Рабочая программа по обучению грамоте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»


Программа разработана на основании основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Улекчинская СОШ», авторской учебной программы «Обучение грамоте» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Букварь» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина - М.: Баласс, 2011) и прописям «Мои волшебные пальчики» в 5 тетрадях (О.В.Пронина - М.: Баласс, 2011).
Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • учебный план, раскрывающий основные разделы и темы курса, контроль и количество часов
  • содержание тем учебного курса
  • учебно-тематический план. Основные темы делятся на подтемы.
  • контрольно-измерительные материалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины
Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы. Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.

2. Адресат Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.).

4. Программное обеспечение
Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению»- М.: «Баласс», 2011 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  • О.В.Пронина «Мои волшебные пальчики» - прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях - М.: «Баласс», 2011.
  • О.В.Пронина, Е.П.Лебедева, О.Ю.Мальцева «Тетрадь для печатания», 1 класс /Под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. - М.: «Баласс», 2011.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Обучение грамоте» К окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • звуки речи;
  • гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
  • названия букв и их последовательность в алфавите;
  • буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • начертания прописных букв;
  • правила написания буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу;
  • признаки предложения.
К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

6. Универсальные учебные действия. Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.

Регулятивные универсальные действия:
  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;
  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Познавательные универсальные действия:
  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;
  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;
  • классифицирование звуков по заданному основанию;
  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;
  • синтез - составление целого текста из частей;
  • осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и вы­бор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необхо­димой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной инфор­мации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:


  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

7. Целевая установка Цель курса обучения грамоте направлено на достижение следующих целей:

  • заложение основ формирования функционально грамотной личности;
  • обеспечение языкового и речевого развития ребенка;
  • помощь ребенку в осознании его как носителя языка;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и художественными текстами;

  • обогащение словарного запаса детей, нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


8. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика программы Начальный курс обучения грамоте - курс интегрированный: в нем объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.

  • Курс обучения чтению условно разделен на два раздела:
- 10 часов - добукварный период «Говорим, рассказываем», который призван подготовить к чтению, формировать умения слышать звучащее слово и развивать устную речь детей; - 54 часов букварный период «Учим буквы - учимся читать».
  • Содержание программы по обучению грамоте позволяет широко использовать дифференцированный подход к обучающимся, что обеспечивает более целесообразное включение обучающихся в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в языковом развитии.

10. Основные содержательные линии курса Все содержательные линии курса «Обучение грамоте» интегрированы между собой и изучаются в течение всего курса.

  • Фонетика
  • Лексика
  • Морфология
  • Графика
  • Орфография
  • Синтаксис и пунктуация
  • Чтение
  • Словообразование
  • Развитие речи
  • Письмо


Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем:
  • "Слово", которое рассматривается с четырех сторон:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами; - состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок); - грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); - лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
  • "Предложение". Знакомясь с предложением, обучающиеся:
- усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); - учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; - правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); - конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
  • "Текст". В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. У детей начинается формирование типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы математи­ческих понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к выявлению причин затруднений и коррекции собствен­ных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Урок развития речи.
Урок внеклассного чтения.

12. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самокон­троль - при введении нового материала,
  • взаимоконтроль - в процессе его отра­ботки,
  • рубежный контроль - при проведении самостоятельных и проверочных работ по письму, при проверке техники чтения в течение курса «Обучение грамоте»,
  • итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму и проверку техники чтения по окончанию курса «Обучение грамоте».

13. Объем и сроки изучения Программа учебного курса общим объемом 64 часа в полгода, по 4 ч. в неделю (из них 2 часа - обучение чтению, 2 часа - обучение письму). Изучается в течение 16-и учебных недель.

14.Библиографический список Список литературы для обучающихся, учебники:

  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. «Букварь», учебник по обучению грамоте и чтению.- М.: «Баласс», 2011;
  • О.В.Пронина. «Мои волшебные пальчики», прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. - М.: «Баласс», 2011;
Методические пособия для учителя:
  • «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2011.

