Урок по русскому языку 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3В класс Урок русского языка

Тема: Правило проверки безударных гласных в корне слова. Способы проверки безударных гласных.

Словарный диктант.

Главная дидактическая цель: учить способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге; развивать умение подбирать проверочные слова для обоснования написания гласной в безударном слоге; обогащать словарный запас детей.

Предметные: учатся способам проверки написания гласной буквы в безударном слоге; подбирают проверочные слова, обосновывая написание гласной в безударном слоге; контролируют и оценивают этапы своей работы.

Метапредметные: умеют сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, учатся соблюдать дисциплину на уроке;

Личностные: стремятся к познанию нового, учатся давать грамотное определение, грамотно излагать свои мысли, владеют элементами самооценки и взаимооценки, проводят рефлексию;

Здоровьесберегающие: знают и применяют упражнения для разминки пальцев, делают физминутку для снятия напряжения с глаз.

Оборудование: проектор, ноутбук, корзина; фрукты, листочки зеленые и белые (у каждого ученика), мел, доска.

Этапы урока

1.Орг. момент.

2. Психологический настрой.

3.Медитация.

4.Разминка для пальцев.

5.Сообщение темы урока.

6.Чистописание.

7.Словарный диктант.

8.Физминутка.

9.Работа над темой урока.

10.Закрепление.

11.Самостоятельная работа с учебником.

12.Физминутка для глаз.

13.Письмо по памяти.

14.Итог урока.

15.Домашнее задание.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте! Садитесь!

-А кто знает, что означает слово «здравствуйте»? Зачем мы его произносим? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку)

-Люди разных народов в своем приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для русского народа - это здоровье, от которого и происходит наше «здравствуй!», т.е. живи в здравии, будь здоров.

-Давайте скажем это волшебное слово! (здравствуйте!)

-О чем мы должны помнить во время всех уроков для сохранения своего здоровья? (соблюдать правильную осанку, положение тетради, доброжелательное отношение друг к другу).

2.Психологический настрой.

-Настроимся на отличную работу на уроке. Для этого сделаем массаж ушных раковин, мочек; потрем ладошки друг о друга.

3.Медитация.

-Закройте все глазки и вместе со мной каждый себе мысленно скажите «Я внимательный, я хорошо думаю, я догадлив, сообразителен, уверен в себе. У меня все получится!»

- Откроем глазки, улыбнемся друг другу, пожелаем здоровья и проследим за своей посадкой.

-Прежде чем приступить к письму, необходимо подготовить свои пальчики к работе.

4.Разминка для пальцев.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я

Это вся моя семья!

(Дети поочередно показывают пальцы, называя их, в конце складывают ладошка к ладошке)

5.Сообщение темы урока

-Берем в руки тетрадь со словами:

Я тетрадь свою открою

И как надо положу,

И, ребята, я не скрою

Ручку правильно держу!

-Записываем сегодняшнее число (сегодня 14 декабря), классная работа.

- Отгадайте загадки. Ответ будем говорить хором.

На радость местной детворе

Залит зимой он во дворе.

Я позову друзей пяток,

Возьмем коньки, нас ждет…(каток)


Мы шли к ней длинным перевалом,

Завал, штурмуя за завалом.

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот взошли на пик, ура!

Ты покорилась нам… (гора)


Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она - краса!

Плутовка рыжая - … (лиса)

Полями, лесом и лугами

Она бежит меж берегами,

Петляет от обрыва к мели,

Тут быстро, где-то еле-еле.

Она течет уже века,

Вот - полноводная …(река)


Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочем,

Не угнаться за …(мячом)

-Посмотрите на слова-отгадки (к…ток, г…ра, л…са, р…ка, м…чом), в которых пропущена буква. Поставьте ударение, выделите корень.

- Какая орфограмма спряталась? (безударная гласная)

-В какой части слова она находится? (в корне)

-Сформулируйте тему и цели нашего урока (Безударный гласный в корне слова. Будем учиться проверять написание этих гласных ).

-Верно, мы говорим о безударных гласных в корне слова и о способах проверки этой безударной гласной.

- Назовите безударные гласные, которые необходимо вставить в отгадки (а, о, и, е, я)

-Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают гласные звуки, безударные, поются, они сомнительные).

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне?

6.Чистописание.

-На минутке чистописания запишем буквы, обозначающие гласные звуки, в той же последовательности, как и в словах, но в соединении друг с другом.( )

-Именно эти буквы необходимо проверять ударением.

-Ребята, а во всех ли словах можно проверить безударный гласный? (нет, есть словарные слова, написание которых необходимо запомнить или проверить их написание по орфографическому словарю).

-В записи сегодняшней даты тоже есть слово на наше правило: декабря.

- Подберите к нему проверочное слово (декабрь).

-А какую гласную в этом слове нельзя проверить? (е) Ее написание надо запомнить.

-Что вы можете сказать об этом месяце? (первый зимний месяц, 12- ый месяц в году,…)

-А какой месяц предшествует ему? (ноябрь) Это слово тоже словарное.

-Что можете сказать об этом месяце? (последний осенний)

-С наступлением холодного времени года у людей повышается заболеваемость простудного характера.

Что нужно делать, чтобы укрепить свой организм? (спорт, гулять на воздухе, закаляться, употребление витаминов.)

-Но не всегда можно купить дорогие витамины в аптеке. А где их еще взять? (есть овощи, фрукты)

7.Словарный диктант в картинках.

-Давайте запишем словарный диктант. На слайде вы видите картинку, в тетрадь записываете название (картофель, огурец, яблоко, морковь, капуста, горох, помидор).

-Обменяйтесь тетрадочками с соседом. Проверьте написание по слайду. Оцените эту работу.

-Составьте предложение с одним из записанных слов.

8.Физминутка «Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

Движения (стоя)

Показывают сначала левый глаз, потом - правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого. Левой рукой показывают рот, правой - нос. Левую ладошку кладут на спину, правую - на живот. Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

-Продолжаем нашу работу.

9.Работа над темой урока.

-Сели ровненько, спинку выпрямили, ножки поставили на пол. Послушайте рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя и передала записку.

- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

-Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования - длинный деревянный меч.

-Почему так получилось?

-Какого правила не знал Дима, когда писал записку Пете?

-Как нужно проверять безударную гласную?

Давайте исправим Димину ошибку. Слово м…чом. Поставьте ударение, выделите корень, подберите проверочное слово (мяч).

-Посмотрите на слайд. Как же надо проверять безударный гласный в корне?

-Прочитаем хором это правило.

-В учебнике на стр.88 есть это правило и его нужно будет выучить дома.

10.Закрепление.

-Теперь мы будем закреплять навык в подборе проверочных слов и выполнять упражнения в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Давайте вспомним последовательность действий в правильном написании безударной гласной.

  • Прочитай слово

  • Поставь ударение

  • