- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению по теме Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Н. Сладков «Свиристели. » (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Н. Сладков «Свиристели. » (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова В.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Разработка урока литературного чтения в 1 «А » классе.
Тема
«Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание.
Н. Сладков «Свиристели.»
Цель темы
- продолжить сравнение научного и художественного текстов, выявляя специфику художественного слова;
- формировать умение формулировать свои мысли и аргументировать их, практический навык чтения, находить информацию, используя разные источники;
- воспитывать бережное отношение к книге;
Задачи
- выявить разницу целей ученого и писателя (дать достоверные сведения в первом случае, создать художественный образ, то есть затронуть чувства читателя - во втором);
- рассмотреть особенности художественного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей - с одной стороны, точность и краткость - с другой);
- учиться получать информацию из различных источников;
- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, умения видеть красоту в окружающем мире;
УУД
Коммуникативные УУД:
- суметь оформить свои мысли и в словесной форме; - слушать и слышать других, вступать в диалог; - выполнять правила общения, принятые классом; - учиться работать в паре, в группе (в работе с карточками).
Личностные УУД:
- учиться эмоционально переживать художественный текст;
- формирование интереса к чтению, внутренней мотивации обращения к книге
- формирование доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию взаимопомощи;
Познавательные УУД :
- учиться высказывать свою версию, прислушиваться к мнению других;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться делать выводы по итогам общей работы учителя и класса;
- пользоваться словарями, другими источниками получения информации
- выбирать нужную книгу, ориентироваться в ней ;
- учиться корректировать свою работу, вносить дополнения, изменения;
- работать с информацией, искать информацию в учебных текстах
Основные понятия
Художественный текст, научный текст
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник В.Ю. Свиридова «Литературное чтение»
Глава 2 «Путешествие в мир Литературы»
Методическое пособие, мультимедийное оборудование
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Организаци-онный момент.
I этап. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
-Подарите свою улыбку и мне!
Мотивация к учебной деятельности.
Постановка проблемной ситуации
Работа над текстом.
II этап. Актуализация знаний
Артикуляционная разминка : На доске: Го-гу-ги-ге-га-га Кор-кур-кир-кер-кар-кар Чук-чек-чак-чик-чирик Тынь-тань-тюнь-тянь-тинь-тинь Кре-крю-кро-кри-кря-кря Свари-свори-свури-свери-свири-свири
- Что заметили при чтении каждой строки?
- Каких птиц? - Чьё пение вы узнали?
- А кто это поёт? (Звучит пение свиристеля.) - Так поёт очень необычная птичка - свиристель. Знаете такую? - Посмотрите на экран. Это свиристель. Хотите узнать о ней?
Работа над текстом. а) Знакомство с текстом. Чтение текста учителем. - Какие мысли возникли у вас при слушании? - Может что-то вас удивило в рассказе? - А хочется вам самим прочитать этот текст? Перечитайте его в полголоса. - Откройте учебник «Литературное чтение» на странице 30. Прочитайте текст . б) Анализ прочитанного. - Что нового открыли при перечитывании? - Прочитайте еще раз первое предложение. «свиристели» - название птичка «свиристели» - действие, издавали звук
- Что значит «свиристеть»?
Словарная работа.
Где можно найти более точную информацию?
Итак, разделимся на группы:
1 группа: спросит у наших гостей
2 группа: поищет в словарях на нашей выставке
3 группа: (большая часть класса) - через проектор будет искать в интернете (на тренажере - клавиатуре набирают слово «свиристеть», а один ученик на настоящем компьютере)
- обсуждение вариантов всех групп:
«Свиристеть» - издавать резкие шипящие звуки с присвистом, скрипом, трещаньем, наподобие свиристеля.
(По словарю Ушакова)
- Как , по- вашему, как удобнее получать информацию?
