Рабочая программа по литературному чтению 3 кл

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Стакановская средняя общеобразовательная школа

имени лейтенанта А.С.Сергеева »

Черемисиновского района

Курской области



Принята педагогическим советом

Протокол №

от « »______ 2015 г.

Согласована

Руководитель МО

_______(Т.А.Борзенкова)

Протокол №

от « »_______ 2015г.

Утверждена

Директор школы

______ (Позднякова Е.В.)

Приказ по школе №

от « » ________ 2015 г.


Рабочая учебная программа

по литературному чтению в 3 классе

начального общего образования

на 2015-2016 уч. год

учителя

начальных классов

Брусенцевой Людмилы Юрьевны




д.Удерево -2015 г.



Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373; 3. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (с последующими изменениями от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. №1643); 4. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2014 № 1312; 5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 6.Концепция учебно-методического комплекса "Школа России" Плешаков А.А., Железнякова О.А., Издательство: Просвещение, 2013г.; 7.Методические рекомендации и письма Министерства образования и науки РФ по контролю и оценке результатов обучения в 1- 4 классах; 8.Примерная программа по предмету авторов Л. Ф. Климанова [и др.]. - М. : Просвещение, 2013. 9.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72 г. Москва "О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

10.Методические рекомендации по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО (2015-2016 учебный год) ОГБОУ ДПО КИРО г. Курск 2015г.;

11.Основная образовательная программа НОО МКОУ «Стакановская средняя общеобразовательная школа имени лейтенанта А.С.Сергеева» Черемисиновского района Курской области на 2015-2016 учебный год 12.Устав МКОУ «Стакановская средняя общеобразовательная школа имени лейтенанта А.С.Сергеева» Черемисиновского района Курской области

Цели и задачи изучения предмета.

Цели изучения учебного курса: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; воспитание эстетического отношения к искусству слова, формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное: учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  2. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  3. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  4. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  5. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  6. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; художественной литературы;

  7. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  8. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  9. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  10. работать с различными типами текстов;

  11. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».





Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает нее виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются при г мы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (сип готических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения полыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонации о иными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, пони мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого эти кета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуются представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно- познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишу! изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение», входящего в предметную область «Филология» отводится 5 часов в неделю (1 ч из части, формируемой участниками образовательного процесса). Программа рассчитана на 170 часов (34 учебные недели). Реализуется за счет обязательной части регионального базисного учебного плана. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения осуществляется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствуется качество чтения, особенно его осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках уроков литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другие предметам и в дальнейшей жизни;

  • бегло, выразительно читать текст;

  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

  • описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по ег: названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:
  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • -уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия = соответствии с.поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщения

Содержание учебного предмета, курса

3 класс (170 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Вступительная статья.

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Поэтическая тетрадь 1 (13 ч)

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

Великие русские писатели (27 ч)

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина», А. С. Пушкин. «За весной, красой природы…», «уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень».

Л. Н. Толстой. «Детство Л. Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

Н.А. Некрасов. «Славная осень!.,», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (11 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (11 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

Люби живое (21 ч)

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (10 ч)

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

Собирай по ягодке-наберешь кузовок (15 ч)

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»; А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»;Н. Н. Носов. « Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (9 ч)

Вступительная статья Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф « Веселые стихи». Зарубежная литература (10 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике. Повторение (8 ч)



















Календарно-тематическое планирование № п/п Раздел / Тема урока Кол-во часов Вид учебной деятельности обучающихся Дата проведения
Примечание План. Факт. 1. Введение. Знакомство с учебником. 1 Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.


Самое великое чудо на свете (5 ч ) 2. Знакомство с названием раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела, планировать работу.


3. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.


4. Первопечатник Иван Федоров. 1 Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.


5. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. 1 Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. .

6. Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


Устное народное творчество (15 ч ) 7. Знакомство с названием раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.


8. Русские народные песни. 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. .

9. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. 1 Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.


10. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. 1 Называть виды прикладного искусства.


Сказки (11 ч) 11. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. .

12 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1


13-15. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». 3 Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. .

16






Русская народная сказка «Сивка-бурка». 1 Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.






17. Русская народная сказка «Сивка-бурка». 1


18. Вн. чт. Волшебные русские народные сказки. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


19. Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. 1 Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.


20. КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». 1 Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения.


21. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. 1 Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы.


Поэтическая тетрадь 1 ( 13 ч ) 22. Знакомство с названием раздела. 1 Прогнозировать содержание раздела, видеть образ осени в загадках.


23. Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского) 1 Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


24.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза» 1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.


25.

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» 1 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях.


26.

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...» 1 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).


27.

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...» 1 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).