15. Электронные ресурсы

mon.gov.ru.

detki33.blogspot.com.

artjcles.excelion.ru.

Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

теоретическое

контроль

1

Фонетика

4


2

1

1.1. Речевые и неречевые звуки. Гласные звуки. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

2

1

1

с/к, в/к

1.2. Ударение. Ударный и безударные слоги. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Парные согласные звуки. Формирование навыка различения [с] и [ш].

2

1

1

опрос, тест

2

Графика

9

6

3

2.1.

Разграничение понятий "звук" - "буква". Азбука и алфавит. Буквы, обозначающие гласные звуки.

3

2

1

текущий

2.2.

Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного. Обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь и букв е, ё, ю, я, и). Обозначение звука (й´) буквами я, е, ё, ю.

3

2

1

тест

2.3.

Буквы, обозначающие согласные звуки. Функция буквы ь.

3

2

1

с/к, в/к

3

Чтение

8

6

2

3.1.

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Анализ прочитанного текста.

4

3

1

Опрос, текущий, проверка техники чтения

3.2.

Внеклассное чтение

4

3

1

Проверка техники чтения

4

Письмо

32

30

2

4.1.

Знакомство с "Прописью". Правила письма

1

1

-

с/к, в/к, тест, текущий

4.2.

Прямые и наклонные вертикальные линии. Обведение по контуру, штриховка.

1

1

-

текущий

4.3.

Письмо овалов. Письмо наклонных линий. Упражнения в обведении по контуру изученных элементов. Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Письмо прямой с закруглением внизу. Письмо е-образных элементов. Письмо г -образных элементов.

2

2

-

самоконтроль

4.4.

Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

15

14

1

Проверочная работа

4.5.

Упражнения в письме слогов, слов и предложений при списывании с письменного, печатного образца, под диктовку

13

12

1

Проверочная работа

5

Слово и предложение

4

2

2

5.1.

Слова - названия. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Слова в единственном и во множественном числе. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Знакомство с предложением. Знакомство с текстом. Составление предложений, текста. Знаки в конце предложения. Работа над интонацией.

2

1

1

тест

5.2.

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. Знакомство с предлогами. Слова, которые отвечают на вопрос как? Междометия. Наблюдение над однокоренными словами. Корень. Однокоренные слова. Знакомство с суффиксами, с приставкой.

2

1

1

тест

6

Орфография

4


3

1

6.1.

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши).

2

1

1

6.2.

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Правописание заглавных букв в именах собственных. Правописание предлогов со словами.

2

1

1

Проверочная работа

7

Развитие речи

3

2

1

7.1.

Составление предложений и текста по сюжетным картинкам, в т.ч. с введением диалога действующих лиц. Работа над деформированными предложениями.

2

1

1

пересказ

7.2.

Творческое списывание текста. Составление письменных ответов на вопросы по тексту. Редактирование текста.

1

-

1

Проверочная работа

Итого

64

49

15

Содержание тем учебного курса


Фонетика

Речевые и неречевые звуки. Гласные звуки.

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Ударение. Ударный и безударные слоги.

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Парные согласные звуки. Формирование навыка различения [с] и [ш].

Графика


Разграничение понятий "звук" - "буква".

Азбука и алфавит.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

Обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь и букв е, ё, ю, я, и).

Обозначение звука (й´) буквами я, е, ё, ю.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Функция буквы ь.

Закрепление

Чтение


Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Анализ прочитанного текста.

Буквы г, п, и, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква». Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

Гласный звук [о]. Буква о. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Заглавная буква О в именах людей.

Гласный звук [а], буква а. Звук [ы], буква ы. Слова в единственном и множественном числе.

Заглавная буква в географических названиях и именах людей. Звуки [н], [н'], буква н. Звуки [к], [к'], буква к.

Внеклассное чтение

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

Упражнения в чтении.

Звук [у], буквы У, у. Работа над интонацией. ! и ?

Знаки в конце предложения.

Письмо


Знакомство с "Прописью". Правила письма

Прямые и наклонные вертикальные линии. Обведение по контуру, штриховка.

Письмо овалов. Письмо наклонных линий. Упражнения в обведении по контуру изученных элементов.

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Письмо прямой с закруглением внизу. Письмо е-образных элементов. Письмо г -образных элементов.

Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

Письмо наклонных линий, с петлей внизу и вверху и овалов.

Упражнения в письме наклонных линий с петлей внизу и вверху. Письмо прямой с закруглением внизу.

Письмо е - образных элементов, элементов буквы г (прямая с закруглением внизу и вверху).

Повторение основных графических элементов. Письмо прямых и наклонных линий.

Закрепление основных изученных элементов. Строчные буквы и, г, п, т, р.

Упражнения в письме строчных букв и, г, п, т, р. Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р, о.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчные буквы а, ы.

Заглавные буквы Г, П, Т, Р, И. Строчная буква н, к.

Письмо слогов и слов. Упражнения в письме. Строчная буква у. Заглавная буква У.

Упражнения в письме слов и предложений с изученными буквами.

Строчная буква с. Письмо слов, предложений, текста с изученными буквами.

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Правописание предлогов со словами.

Письмо предложений и текста с изученными буквами. Строчные буквы л, м.

Упражнения в письме слов и слогов. Заглавная буква К.

Заглавные буквы Н, С. Письмо слов, предложений и текста с изученными буквами.

Урок-обобщение

Упражнения в письме слогов, слов и предложений при списывании с письменного, печатного образца, под диктовку

Заглавная буква М, Л. Строчная буква ш. Сочетание ши. Заглавная буква Ш. Упражнение в письме.

Заглавная буква А. Проверочная работа по письму. Упражнения в правописании имен собственных.

Строчная буква д. Письмо слов с парными согласными д и т. Строчная буква в. Заглавная буква Д.

Заглавная буква В. Строчная буква е. Строчная гласная буква ё. Заглавные буквы Е и Ё.

Образование и запись слов с приставками. Строчная буква б. Творческое списывание текста. Заглавная буква Б.

Строчная буква з. Заглавная буква З. Строчная буква я. Заглавная буква Я.

Строчная буква х. Строчная буква ж.Заглавные буквы Х и Ж. Письмо текста.

Строчная и заглавная буквы й и Й. Строчная буква ч. Сочетания ча, чу.

Заглавная буква Ч. Строчные буквы ц и щ. Заглавные буквы Ц и Щ.

Слова с сочетаниями ща, щу. Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.

Строчная буква э. Заглавная буква Э. Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. Буква ь. Письмо слов с разделительным ь.

Урок-обобщение

Слово и предложение

Слова - названия. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Слова в единственном и во множественном числе. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Знакомство с предложением. Знакомство с текстом. Составление предложений, текста. Знаки в конце предложения. Работа над интонацией.

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

Знакомство с предлогами. Слова, которые отвечают на вопрос как? Междометия. Наблюдение над однокоренными словами. Корень. Однокоренные слова. Знакомство с суффиксами, с приставкой.

Орфография

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши).

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Правописание заглавных букв в именах собственных. Правописание предлогов со словами.

Развитие речи

Составление предложений и текста по сюжетным картинкам, в т.ч. с введением диалога действующих лиц. Работа над деформированными предложениями. Творческое списывание текста. Составление письменных ответов на вопросы по тексту. Редактирование текста.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

Дата

теоретические

практические

1

Фонетика


4

2

2



Урок 1


Речевые и неречевые звуки. Гласные звуки.

1

1

-

самоконтроль

02.09.

Урок 2 Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

1

-

1

взаимоконтроль

07.09.

Урок 3

Ударение. Ударный и безударные слоги.

1

1

-

опрос

09.09.

Урок 4

Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Парные согласные звуки. Формирование навыка различения [с] и [ш].

1

-

1

тест

14.09.

2

Графика

9

6

3



Урок 1

Разграничение понятий "звук" - "буква".

1

1

-

текущий

16.09.

Урок 2

Азбука и алфавит.

1

1

-

21.09.

Урок 3

Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

-

1

23.09.

Урок 4

Выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

1

1

-

тест

28.09.


Урок 5

Обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь и букв е, ё, ю, я, и).

1

1

-

30.09.

Урок 6

Обозначение звука (й´) буквами я, е, ё, ю.

1

-

1

05.10.

Урок 7

Урок8

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Функция буквы ь.

2

2

-

взаимоконтроль

самоконтроль

07.10.

12.10.

Урок 9

Закрепление

1

-

1

рубежный

14.10.

3

Чтение

8

6

2


3.1.

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Анализ прочитанного текста.





Урок 1

Буквы г, п, и, т, р. Знакомство с согласными звуками.

Разграничение понятий «звук» - «буква».

Чтение слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

1

1

-

опрос

19.10.

Урок 2

Гласный звук [о]. Буква о. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Заглавная буква О в именах людей.

1

1

-

21.10.

Урок 3

Гласный звук [а], буква а. Звук [ы], буква ы.

Слова в единственном и множественном числе.

1

1

-

текущий

26.10.

Урок 4

Заглавная буква в географических названиях и именах людей. Звуки [н], [н'], буква н. Звуки [к], [к'], буква к.

1

-

1

Проверка техники чтения

28.10.

3.2.

Внеклассное чтение





Урок 1 Урок 2

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

Упражнения в чтении.

2

2

-

опрос

09.11.

11.11.

Урок 3 Урок 4

Звук [у], буквы У, у. Работа над интонацией. ! и ?

Знаки в конце предложения.

2

1

1

текущий

16.11.

18.11.

4

Письмо

32

2

30


Урок 1

Знакомство с "Прописью". Правила письма

1

1

-

самоконтроль

02.09.

Урок 2

Прямые и наклонные вертикальные линии. Обведение по контуру, штриховка.

1

-

1

взаимоконтроль

07.09.

Урок 3

Письмо овалов. Письмо наклонных линий. Упражнения в обведении по контуру изученных элементов.

1

-

1

опрос

09.09.

Урок 4

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. Письмо прямой с закруглением внизу. Письмо е-образных элементов. Письмо г -образных элементов.

1

-

1

рубежный

14.09.

4.5.

Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

15

1

14


Урок 1

Письмо наклонных линий, с петлей внизу и вверху и овалов.

1

-

1

текущий

16.09.

Урок 2

Упражнения в письме наклонных линий с петлей внизу и вверху.

Письмо прямой с закруглением внизу.

1

-

1

тест

21.09.

Урок 3

Письмо е - образных элементов, элементов буквы г (прямая с закруглением внизу и вверху).

1

-

1

23.09.

Урок 4

Повторение основных графических элементов. Письмо прямых и наклонных линий.

1

-

1

28.09.

Урок 5

Закрепление основных изученных элементов. Строчные буквы и, г, п, т, р.

1

1

-

30.09.

Урок 6

Упражнения в письме строчных букв и, г, п, т, р. Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р, о.

1

-

1

05.10

Урок 7

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчные буквы а, ы.

1

-

1

взаимоконтроль

07.10

Урок 8

Заглавные буквы Г, П, Т, Р, И.

Строчная буква н, к.

1

-

1

самоконтроль

12.10.

Урок 9

Письмо слогов и слов. Упражнения в письме. Строчная буква у. Заглавная буква У.

1

-

1

тест

14.10.

Урок 10

Упражнения в письме слов и предложений с

изученными буквами.

1

-

1

опрос

19.10.

Урок 11

Строчная буква с.

Письмо слов, предложений, текста с изученными буквами.

1

-

1

21.10.

Урок 12

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами. Правописание предлогов со словами.

