Методическая разработка по русскому языку Использование рифмы при изучении фонетики (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Токтаева Татьяна Аркадьевна

учитель начальных классов

МОБУ «Руэмская СОШ»,п.Руэм, Республики Марий Эл.

Использование звукописи при изучении фонетики в начальных классах.

«Да будет же честь и слава нашему языку,

который в самородном богатстве своем ,

почти без всякого чуждого примеса,

течет как гордая река - шумит,

гремит - и вдруг, если надобно,

смягчается ,журчит нежным ручейком

и сладостно вливается в душу, образуя все меры,

какие заключаются только в падении

и возвышении человеческого голоса»

Н.М.Карамзин.

Известно, что русский язык как школьный предмет не всегда пользуется популярностью и любовью учеников.

Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных в современной методике прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русский язык в известной мере отражает и их отношение к родному языку. Знание родного языка, любовь к родному языку есть одно из проявлений патриотических чувств, любви к родной стране.

При изучении раздела «Фонетика», я использую в своей работе тексты, в которых авторами использован один из самых сильных поэтических приемов - звукопись. Она, как известно, достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания , виртуозным сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Ученики живо и непосредственно реагируют на такие примеры, с удовольствием разбирают их. Однако, их очень интересует вопрос- почему звуки речи способны вызвать у нас определенные образы и впечатления? Почему, например ,в стихотворении С. Есенина «Буря»:

«…Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль...», повторение звуков [c], [ш] помогает отчетливо услышать свист и шум ветра?

Ответить на вопросы очень нелегко, хотя эта особенность языка давно интересовало лингвистов, начиная с М.В. Ломоносова. К настоящему времени проведены многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки.

Л.П. Крысин в книге «Жизнь слов» пишет, что звуки оцениваются носителями языка по различным признакам - по величине, силе, красоте и т.д. Например:

«…Звуки [в],[p],[o] воспринимаются как сильные, в противоположность [ю ], [п'];

Звук [х'] оценивается как «плохой», «маленький», «хилый», «пассивный»;

Звук [a] напротив как «большой», «хороший», «активный»;

Звуки [к], [ш],[ж], [с], [ф],[щ] кажутся говорящим «шероховатыми»;

Звуки [о],[ и],[ м],[л],[у] - кажутся «гладкими»;

Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброту, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках речи: [а] и[ я]- «храбрые», [с] и [х] -«трусливые», [а],[ р],[я] -«радостные», [с],[к],[т]- «печальные»,[ д'],[н'],[л'],[м']- «добрые», [ж],[с],[з],[ф]- «злые»… и т.д»

Конечно, эти соотношения звука и его «смысловой» нагрузки в речи, существующие в языковом сознании говорящих, не универсальны и не бесспорны. Однако школьникам можно объяснить, что возникающие при произнесении звука впечатления и образы во многом объясняются акустическими и артикуляционными свойствами звуков, особенностью их произношения.

  1. [p]- шум, грохот, раскат:

По небу голубому

Проехал грохот грома.

(С.Маршак)

  1. [у]-грусть, нежность:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

(А. Прокофьев)

  1. [л']- мягкость, напевность, пластичность:

С осторожностью птицелова

Я ловлю крылатое слово

И лелею его, и любуюсь им вволю.

И , жалея его, отпускаю на волю.

  1. [ш]-шорох, легкие шаги, шуршание, шелест листьев:

Шуршат камыши,

В камышах малыши.

(С.Маршак)

Тише, мыши,- кот на крыше.

(Скороговорка)

Полночной порой в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К.Бальмонт)

  1. [ж]- жужжание насекомых:

Оса жужжала.

Обнажала

Жало,

А встретила Шмеля

И хвост поджала.

(С.Смирнов)

  1. [ж] в сочетании с звуками [з] и [с]создают впечатление скрипучей калитки:

Тебе прилежно я служу,

Железом, жалуясь, визжу:

Уж ты, пожалуйста, уважь-

Заржавленную смажь.

(С. Погореловский)

  1. [c] и [т]- стук колес:

На стрелке:

- Стук!

На стыке:

- Стук!-

Состав несется через луг.

(В. Левин)

  1. [х], [щ],[т]- попыхтеть, посопеть, пофукать:

Ёж пыхтит и морщится:

-Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

На уроках русского языка, мы не только вооружаем школьников определенным кругом лингвистических знаний и умений, но и помогаем увидеть и почувствовать красоту и величие русского языка!


© 2010-2022