28. Вн. чт. Времена года. Стихи русских поэтов. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой. .

29.

И. Никитин «Встреча зимы» 1 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).


30.

И. Суриков «Детство» 1 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.


31.

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении 1 Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.


32.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») 1 Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.


33. Вн. чт. Стихи русских поэтов о зиме. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


34.

Оценка достижений 1 Отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.


Великие русские писатели (27 ч) 35.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела, планировать работу, выбирать виды деятельности. .

36.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина» 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


37.

А. Пушкин. Лирические стихотворения 1 Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.



38.

А. Пушкин «Зимнее утро» 1 Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.



39.

А. Пушкин «Зимний вечер» 1 Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.



40

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 1 Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.


41

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 1


42

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 1


43

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» 1


44.

Вн. чт. Сказки А. С. Пушкина. 1 Умение прогнозировать результат книги; самостоятельно работать с детской литературой.


45.

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом 1 Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, высказывать свое отношение.


46.

И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. 1 Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. .

47.

И. Крылов «Мартышка и Очки». 1 Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.


48.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». 1 Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.


49.

И. Крылов «Ворона и Лисица». 1 Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.


50.

Вн. чт. Басни И. А. Крылова. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


51.

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. 1 Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


52.

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» 1 Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. .

53.

М. Лермонтов «Утес», «Осень». 1 Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.


54.

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. 1 Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


55.

Л. Толстой «Акула». 1 Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.


56.

Л. Толстой «Прыжок» 1 Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении.


57.

Л. Толстой «Лев и собачка» 1 Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. .

58.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов 1 Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои).


59.

Вн. чт. Книги Л. Н. Толстого для детей. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


60.

Оценка достижений 1 Отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно. .

61.

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») 1 Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Поэтическая тетрадь 2 (7 ч) 62.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.


63.

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...» 1 Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


64.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1 Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.


65.

К. Бальмонт «Золотое слово» 1 Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


66.

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворе-

ний 1 Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.


67.

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений 1 Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.


68. Вн. чт. Книги русских поэтов для детей. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой. .

Литературные сказки (11 ч) 69.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.


70.

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) 1 Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка».


71.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 1 Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.


72.

Вн. чт. Сказки русских писателей-классиков. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


73.

В. Гаршин «Лягушка-путешественница 1 Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому.


74

В. Гаршин «Лягушка-путешественница 1


75




В. Одоевский «Мороз Иванович» 1 Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку.


76.

В. Одоевский «Мороз Иванович» 1


77.

Оценка достижений. Контрольная работа. 1 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


78.

КВН (обобщающий урок по 1 части учебника) 1 Участвовать в литературной викторине.


79. Вн. чт. Литературные сказки русских писателей. (Продолжение) 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


Были-небылицы (11ч) 80.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела.


81-82.

М. Горький «Случай с Евсейкой» 2 Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. .


83.

К. Паустовский «Растрепанный воробей» 1 Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.


84

К. Паустовский «Растрепанный воробей» 1


85

К. Паустовский «Растрепанный воробей» 1


86.

Вн. чт. Были-небылицы. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой. .

87

А. Куприн «Слон» 1 Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно


88

А. Куприн «Слон» 1


89

А. Куприн «Слон» 1


90.

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы» Оценка достижений 1 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. .

Поэтическая тетрадь 1 (7 ч) 91.

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» 1 Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому.


92.

С. Черный «Воробей», «Слон» 1 Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.


93.

А. Блок «Ветхая избушка» 1 Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. .

94.

А. Блок «Сны», «Ворона» 1 Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.


95.

С. Есенин «Черемуха» 1 Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение.


96.

Вн. чт. Курские писатели-детям. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


97.

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений 1 Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.


Люби живое (21 ч) 98.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела.


99.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.


100










И. Соколов-Микитов «Листопадничек» 1 Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом.










101.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» 1


102.

Вн. чт. Экологические рассказы. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


103.

В. Белов «Малька провинилась» 1 Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.



104.

В. Белов «Еще раз про Мальку» 1 Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.


105








В. Бианки «Мышонок Пик» 1 Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.








106.

В. Бианки «Мышонок Пик» 1


107.

Вн. чт. Рассказы о животных. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


108

Б. Житков «Про обезьянку» 1 Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении.


109

Б. Житков «Про обезьянку» 1


110

Б. Житков «Про обезьянку» 1


111.

Вн. чт. Рассказы о животных (продолжение) 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


112.

В. Дуров «Наша Жучка» 1 Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.


113.

Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой. .

114.

В. Астафьев «Капалуха» 1 Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.


115.

В. Драгунский «Он живой и светится...» 1 Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.


116.

Урок-конференция «Земля - наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое») 1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


117.

Оценка достижений 1 Отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.