1

-

1

текущий

26.10.

Урок 12

Письмо предложений и текста с изученными буквами.

Строчные буквы л, м.

1

-

1

28.10.

Урок 13

Упражнения в письме слов и слогов.

Заглавная буква К.

1

-

1

опрос

09.11.

Урок 14

Заглавные буквы Н, С.

Письмо слов, предложений и текста с изученными буквами.

1

-

1

11.11.

Урок 15

Урок-обобщение

1

-

1

рубежный

16.11.

4.6.

Упражнения в письме слогов, слов и предложений при списывании с письменного, печатного образца, под диктовку

13

1

12


Урок 1

Заглавная буква М, Л.

Строчная буква ш. Сочетание ши.

Заглавная буква Ш. Упражнение в письме.

1

-

1

18.11.

Урок 2

Заглавная буква А. Проверочная работа по письму. Упражнения в правописании имен собственных.

1

-

1

текущий

23.11.

Урок 3

Строчная буква д.

Письмо слов с парными согласными д и т.

Строчная буква в. Заглавная буква Д.

1

-

1

25.11.

Урок 4

Заглавная буква В. Строчная буква е.

Строчная гласная буква ё. Заглавные буквы Е и Ё.

1

-

1

30.11.

Урок 5

Образование и запись слов с приставками. Строчная буква б. Творческое списывание текста. Заглавная буква Б.

1

-

1

самоконтроль

02.12.

Урок 6

Строчная буква з. Заглавная буква З.

Строчная буква я. Заглавная буква Я.

1

-

1

взаимоконтроль

07.12.

Урок 7

Строчная буква х. Строчная буква ж.

Заглавные буквы Х и Ж. Письмо текста.

1

-

1

опрос

09.12.

Урок 8

Строчная и заглавная буквы й и Й.

Строчная буква ч. Сочетания ча, чу.

1

-

1

тест

14.12.

Урок 9

Заглавная буква Ч. Строчные буквы ц и щ. Заглавные буквы Ц и Щ.

1

-

1

текущий

16.12

Урок 10

Слова с сочетаниями ща, щу.

Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.

1

-

1

21.12.

Урок 11

Строчная буква э. Заглавная буква Э. Упражнения в написании слов с изученными буквами.

1

-

1

23.12.

Урок 12

Строчная буква ю. Заглавная буква Ю.

Буква ь.

Письмо слов с разделительным ь.

1

-

1

28.12.

Урок 13

Урок-обобщение

1

1

-

Рубежный

30.12.

5

Слово и предложение

4

2

2


Урок 1

Слова - названия. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Слова в единственном и во множественном числе. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

1

1

-

23.11.

Урок 2

Знакомство с предложением. Знакомство с текстом. Составление предложений, текста. Знаки в конце предложения. Работа над интонацией.

1

-

1

25.11.

Урок 3

Урок 4

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. Знакомство с предлогами. Слова, которые отвечают на вопрос как? Междометия. Наблюдение над однокоренными словами. Корень. Однокоренные слова. Знакомство с суффиксами, с приставкой.

2

1

1

Самоконтроль

рубежный

30.11.

02.12.

6

Орфография

4

3

1


Урок 1 Урок 2


Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши).

2

1

-

Взаимоконтроль

опрос

07.12.

09.12.


Урок 3

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Правописание заглавных букв в именах собственных. Правописание предлогов со словами.

2

1

1

Тест

рубежный

14.12.

7

Развитие речи

3

2

1


Урок 1

Урок 2

Составление предложений и текста по сюжетным картинкам, в т.ч. с введением диалога действующих лиц. Работа над деформированными предложениями.

2

1

-

текущий

16.12.

21.12.

Урок 3

Творческое списывание текста. Составление письменных ответов на вопросы по тексту. Редактирование текста.

1

1

1

итоговый

23.12.

Итого


64

49

15





КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К-1

Обучающиеся делятся на три группы, и каждой группе предлагается текст разной степени трудности.

