• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению по теме Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Н. Сладков «Свиристели. » (1 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Н. Сладков «Свиристели. » (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературного чтения в 1 «А » классе.


Тема

«Различие научного и художественного текстов. Художественное и научное описание.

Н. Сладков «Свиристели.»

Цель темы

- продолжить сравнение научного и художественного текстов, выявляя специфику художественного слова;

- формировать умение формулировать свои мысли и аргументировать их, практический навык чтения, находить информацию, используя разные источники;

- воспитывать бережное отношение к книге;

Задачи

- выявить разницу целей ученого и писателя (дать достоверные сведения в первом случае, создать художественный образ, то есть затронуть чувства читателя - во втором);

- рассмотреть особенности художественного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей - с одной стороны, точность и краткость - с другой);

- учиться получать информацию из различных источников;

- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, умения видеть красоту в окружающем мире;

УУД

Коммуникативные УУД:

- суметь оформить свои мысли и в словесной форме; - слушать и слышать других, вступать в диалог; - выполнять правила общения, принятые классом; - учиться работать в паре, в группе (в работе с карточками).

Личностные УУД:

- учиться эмоционально переживать художественный текст;

- формирование интереса к чтению, внутренней мотивации обращения к книге

- формирование доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию взаимопомощи;

Познавательные УУД :

- учиться высказывать свою версию, прислушиваться к мнению других;

- учиться работать по предложенному плану;

- учиться делать выводы по итогам общей работы учителя и класса;

- пользоваться словарями, другими источниками получения информации

- выбирать нужную книгу, ориентироваться в ней ;

- учиться корректировать свою работу, вносить дополнения, изменения;

- работать с информацией, искать информацию в учебных текстах

Основные понятия

Художественный текст, научный текст

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник В.Ю. Свиридова «Литературное чтение»

Глава 2 «Путешествие в мир Литературы»

Методическое пособие, мультимедийное оборудование

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.


Технология проведения


Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Организаци-онный момент.

I этап. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок -

Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Подарите свою улыбку и мне!


Мотивация к учебной деятельности.



Постановка проблемной ситуации

Работа над текстом.













II этап. Актуализация знаний

Артикуляционная разминка : На доске: Го-гу-ги-ге-га-га Кор-кур-кир-кер-кар-кар Чук-чек-чак-чик-чирик Тынь-тань-тюнь-тянь-тинь-тинь Кре-крю-кро-кри-кря-кря Свари-свори-свури-свери-свири-свири

- Что заметили при чтении каждой строки?

- Каких птиц? - Чьё пение вы узнали?

- А кто это поёт? (Звучит пение свиристеля.) - Так поёт очень необычная птичка - свиристель. Знаете такую? - Посмотрите на экран. Это свиристель. Хотите узнать о ней?


Работа над текстом. а) Знакомство с текстом. Чтение текста учителем. - Какие мысли возникли у вас при слушании? - Может что-то вас удивило в рассказе? - А хочется вам самим прочитать этот текст? Перечитайте его в полголоса. - Откройте учебник «Литературное чтение» на странице 30. Прочитайте текст . б) Анализ прочитанного. - Что нового открыли при перечитывании? - Прочитайте еще раз первое предложение. «свиристели» - название птичка «свиристели» - действие, издавали звук

- Что значит «свиристеть»?

Словарная работа.

Где можно найти более точную информацию?

Итак, разделимся на группы:

1 группа: спросит у наших гостей

2 группа: поищет в словарях на нашей выставке

3 группа: (большая часть класса) - через проектор будет искать в интернете (на тренажере - клавиатуре набирают слово «свиристеть», а один ученик на настоящем компьютере)

- обсуждение вариантов всех групп:

«Свиристеть» - издавать резкие шипящие звуки с присвистом, скрипом, трещаньем, наподобие свиристеля.

(По словарю Ушакова)

- Как , по- вашему, как удобнее получать информацию?


- прочитайте хором, по одному, по цепочке;

- прочитайте с вопросительной интонацией;

- с возмущением;

-с радостью;

- с удивлением;

(услышали «разговор» птиц) Кар-кар - ворона, га-га - гусь и т.д. (Чирикает воробей. Синичка поёт. Каркает ворона.)

(слушают голоса птиц)


(дети высказывают свое мнение)

Чтение текста детьми приемом «жужжащего чтения»


Дети работают в парах, индивидуально, обсуждают полученную информацию

Вывод: все зависит от ситуации, а иногда есть смысл рассмотреть все источники.


Работа над восстановле-нием текста.



























































Сопоставле-ние художествен-ного и научного текстов.



Творческое задание.







































Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Вы знаете, ребята, хотела предложить вам прочитать самые яркие моменты рассказа, даже выписала их на карточки, но некоторые слова не пропечатались. Как же быть? Что нужно сделать, чтобы точно восстановить текст? (перечитать)

Работа в группах: используя текст учебника восстановить фрагменты на карточках:

1 карточка.

На вид свиристели приятные: дымчато-розовые, с________ хохолком, с красными и ________ крапинами на крыльях.

2 карточка.

К нам прилетают только______ , клюют _______ в садах и парках.

3 карточка.

И тогда такие они, свиристели, __________, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не научились ___________ их.

(зачитывание отрывков каждой группой, оценивание детьми с помощью сигнальных карточек и словесно)

- Что узнали от ребят первой группы о свиристелях?

- А что узнали от ребят второй группы?

- А как называют птиц, которые прилетают к нам только на определенный период?

- А от ребят третьей группы?(характер птиц)

- Какой у них характер? Важно ли ,что свиристели не научились бояться людей? Какая опасность может исходить от нас с вами?

- Как сам автор относится к свиристелям?

- Какова главная мысль этого рассказа? Что хотел сказать своим читателям Николай Иванович Сладков? Как ему это удалось?

А теперь прочитайте еще один текст на стр. 31.

- Что общего в текстах? А чем отличаются?

- А теперь, чтобы точнее увидеть отличия, обратимся к нашим волшебным вопросам - помощникам: «ЗАЧЕМ? О ЧЕМ? КАК написан текст?»

- Зачем пишет ученый?

- О чем сообщает научная статья? Как, какими словами говорит ученый?

- Докажите! (нет настроения, отношения автора к тому, что он написал, только факты)

- Что теперь скажете об этой птичке? Заинтересовала она вас? (кто-то захотел еще узнать что-нибудь о свиристелях)

У меня для вас есть подарок. Но для начала проверим, как вы умеете ориентироваться в книгах.

- Посмотрите, пожалуйста, перед вами выставка книг. Как вы думаете, в каких книгах еще можно найти информацию об этих или других птицах?

Выставка книг:

Бианки В. Рассказы о животных.

Драгунский В. Смешные рассказы о школе.

Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей.

Русские народные сказки.

Энциклопедия животных для детей. Чьи это детки?

Эмманюэль Паруасьен: Зеленая планета.

В.В. Бианки. Книги о птицах.

В.М. Галушин. Книги о хищных птицах.

Н.А. Гладков. "Тише, птицы на гнездах"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Г.А. Скребицкий. «Весенняя песня»

- Что же вы можете сказать о сегодняшнем уроке? Чем вы поделитесь со своими родными, друзьями?

Чтение текста по - цепочке.

Работа в группах.

Правила работы в группах:

1. Помогайте друг другу.

2. Исправляйте ошибки друг друга.

3. Не обижайтесь на товарища.

(какие они - автор нам их описывает)

(когда прилетают) (перелетные)

(характер птиц)

(описанием, выразил свое отношение)

Чтение детьми приемом «жужжащее чтение»

Перечитывание одним учеником.

(сообщить точные, научные сведения)

(нет настроения, отношения автора к тому, что он написал, только факты)

Работа с мультимедийной компьютерной программой «Проверь себя.»

(дети объясняют свой выбор)



Продолжите предложения:

Я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…


© 2010-2022