница.

Выявлять родственные слова и выделять в них корень.

Познавательные: использование нового знания в

условиях решения задач. Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

XII. Рефлексия

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Подводит итог работы.

Раздает тестовые задания.

Информирует о технологии выполнения и оценивания тестов

Вопросы

- Кому было трудно?
- Кому было интересно?
- Кто научился выделять корень и ни разу не ошибся?

СУрок по русскому языку Корень как часть словаУрок по русскому языку Корень как часть словатупеньки усвоения материала (слайд 10)

Я все понял (а) и

много узнал нового

Урок по русскому языку Корень как часть словаУрок по русскому языку Корень как часть словаПонял (а), но не все

Урок по русскому языку Корень как часть словаУрок по русскому языку Корень как часть слова

Ни чего не понял (а)

Регулятивные:

умение соотносить цели и

результаты собственной

деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Личностные: оценивать свои

достижения

XIII. Домашнее задание.

Записывают д.з

Консультирует учащихся по типам, технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания

Дифференцированное д.з.

Учебник

Карточка дифференцированного домашнего задания

Автор: Светлана Ивановна Тищенко,

учитель начальных классов




© 2010-2022