- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская деятельность и формирование метапредметных знаний у младших школьников на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность и формирование метапредметных знаний у младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ананьевская А.И. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ананьевская А.И.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
Исследовательская деятельность и формирование метапредметных знаний у младших школьников на уроках окружающего мира
Основные задачи начального общего образования; развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Эту проблему успешно решает организация исследовательской деятельности на первой ступени обучения. Исследовательская деятельность учащихся определяется как образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста - руководителя исследовательской работы. Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. А, как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Какие приемы и методы позволят сохранить и развить устойчивый интерес к исследовательской деятельности и при этом формировать УУД? В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания - общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания.
- Первое правило - «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику».
- Второе правило - «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
- Третье правило - «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют».
Дети пишут письмо на подготовленном бланке.
Чтение писем. - Если это не секрет, прочитайте своё письмо. Релаксация. Учитель. - Желаю, чтобы ваше желание сбылось. - Слово нашим экспертам. 1). Анна, почтальон-инструктор почтового отделения № 5, рассказывает о правилах отправки письма, о важности адреса на конверте. 2) Роман, историк, экскурсовод, сообщает адрес резиденции Деда Мороза, знакомит детей с Великим Устюгом. Ежегодно в Устюг приезжают более 100 тысяч детей. 3) Екатерина, поэтесса, - Ребята, спасибо вам за встречу.
Пусть дарит праздник и румянец
Снежинок нежных легкий танец!
Пусть добрым будет Новый год,
Пусть сказкой в жизнь вашу войдет!
Познание мира через игру и в игре, в индивидуальной творческой деятельности - это, на наш взгляд, естественный путь развития ЛИЧНОСТИ. Участники представления педагогического опыта в своих выступлениях на этапе рефлексии отметили, что очень важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые технологии развития универсальных учебных действий. Многие актуальные вопросы по формированию УУД в начальной школе затронуты педагогами:
- Как привлечь внимание, вызвать интерес к творчеству?
- Как помочь запомнить то или иное правило?
- Как выполнить основные задачи: «учить ученика учиться» (начальная школа) и «учить ученика учиться в общении» (основная школа)?
Исследовательскую деятельность можно считать универсальным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность - высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Поэтому в процессе формирования УУД исследовательская деятельность наиболее эффективна. В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения». Первый и самый простой - когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно. Второй уровень - проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск. На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно. Младшие школьники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Выделим четыре блока умений, необходимых ребёнку- исследователю:
1 блок - организационные умения 2 блок - умения и знания исследовательского характера 3 блок - умение работать с информацией 4 блок - умение представить результаты своей работы Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выдвижение гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);
- защита проекта.
На всех этапах работы следует иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) - самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников.