Контроль и оценка результатов обучения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контроль и оценка результатов обучения

Автор статьи делится опытом комплексного оценивания учащихся начальных классов. В статье раскрыты подходы к реализации метапредметной составляющей текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся. Предложен примерный вариант годовой контрольной работы для учащихся 2-х классов.

Метапредметная составляющая текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-273-ФЗ), образовательная организация (далее - ОО) осуществляет текущий контроль и промежуточную аттестацию учающихся в порядке, установленном локальным актом ОО1. Как правило, таким локальным актом определяются соответствующие полномочия и функциональные обязанности педагогов, непосредственно осуществляющих обозначенный вид оценивания в рамках образовательного процесса.

Требования к КИМ

Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования к триединому образовательному результату освоения учащимися основной образовательной программы (далее - ООП) начального общего образования. Следовательно, разработка и (или) адаптация КИМ педагогами и профилирующими зам. директора должна увенчаться продуктом, посредством которого можно было оценить не только предметные результаты освоения учащимся образовательной программы, но и результаты метапредметные, а также отдельные личностные новообразования обучающихся. Цели текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся можно определить следующим образом: • реализация права обучающихся на объективное оценивание собственных образовательных результатов; • повышение мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности; • содействие внутришкольному контролю в части получения информации об уровне освоения учащимися ООП начального общего образования; эффективности тех или иных педагогических технологий; профессиональной компетентности педагога и др.

Использование контекстной оценки

В отличие от оценки образовательных результатов, проводимых в рамках процедур внешней оценки качества образования, текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся призваны максимально индивидуализировать подходы к формам и содержанию оценки. Даже в тех случаях, когда учащимся предлагается один вариант КИМ на класс, индивидуальным можно сделать анализ оценочных данных. Для этого оценочные данные должны анализироваться в контексте психо-возрастных особенностей

конкретного ученика, уровня его интеллектуального развития и характера учебной мотивации. Сегодня педагог вправе не только самостоятельно готовить пакет КИМ для реализации рабочей программы по дисциплинам учебного плана, но и определять формы оценочной деятельности и методики интерпретации оценочной информации. В этом смысле, контекстный подход к оценке будет достойной альтернативой дифференцированному подходу, предполагающему индивидуальные КИМ для каждого ученика или группы учащихся (см. форму). Форма Шаблон анализа оценочных данных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся:

ФИО учащегося ___________________________________________ Предмет оценки: __________________________________________ Форма оценки: ____________________________________________ Дата проведения оценочной процедуры _______________________ Лицо, которому предоставляется аналитическая справка по итогам оценки: __________________________________________________

Оцениваемые результаты

Фактическая оценка (оценочный балл)

Контекстная оценка

Задачи по коррекции результатов оценки

О способах отражения промежуточной аттестации в учебном плане ООП начального общего образования читайте в журнале «Управление начальной школой» № 4, 2015 г. //Губанова Е.В. Формирование учебного плана начального общего образования: актуализация вопроса. - С. 16-28 - Примеч. ред. 3 Например, оценка освоения учащимися образовательной программы по русскому языку за курс 2- го кл. 4 Указать форму проведения оценочной процедуры (тест, контрольная работа на метапредметном содержании, творческий экзамен, защита проекта и др.) 5 Таковым лицом может быть родитель (законный представитель) обучающегося; курирующий зам. директора; руководитель методического объединения педагогов и др. Не исключены ситуации, когда аналитическая информация не имеет адресата, и педагог продуцирует и использует ее по своему усмотрению (к примеру, для иллюстрации результатов применения педагогической инновации).

… … … …

Контекстная оценка - это то, что выходит за границы установления фактического уровня освоения учащимся образовательной программы. Контекстная оценка всегда индивидуальна, поскольку в нее закладываются: • принцип сравнения учащегося с самим собой (был/стал); • принцип поддерживающей мотивации (развитие личности в процессе оценивания; • принцип последующей коррекции образовательных результатов учащихся (оценочная информация как основание для индивидуальной коррекционной работы с учащимися). Контекстная оценка позволяет, таким образом, реализовать все необходимые функции оценочной деятельности педагога даже в условиях дефицита КИМ, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования. Комплексный подход к КИМ Для того чтобы содержание оценки соответствовало требованиям ФГОС начального общего образования, рекомендуется использовать комплексный подход к КИМ, когда на оценка достижения метапредметных образовательных результатов учащихся осуществляется на предметном материале и встраивается в привычной для учащихся формат контрольных работ. Это важно с точки зрения достижения интегрированного образовательного результата, становления у учащихся целостного представления о своих способностях. Системное использование КИМ, разработанных на основе комплексного подхода, будет содействовать осознанию учащимися целостной природы познания, взаимосвязи эмоциональноценностной и операционально-деятельностной стороны учения.

