Технологическая карта по курсу ОРКСЭ по теме: Добро и зло

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока «Добро и зло»

ФИО

Данилова Александра Владимировна

Адрес

Коми республика, город Инта

Место работы

МБОУ «СОШ №9»

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы светской этики

УМК

А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока

Добро и зло

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Цель, задачи

Цель: формирование этических и культурных ценностей у учащихся.

Задачи:

  • формировать знания о понятиях Добро и Зло, как об основополагающих в этике;
  • развивать критическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • формировать навыки доброжелательности, уважения к окружающим людям; адекватной самооценки;

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Дидактическое обеспечение

Учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь.

Планируемые результаты урока

  • личностные

  • смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

  • самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности)

  • нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)


  • предметные

  • межкультурный диалог, сближающий людей, желание демонстрировать через свои поступки лучшие черты культуры, которую они представляют.

  • критическое отношение к недостаткам своей культуры.

  • моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, - это добро, зло, добродетель и порок, верность и предательство, благодарность и неблагодарность…


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  1. Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;

  • умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

  • корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем, выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



  1. Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

  • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);

  • использование словарей, справочников;

  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

  • установление причинно-следственных связей.



  1. Коммуникативные УУД

  • обеспечивают социальную компетентность;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная

  • С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. А. Рунова «Методические рекомендации по подготовке итоговой работы в форме проекта урока по курсу ОРКСЭ», НИРО, 2012.

  • Будникова, В. «Добрым быть совсем не просто». Классный час для уч-ся 4-5 классов. // Воспитание школьников. - 2006. - № 8.
  • «Доброта вокруг нас». Классные часы на тему нравственности. Для уч-ся 4-6 классов // Классный руководитель.

Интернет-ресурсы

nsportal.ru, obrchepetsk.ru, openclass.ru,tretyakovgallery.ru/, ru.wikipedia.org/,zakon-sch.narod.ru

ЭОРы

Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»







План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). -Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок! - Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! - А почему доктор Айболит добрый: потому что он под деревом сидит? - Кто попробует сформулировать тему нашего урока? -В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие им присущи качества?

(Беседа и обсуждение с детьми темы урока).



-Звучат ответы детей:

-Добрый, потому что всех животных жалел, лечил. Спешил оказать помощь каждому нуждающемуся.

Формулируется и записывается тема урока «Добро и зло».

Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

Работа с таблицей:

Что я знаю

Что узнал

В чем ошибался

Первоначально заполняют графу

« я знаю »

Личностные УУД:

смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

2. Создание проблемной ситуации.

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого типа. - А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

-Какого же человека можно назвать добрым?

-А какого человека - злым?

-Бармалей, наоборот, злой. Всех обижал, даже маленьких.

- Конечно, нет, Бармалей не станет добрым от того, что сядет под деревом. Это зависит от его поступков.

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Актуализация знаний.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-А какое определение о Добре и Зле можно найти в словарях? (работа со словарём)

Беседа с учащимися.

ДОБРО-1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям.

2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра.

3.0 ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо.

-Этимология. Старославянское - добръ, добро.Общеславянское - dobrъ.

Прилагательное «добрый», означающее «мягкосердечный», «сострадательный», «хороший», впервые стало использоваться в русском языке в XI в. Слово с той же индоевропейской основой встречаем в армянском языке (darbin), однако оно имеет иное значение - «кузнец».

Производные: доброта, добряк, одобрить, добреть.

-Синонимы: благо, благодеяние.

Аналогичная работа проводится с понятием ЗЛО.

Работа с таблицей:

Что я знаю

Что узнал

В чем ошибался

Заполняют графу «что узнал»

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). -Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее? Какие? 1.Парная работа.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Скажите как можно больше добрых слов своему(-ей) однокласснику(-це). Пожалуйста, в парах напишите на листочках. 2. Игра « Доскажи словечко» - Давайте мы немного поиграем. - Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово: -И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. Зазеленеет старый пень, Когда услышит: … -Растает ледяная глыба От слова доброго... -Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... -Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: ... -Доброта-это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. -Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите. Поработайте в парах.



-Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым? -Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. 3.Работа с притчей. -Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно. Послушайте, пожалуйста, древнюю китайскую притчу:

ДОБРО БЕЗ УМА Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.- Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.- Каких птенцов? - удивился император.- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?- Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал:- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо, и добро без ума - не лучше.

- О чем эта притча? Кто главные герои? Что вы можете о них сказать?

- Что с ними произошло?

- Чем же закончилась эта история? Ведь Император так все хорошо придумал.


-Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?


-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

-Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.