Игрушки.

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. У столика куклы Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.

1. Вопросы на понимание (после чтения про себя):

  • Почему текст называется «Игрушки»?

  • О каких игрушках рассказывается в тексте?

  • Как звали гостей? А девочку-хозяйку?

  • Кто такие Ириша, Мариша и Саша?

- Соответствует ли заглавие содержанию текста? Какое другое заглавие можно придумать? 2. Чтение текста вслух последовательно по предложениям, затем выборочно по заданию:
  • Прочитайте предложение о куклах.

  • Прочитайте предложение, где встречаются названия других игрушек.

  1. Выразительное чтение целого текста.


Как Алик напугал маму и папу.


Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамон­ты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки. А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки крас­ками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну! Рисунки напугали маму и папу.

1. Вопросы на понимание (после чтения про себя):

  • Кто главный герой рассказа?

  • Как появились у Алика книга и краски?

  • Какая это была книга?

  • Почему испугались папа и мама?

  • Почему Алик так раскрасил животных?

  • Что сказали папа и мама?

  • Понравилось ли название рассказа? Хочется ли придумать свое название? Какое?

  1. Проверка техники чтения.

Задания для выборочного чтения:

  • Прочитайте, какие рисунки были в книге-раскраске.

  • Прочитайте, как Алик раскрасил мамонта и носорога.

3. Выразительное чтение целого текста.


Шишки-малышки.

У опушки стоит старушка-сосна. Лапы сосны поникли. Иголки растут густо. Они укрыли шишки. Сосна, как мама, прилас­кала шишки, и они уснули. К малышам-шишкам пришли сны. А утром сосна распушила иголки, смотрит: а шишки растут. Сон помог расти шишкам.

1. Вопросы на понимание (после чтения про себя):

  • Кого напоминают сосна и шишки?

  • Чем похожа сосна на маму?

  • Почему сосна названа старушкой?

  • Почему поникли ветки сосны?

  • Почему шишки выросли за ночь? (Люди говорят, что дети растут во сне. А о сосне и шишках в рассказе говорится, как о людях.)
  • Когда шишки перестанут быть малышками?

2. Проверка техники чтения.
Задания для выборочного чтения:

  • Прочитайте, с кем сравниваются в тексте сосна и шишки.

  • Прочитайте предложения про лапы сосны, про иголки.

3. Чтение целого текста.


К-2

1. Запись под диктовку соединений и слогов: ак, ка, мм, лл, ом, ал, ол, ам, ши, ум, он, ор.

2. Списать с печатного письменными буквами: шина, малина, машина, шило. Обозначить звуки, разделить слова на слоги, поставить ударение.

3. Списать предложение, изменив порядок слов: У Мариши книга.

4. Составить и записать предложение из слов: шишки, у, Миши.

5. Записать предложение под диктовку: Алик катал шарик.


К-3

1. Чтение незнакомого текста.

Три котенка.

Три котенка - черный, серый и белый - увидели мышь и броси­лись за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка.

Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в трубу. Котята - за ней! Из трубы вылезли три черных котенка. Потом они увидели в прудy рыбу и бросились за ней. Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.

Они обсохли и стали, как были: черный, серый и белый. (По В. Сутееву)

Вопросы после чтения на понимание содержания:

  • Какие были котята по цвету шерсти?

  • Почему котята все стали сначала белыми, а потом черными?

  • Как котята опять стали того цвета, что и были?

  • Почему котята никого не поймали?

  • Какие клички дал бы ты котятам?

2. Выразительное чтение вслух подготовленного текста.


Куда солнышко садится

Березка спросила сосну, куда она так тянется.

  • К небу.

  • Зачем?

  • Хочу облачко-парус надеть на верхушку.

  • Для чего?

  • За голубую речку, за белую горку улететь.

  • К чему?

- Посмотреть, куда солнышко садится, где оно, желтое, живет. (Г. Цыферов)

Вопросы после чтения.