- прочитайте хором, по одному, по цепочке;
- прочитайте с вопросительной интонацией;
- с возмущением;
-с радостью;
- с удивлением;
(услышали «разговор» птиц) Кар-кар - ворона, га-га - гусь и т.д. (Чирикает воробей. Синичка поёт. Каркает ворона.)
(слушают голоса птиц)
(дети высказывают свое мнение)
Чтение текста детьми приемом «жужжащего чтения»
Дети работают в парах, индивидуально, обсуждают полученную информацию
Вывод: все зависит от ситуации, а иногда есть смысл рассмотреть все источники.
Работа над восстановле-нием текста.
Сопоставле-ние художествен-ного и научного текстов.
Творческое задание.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Вы знаете, ребята, хотела предложить вам прочитать самые яркие моменты рассказа, даже выписала их на карточки, но некоторые слова не пропечатались. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы точно восстановить текст? (перечитать)
Работа в группах: используя текст учебника восстановить фрагменты на карточках:
1 карточка.
На вид свиристели приятные: дымчато-розовые, с________ хохолком, с красными и ________ крапинами на крыльях.
2 карточка.
К нам прилетают только______ , клюют _______ в садах и парках.
3 карточка.
И тогда такие они, свиристели, __________, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не научились ___________ их.
(зачитывание отрывков каждой группой, оценивание детьми с помощью сигнальных карточек и словесно)
- Что узнали от ребят первой группы о свиристелях?
- А что узнали от ребят второй группы?
- А как называют птиц, которые прилетают к нам только на определенный период?
- А от ребят третьей группы?(характер птиц)
- Какой у них характер? Важно ли ,что свиристели не научились бояться людей? Какая опасность может исходить от нас с вами?
- Как сам автор относится к свиристелям?
- Какова главная мысль этого рассказа? Что хотел сказать своим читателям Николай Иванович Сладков? Как ему это удалось?
А теперь прочитайте еще один текст на стр. 31.
- Что общего в текстах? А чем отличаются?
- А теперь, чтобы точнее увидеть отличия, обратимся к нашим волшебным вопросам - помощникам: «ЗАЧЕМ? О ЧЕМ? КАК написан текст?»
- Зачем пишет ученый?
- О чем сообщает научная статья? Как, какими словами говорит ученый?
- Докажите! (нет настроения, отношения автора к тому, что он написал, только факты)
- Что теперь скажете об этой птичке? Заинтересовала она вас? (кто-то захотел еще узнать что-нибудь о свиристелях)
У меня для вас есть подарок. Но для начала проверим, как вы умеете ориентироваться в книгах.
- Посмотрите, пожалуйста, перед вами выставка книг. Как вы думаете, в каких книгах еще можно найти информацию об этих или других птицах?
Выставка книг:
Бианки В. Рассказы о животных.
Драгунский В. Смешные рассказы о школе.
Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.
Русские народные сказки.
Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки?
Эмманюэль Паруасьен: Зеленая планета.
В.В. Бианки. Книги о птицах.
В.М. Галушин. Книги о хищных птицах.
Н.А. Гладков. "Тише, птицы на гнездах"
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Г.А. Скребицкий. «Весенняя песня»
- Что же вы можете сказать о сегодняшнем уроке? Чем вы поделитесь со своими родными, друзьями?
Чтение текста по - цепочке.
Работа в группах.
Правила работы в группах:
1. Помогайте друг другу.
2. Исправляйте ошибки друг друга.
3. Не обижайтесь на товарища.
(какие они - автор нам их описывает)
(когда прилетают) (перелетные)
(характер птиц)
(описанием, выразил свое отношение)
Чтение детьми приемом «жужжащее чтение»
Перечитывание одним учеником.
(сообщить точные, научные сведения)
(нет настроения, отношения автора к тому, что он написал, только факты)
Работа с мультимедийной компьютерной программой «Проверь себя.»
(дети объясняют свой выбор)
Продолжите предложения:
Я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…