4.Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!» - Какие поступки совершил волк? - А какие совершил заяц? - Почему его забрала полиция? 5. Работа в группах. - Добро многогранно. Я выдам вам листочки с заданиями, а вы поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если: -расстроенная подруга плачет; -приятель в компании беззастенчиво врёт; -родители несправедливо сердятся; -девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку; -мальчишки играли в футбол и разбили окно; -брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Обсуждение по вопросам. 6.Работа со сказками (работа в группах) -Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. В конвертах лежат герои разных сказок. Вспомните сказку, назовите героя: поместите на чашу весов: зло - добро. Вывод: Чаша с добром перевесила, зло. Значит добро побеждает зло.

-Конечно же, это добрые слова, «волшебные». Такие, как «Добрый день», «Будьте здоровы», «Добрый вечер», «будьте добры»…

-Дети работают в парах.

- Спасибо, пожалуйста, прости, будьте добры…



... «Добрый день!»

… «Спасибо!»

…«Прости, пожалуйста!»

…«Спасибо!»

Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями: 1.Худо жить без … ласкового слова.


2.За добро … добром платят.


3.Рубашка износится, а … доброе дело не забудется. 4.Худо тому, кто … добра не делает никому. 5.Доброе слово и … кошке приятно.

- Нет, не только добрые слова. Слова надо подтверждать добрыми делами, поступками.





Физминутка -Поиграем в игру «Сели-встали». Если поступок добрый - сели, плохой - зло - встали.

- Эта притча о добре и зле. О том, что даже казалось бы добрый поступок может привести к печальным последствиям. Главные герои Император и Мудрец. И еще мальчишки, и голуби.

- Мальчики стреляли в голубей без причины, не думая о том, что это живые существа. Что это чьи-то мамы и папы. А Императору было жалко голубей, он очень любил птиц. И он придумал давать мальчикам горсть риса в обмен за пойманных птиц.

- Не смотря на хороший добрый поступок Императора, Мудрец указал на то, о чем не подумали ни мальчики, ни Император. Мудрец напомнил о том, что у всех этих птиц остались в лесу беспомощные птенцы, которых некому накормить. И получилось, что сделав добро 500 голубям, Император погубил в 5 раз больше…

-Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.




-Утешила, пожалела, расспросила бы, что случилось? Попыталась бы помочь, исправить случившееся. -Отозвал бы в сторонку, пристыдил бы. Объяснил, что обманывать нехорошо. -Извинился бы, но при этом попытался бы всё объяснить. -Маму утешила и пожалела бы. А девочке бы объяснила, что обманывать нехорошо, некрасиво. Кошку тоже пожалела бы, если её успели наказать. -Предложила бы пойти к хозяину окна и извиниться. Постараться возместить убыток и больше не играть рядом с домами.





-Сказки такие, как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Избушка лубяная и ледяная»…

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях, в анализе притч; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, слайд);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Выборочное чтение.

-Найдите объяснения понятий «добро», «зло».

- Что может помочь человеку «стать добрым человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 2 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос.

Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слова «добро» и «зло» дети записывают в словарик.

Работа с таблицей:

Что я знаю

Что узнал

В чем ошибался

Заполняют графу «в чем ошибался».

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Познавательные УУД: осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. -«Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике Ф. П. Гаазу (1780 - 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру. Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. -Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева. -Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта: Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя, Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло? Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло - их некем заменить. -Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, доброе от злого; узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.


Подготовленный ученик:
-Спешите делать добрые дела, Пока еще не склевана рябина, Пока береста совести бела Спешите делать добрые дела. В колесах дружбы так привычны палки, В больницах так медлительны каталки, А щель просвета так порой мала, А ложь святая столько гнезд свила. Спешите делать добрые дела.


Выполните тест: 1)___...___- образец поступков людей и отношений между ними. 2)___...___- противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. 3)Что считается добрым поступком? А. Забыть о неприятной просьбе Б. Дать списать домашнее задание В. Опоздать на неинтересную встречу Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу 4)Укажите поступки, которые одобряет общество А. обман Б. насилие В. взаимопомощь Г.унижение 5)Что является последствием злых дел? А. дружба Б. радость В. вражда Г. мирное сосуществование 6) Знания о добре и зле помогают людям: А. проявлять заботу о близких Б. жить в мире В. Дружить

-Взаимопроверка.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. - Вам интересно было работать на уроке?

-Что вы расскажете членам своей семьи о добре и зле после сегодняшнего урока?


- Какие выводы вы сделали для себя? - Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.

Напишите мини-сочинение «Добро всегда побеждает зло»

Вывод:

-Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в листочках ставят разноцветные кружки: красный - значит, расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (что-то не понял).

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



© 2010-2022