  • Какой ты себе представляешь сосну?

  • Какие чувства хотел передать автор при чтении?

Результаты проверки умений и навыков могут быть оформлены в виде свод­ной таблицы.


Фамилия,

Кол-во слов

Способ

Правильность

Осмысленность

Вырази-

имя ученика

в минуту

чтения

чтения.

чтения

тельность чтения

(неподгот.


Характер

неподго-

подгото-

текст)


ошибок

товлен­ного текста

влен­ного текста



К-4 1. Запись под диктовку слов. Подчеркивание сочетаний, выделенных в рамках; «опасных» мест в словах: жил, речка, Юра, часы, конь, щука, Мурка, чаща, ручной.

2. Диктант без предварительной подготовки:

Летом. Была сильная жара. Поле и лес устали от зноя. Надвинулась туча. Грох­нул гром. Застучали крупные капли дождя.

Грамматические задания после диктанта:

а) обозначить звуки в словах гром, туча; б) разделить слова на слоги: сильная, лес, застучали.

Контрольные и проверочные работы за первое полугодие


Диктанты


Буквенный диктант

Запишите правильным каллиграфическим почерком буквы.

Т т, П п, А а, Я я, Н н

Слоговой диктант

Запишите буквами второй слог каждого диктуемого слова.

Лиса, слоны, трава, поля, петух.

Словарный диктант

  1. Аист, ваза, кусты, ёлка, Коля.

  2. Белка, слива, Юра, лампа, ключ.

Текстовый диктант

  1. Зима. Дима идёт на каток.

  2. Вот лес. У куста норка лисы. В норе лисята.

  3. Коля и Митя идут в парк. Там клёны и липы.

Грамматические задания

  1. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки.

Дятел, ёж, журавль, мышь, орёл.

  1. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены согласные звуки.

Пенал, клей, тетрадь, ручка.

  1. Разделите слова вертикальной чертой на слоги.

Стрекоза - это насекомое.

  1. Добавьте слог, чтобы получилось слово - имя девочки или мальчика.

Я___, Ю___, О___, Ма___, Ми___, Ко___.

  1. Найдите лишнюю букву.

а, у, о, э, й, и, ы

  1. Составьте звуковую модель любого из данных слов. (Модель составляется по аналогии с той, что есть в Азбуке).

Лиса, сова, крот, тигр, орёл.

  1. Расшифруйте записи. Выделите в них слова и запишите предложение.

  1. ЁЖЖИВЁТВЛЕСУ

  2. ПООЗЕРУПЛЫЛИУТКИ

Списывание

Прочитайте загадку и отгадку. Спишите.

Белая морковка зимой растёт.

(Сосулька)

Задания: 1) проверьте написанное и оцените результат списывания;

  1. Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены гласные звуки;

  2. Обозначьте в словах ударение;

  3. Подчеркните в предложении слово, в котором три слога и ударение падает на первый слог;

  4. Составьте схему предложения.

Работа над словом, предложением, текстом

  1. Добавьте слоги, чтобы получились названия учебных вещей. Запишите слова.

Каран___, руч___, пе___, кни___.

  1. Поменяйте в словах слоги местами, чтобы получились новые слова. Запишите их.

Насос, камыш, навес.

  1. Запишите слова в нужную группу.

Диван, тарелка, чашка, стул.

Посуда: _______________________

Мебель: _______________________

  1. Дополните строчки из стихотворения В. Маяковского нужными словами.

Буду делать …

И не буду - …

Слова для справок: плохо, хорошо.

  1. Закончите предложения. Напишите их.

У лисы пушистый ______________.

У зайца длинные _______________.

У волка острые ________________.

  1. Составьте и запишите два предложения из слов.

Коньки, Саши, у.

Идёт, каток, он, на.

  1. Укажите цифрами, сколько слов в каждом предложении.

Дима любит читать. ___

Он сам прочитал сказку. ___

22

© 2010-2022