Поделитесь с коллегами:
Урок математики в 4 классе (система Л. В. Занкова).
Тема урока: Порядок действий в сложных выражениях. Цели:
- Обучающие
- учить находить значения выражений, содержащих двойные скобки; - учить устанавливать порядок действий в сложных выражениях, содержащих двойные скобки; - совершенствовать умение решать задачи. 2. Развивающие - способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, развивать математическую речь учащихся, умение работать в парах и группах. 3. Воспитательные - воспитывать в детях бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок. Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, поисковые. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска с использованием программы SMART Notebook 10; музыкальное сопровождение; карточки с заданиями. Ход урока.
- Оргмомент.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. - Каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным, познавательным, трудным, серьезным). - Каким видам работ вы бы отдали свое предпочтение? (работа в парах, работа в группах, открытие нового, устная работа, самостоятельная работа). - Актуализация знаний.
А) Решение логической задачи. Бабушка Пети отметила свой день рождения в 16-й раз. Сколько лет ей исполнилось? Когда у нее день рождения? (День рождения 29 февраля, такое бывает 1 раз в 4 года. Значит нужно 16х4=64 года бабушке). - А как может быть такое, что человек отмечает свой день рождения не каждый год? - Как называется такой год? Когда бывает високосный год? (1раз в 4 года). Б) Минутка чистописания. - Используя число 64, запишите ряд чисел, чтобы данное число стояло вторым по счету, а первое число было в 2 раза меньше. - Какое это число? (32). - Каким будет третье число по счету? Оно будет в 2 раза меньше или в 2 раза больше? (в 2 раза больше). - Какое будет следующее число? (128). Продолжите в тетради самостоятельно. Проверка. (32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 8192, 16384, 32768, 65536…). - Что такое записали? (Закономерность - это расположение чисел в определенном порядке). - В каком порядке расположены данные числа? (в порядке возрастания). - Как понимаете значение слова «порядок»? Заранее подготовленный ребенок читает значение слова «порядок» в словаре Ожегова. - это правильное, налаженное состояние, расположение чего-либо; - последовательный ход чего-либо; - правила, по которым совершается что-нибудь, существующее устройство, режим. Вот как понимается значение слова «порядок» в словаре Ушакова: - это состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего-либо, в ходе дел; - это последовательность, ход; - это способ, метод, путь в осуществлении чего-либо. Порядок должен быть во всем: и вещах, и в мыслях, и в делах, и в природе. - А в математике, где встречается «порядок»? (в сложных выражениях). - Что такое сложное выражение? (это выражение, содержащее несколько действий). - О чем сегодня будем говорить на уроке? (о порядке действий в сложных выражениях). Целеполагание. - Поставьте каждый перед собой цель: - определять порядок действий;
- находить значение сложных выражений.
В) Сообщение темы урока. III. Работа по теме. А) Работа с равенствами: 135 - 15 + 45 : 15 = 123 135 - 15 + 45 : 15 = 131 135 - 15 + 45 : 15 = 5 - Что записано? (равенства). - Что заметили? (одинаковые числа, одинаковые знаки действий, левая часть одинаковая, отличаются значениями). - Как такое может быть? Что нужно сделать, чтобы значения выражений стали верными? (нужно изменить порядок действий). - Что нам поможет изменить порядок действий? (скобки) Работа в парах. - Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными. Объяснение равенств. - Как быть в 3 равенстве? Какое действие нужно выполнить первым? (+). - Выскажите свои предположения. - Как показать, что сначала нужно вычитать, а не делить? (поставить еще одни скобки). - Что необычного в выражении? (двойные скобки). Скобки, находящиеся внутри скобок называются внутренними или вложенными. Вторые скобки называются внешними. - Какое действие будем делать 1?2?3? Б) Составление алгоритма. - Давайте выстроим алгоритм действий в сложных выражениях с двойными скобками. …- (… : (… + …)) : … - Как расставим порядок действий? Если есть двойные скобки, то сначала выполняется действие во внутренних скобках, затем во внешних, затем действия 2 ступени, а потом 1 ступени. В). Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа. Найдите значения выражений. 1в. 2в. 13 х (34+(42 - 14))=806 (121 - (19 + 38)) : 16=4 Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Если выражение решено правильно, поставьте «+». Физкультминутка (релакс под музыку). Займите удобное положение, расслабьтесь. Закройте глаза, дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Тёплый, тихий день, вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы сидите и смотрите вверх на облака - большие, пушистые, белые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь всё выше. На самую верхушку облака. И мягко утопаете в нём. Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги спокойно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе на небо. Оно улыбается вам, вы улыбнитесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день. Просыпаемся. Г). Работа над задачей в группах. - Прочитайте. Что записано? С первого участка собрали 180 кг моркови, со второго в 2 раза больше, чем с первого, а с третьего на 67 кг меньше, чем со второго. Сколько килограмм моркови собрали с трёх участков? Предлагаю поработать в группах. Разделитесь на группы. Задания для групп (по - уровню сложности).
- Решает задачу по действиям.
- Решает задачу выражением.
- Изменит условие задачи так, чтобы решение задачи было более длинным.
Проверка (отчет групп). Д) Домашнее задание. Выберите любое понравившееся задание и выполните его: - № 402 (1) - выбрать любое выражение, найти значение и составить по нему задачу;
- Из чисел, получившейся на уроке закономерности, составить сложное выражение и задачу.
- Подведение итогов урока.
Итогом нашего урока будет проверка знаний с помощью теста. Вам необходимо выбрать и записать один вариант ответа, который будет соответствовать, какой то букве. - Какое действие будет выполняться в выражении последним?
234 - 16 х 5 + 324 : 9 Деление - А; Сложение - Б; Вычитание - В. - Какое из данных выражений можно не вычислять по действиям?
(3580 + 9948) : 2 х 0 - Р (1634 + 2392):6 - М 18 х (1306 - 962) : 3 - О - Какое действие в данном выражении будет выполняться первым?
12 х (234 + (186 - 92)) Сложение - Г Умножение - П Вычитание - А - Укажите верное решение задачи.
Для уроков физкультуры купили 3 баскетбольных мяча по 70 рублей и 1 футбольный мяч за 150 рублей. Сколько рублей заплатили за все мячи? 70 х 3 - 150 - Л 70 х 3 + 150 - В (150 + 70) х 3 - У - Не производя вычислений, определите, в каком из примеров неверно указан порядок действий.
88 -3 5 х1 14 +2 32 1998 -3 13х2 (224 +1 37) 300 :1 2 -2 60 +3 10 Проверка. - Какое слово получилось? (браво). - Что означает слово «браво»? (восхищение). Встаньте те, кому сегодня можно сказать БРАВО! Молодцы! - Все ли мы с вами выполнили, что планировали в начале урока? - Рефлексия.
Продолжите фразу: Я научился…. Мне понравилось… Мне было трудно… - Ребята, если вам сегодня на уроке все было понятно, поставьте в тетради на полях ! знак.- Если есть вопросы и что-то непонятно - поставьте ?