Важно, чтобы метапредметная составляющая текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся не была для педагога чемто добавочным к основному содержанию оценочной деятельности, а воспринималась как неотъемлемая часть соответствующего раздела ООП начального общего образования. Конечно, контекстная оценка и комплексный подход к КИМ больше уместны в рамках промежуточной аттестации обучающихся, однако они не исключаются и в ходе текущего контроля. Здесь многое зависит от качества методической инфраструктуры оценочной деятельности педагога и его профессиональных амбиций. Даже в тех случаях, когда педагог использует готовые варианты КИМ, он дожжен изначально продумать логику анализа данных, которые он планирует получить посредством КИМ. В этом смысле, самостоятельная разработка КИМ может оказаться более эффективной, поскольку педагог принимает в расчет все нюансы проведения оценочной процедуры, особенности класса, свои собственные педагогические цели и др. Ниже приводится примерный вариант годовой контрольной работы (см. приложение) для учащихся 2-го класса. Работа проводится в рамках промежуточной аттестации учащихся по итогам освоения образовательных программ по русскому языку, математике и окружающему миру.

Приложение Примерный вариант годовой контрольной работы по русскому языку для учащихся 2-го класса

Прочитайте текст Самые древние животные на земле - черепахи. Они жили еще тогда, когда по земле ходили динозавры.

Тело черепахи защищено панцирем. Это животные долгожители. Они живут более ста лет. Черепахи медлительны и неповоротливы на земле, а в воде пропадает их неуклюжесть. Кожистая черепаха в воде может достигать скорости более 30км в час. Это самая крупная черепаха. В длину она может превышать два метра, и весить 450кг. Самая маленькая сухопутная черепаха - мускусная. Длина панциря мускусной черепахи всего 7-8см. Но не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше. Это наземные черепахи. Другие живут в воде. Это водные черепахи. Все черепахи - наземные и водные - потомство выводят на суше. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки. Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде: там легче спрятаться от врагов. Наземные черепашки зарываются в песок и остаются там зимовать. Черепахи - мирные и спокойные животные. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб и лягушек. Они могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холодf/ Выполни задания: Задание 1 Подумай, к какому типу относится рассказ. Обведи цифру правильного ответа. 1. описание 2. повествование 3. рассуждение Задание 2 Придумай заголовок к тексту. Запиши его: _______________________________________________________ Задание 3

Найди в тексте предложение, в котором говорится, как ведут себя детеныши наземной черепахи. Запиши его: _________________________________________________________

Задание 4 Из второго абзаца выпиши второе предложение. Подчеркни основу предложения.

________________________________________________________

Задание 5 В таблице записаны имена существительные во множественном числе. Во второй столбик запиши их в единственном числе. Множественное число Единственное число черепахи яйца животные листья

Задание 6 Из последнего абзаца выпиши слова, которые состоят из двух слогов, но не могут быть разделены для переноса на другую строку. _________________________________________________________

адание 7 Образуй и запиши три однокоренных слова к данным словам. Выдели в них корни. Вода - Земля -

Задание 8 Реши задачу, используя данные текста. Узнай, какое расстояние проплывет черепаха за 3 часа?

Задание 9 Используя таблицу, определи вес самой крупной черепахи, зная, что она на 230кг больше веса кожистой черепахи. Запиши выражение и реши: _________________________________________________________ Запиши вопрос задачи, если она решается так: 450 - 225= _________________________________________________________ Напиши ответ: _________________________________________________________

Кожистая черепаха 450кг Самая крупная ? Морские черепахи 225кг Грифовая черепаха 70кг

Задание 10 Используя информацию шестого и седьмого абзаца текста, заполни таблицу. Объекты живого мира Объекты неживого мира

© 2010-2022