118. Вн. чт. Научно-познавательная литература для младших школьников о животных и человеке. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


Поэтическая тетрадь 2 (10 ч) 119.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела. .

120.

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...» 1 Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Заучивать стихи наизусть. .

121.

А. Барто «Разлука» 1 Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.


122.

А. Барто «В театре» 1 Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать и воспринимать на слух тексты.


123.

Вн. чт. Стихи, сказки и рассказы о маме. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


124.

С. Михалков «Если», «Рисунок» 1 Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.


125.

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» 1 Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения.


126.

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2») 1 Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.


127.

Оценка достижений 1 Отвечать на поставленные вопросы, работать самостоятельно в группе, оценивать свои достижения. .

128. Вн. чт. Любимая книга любимого писателя. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой. .

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (15 ч) 129.

Знакомство с названием раздела 1 Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела.


130.

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения 1 Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.








131




А. Платонов. «Цветок на земле» 1 Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.






132.

А. Платонов. «Цветок на земле»



133.

Вн. чт. Рассказы о героях страны. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


134








А. Платонов «Еще мама» 1 Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).




135.

А. Платонов «Еще мама» 1


136.

М. Зощенко «Золотые слова» 1 Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.


137.

М. Зощенко «Великие путешественники» 1 Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения.


138.

Вн. чт. Веселые рассказы современных писателей о детях. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


139.

Н. Носов «Федина задача» 1 Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения.
.

140.

Н. Носов «Телефон» 1 Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.


141.

В. Драгунский «Друг детства» 1 Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения.


142.

Вн. чт. Веселые рассказы современных писателей о детях. (Продолжение) 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


143.

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Оценка достижений 1 Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


По страницам детских журналов (9 ч) 144.

Знакомство с названием раздела 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.


145.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 1 Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, характеризовать их.


146.

Ю. Ермолаев «Проговорился» 1 Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.


147.

Ю. Ермолаев «Воспитатели» 1 Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.


148.

Г. Остер «Вредные советы» 1 Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. .

149.

Г. Остер «Как получаются легенды» 1 Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды).


150.

Р. Сеф «Веселые стихи» 1 Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок.


151.

Вн. чт. Детская переодическая печать 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


152.

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений 1 Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Зарубежная литература (10 ч) 153.

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции 1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.


154 .

Мифы Древней Греции 1 Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.


155

Мифы Древней Греции 1


156. Вн. чт. Мифы Древней Греции. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


157




Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» 1 Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. .



158








Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» 1








159. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» 1


160. Вн. чт. Сказки зарубежных писателей. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


161










Развивающий час по теме «Зарубежная литература» «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) 1 Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
.

162. Развивающий час по теме «Зарубежная литература» «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) 1


Повторение ( 8 ч ) 163. Проверка техники чтения. 1 Проверка предметных и универсальных учебных умений.


164. Вн. чт. Книги о сказочных путешествиях. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


165. Экскурсия в сельскую библиотеку «Город наших друзей» 1 Приобрести навыки работы с информацией в библиотеке. .

166. Вн. чт. Книги о человеке-умельце и его изобретениях. 1 Умение прогнозировать характер книги; самостоятельно работать с детской литературой.


167. Итоговая диагностическая работа. 1 Проверка предметных и универсальных учебных умений.


168


Обобщение изученного за год. 1 Проверка предметных и универсальных учебных умений.


169. Обобщение изученного за год. 1


170. Знакомство со списком литературы для чтения в летний период. 1 Отобрать литературу для самостоятельного чтения.
























Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Средства обучения:
  • демонстрационный материал (таблицы):
  • жанры устного народного творчества;
  • фольклор народов России;
  • народные сказки;
  • сказки народов России;
  • литературные сказки;
  • сказки русских писателей;
  • сказки зарубежных писателей;
  • по страницам любимых книг;
  • портреты поэтов и писателей
  • раздаточный дидактический материал:
  • словари по русскому языку;
  • детские книги разных типов из круга детского чтения.
  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. / Климанова Л. Ф. , Бойкина М. В. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс / С. В. Кутявина.- М.: ВАКО, 2013.

  3. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий . 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. С. Асафьева, М. В. Буряк [и др.]; сост. Е. С. Галанжина. -М. : Планета, 2011. - (Современная школа).

  4. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М. С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения ).


  1. Перечень Интернет - ресурсов.
  1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-Режим доступа: http:/nsc. 1 september.ru/urok
  2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :nachalka.info/about/193
  3. Начальная школа- детям, родителям, учителям. - Режим доступа : http: Nahalka. Com
  4. Архив учебных программ и презентаций. - Режим доступа :http:rusedu.ru
  5. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. - Режим доступа : int-edu.ni/



© 2010-2022