Методическая разработка урока кубановедения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края».

Цели: 1. Познакомить учащихся с растительностью родного края, Красной книгой Краснодарского края.

2. Расширить представление о многообразии природы родного края, редких лекарственных растениях.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: картины художников, растения края (гербарий), предметные

картинки, иллюстрации, рисунки растений, Красная книга Краснодарского края, индивидуальный альбом для кубановедения.

Содержание урока: Под музыкальное сопровождение дети рассматривают картины художников с изображением леса, степи.

Богат и разнообразен растительный мир нашего края. Множество удивительных растений можно встретить на его территории.

Сегодня мы мысленно побываем в лесах и на лугах нашего Краснодарского края и узнаем, какие растения встречаются там.

В лесу нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников. Высокие дубы, тополя, клены, осины. Стройный тополь является символом Кубани. Недаром в стихах кубанских поэтов мы слышим название этого дерева. (Дети читают стихи кубанских поэтов наизусть).

Даль степей сквозная, А над Кубанью тополя

Гор простор орлиный - И ветлы в три обхвата.

Сторона родная, И все поля, поля, поля

Край наш тополиный! До самого заката.

Виктор Подкопаев Антонина Баева

В более теплых районах мы увидим: ясень, кизил, дикую яблоню и грушу, каштан и даже хвойные деревья: пихту, ель, сосну. Ниже высоких деревьев раскинулись заросшие кустарники орешника, шиповника. (Учитель показывает предметные картинки растений, гербарий).

А теперь мы побываем в степях и на лугах Кубани. (Дети читают стихи Владимира Нестеренко)

В ярких пятнах Эта речка Бейсужек -

Каждый луг, Нитка голубая.

Каждая опушка. Вот зеленый бережок,

Сколько Даль за ним степная.

Зайчиков вокруг! Здесь трава всегда густа,

Вся земля Лошади пасутся.

В веснушках. Эти тихие места

Родиной зовутся.

Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, лишь вдоль дорог, по склонам оврагов, можно встретить дикорастущие растения: лютик дикий, подорожник, лопух, ромашку, щавель конский, васильки и другие травы и цветы. Луга Кубани поражают своей яркой окраской, пестротой цветов. Кругом произрастают золотисто-желтые лютики и одуванчики, розово-красные гвоздики, голубые незабудки.

(Дети рассматривают предметные картинки, гербарий).

Цветы - это необычайно красивое, сказочное творение природы.(Дети в костюмах цветов читают стихи кубанских поэтов).

Одуванчик Колокольчик

Абсолютно небольшой Среди жухлых трав и кочек,

Одуванчик в жаркий зной. Как птенец, еще слепой,

Был один на летней клумбе Пробудился колокольчик,

В шапке, Колокольчик голубой.

В валенках Он проснулся, потянулся,

И в шубе ! Разгоняя зимний сон,

Теплый ветер налетел Синим звоном расплеснулся -

И до валенок раздел. Синий звон со всех сторон !

Л. Мирошникова В. Неподоба

В степях, в предгорных районах можно встретить растения, которые люди называют лекарственными. Еще в древние времена, наблюдая за животными, люди стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. (Дети сами называют лекарственные травы, которые они знают). Мята - содержится в зубной пасте, в лекарствах, в продуктах. Очень вкусен и полезен салат из крапивы, в ней много витаминов.Чай из цветков липы и настой мать-и-мачехи лечат простуду.

Но много в нашем крае редких растений, которые могут исчезнуть. Почему? Люди их уничтожают своими руками. Такие растения занесены в Красную книгу . Красный цвет - это значит внимание, стоп, не губите растения, не убивайте животных. (Учитель показывает Красную книгу Краснодарского края, иллюстрации растений). Сосна, лещина, подснежник, прострел луговой, мак восточный, колокольчик, ландыш, горицвет и многие другие растения нужно охранять и беречь. Что вы можете сделать, чтобы сохранить растительный и животный мир ?

Что мы сажаем, сажая леса ? Что мы сажаем, сажая леса ?

Чащу, где бродят барсук и лиса, Лист, на который ложится роса

Чащу, где белка скрывает бельчат, Свежесть лесную,и влагу,и тень

Чащу, где пестрые дятлы стучат. Вот, что сажаем в сегодняшний день.

С. Маршак

Какие растения можно встретить в нашем крае? Вопросы для закрепления:

1. Дикая роза с ярко-красными ягодами.(Шиповник)

2. Маленький мужичок, костяная шубка. (Орех)

3. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, его найдешь.

Ярко-синий и пушистый

Только жаль, что не душистый. (Василек)

4. Только тронь,

Одернешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь. (Крапива)

5. Назови дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина)

6. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш)

7. Какое дерево всегда плачет? (Ива)

Дети рисуют в своих альбомах по кубановедению рисунки на тему «Растительный мир Краснодарского края».

Итог урока: Что можно сказать о растительном мире нашего родного края?

Список литературы

1. Н.Я. Паскевич «Любимый уголок земли»,ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар, 2005 г.

2. И.П. Лотышев «Путешествие по родному краю», ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2004 г.

3. Е.Н. Еременко «Кубановедение», материалы к урокам и внеклассным мероприятиям, Краснодар, 2006 г.

4. « Красная книга Краснодарского края», Краснодарское книжное издание,1994 г.



Разнообразие растительного мира

Краснодарского края

Урок по кубановедению

1 класс


Учитель: Пустоварова Г.Н.

© 2010-2022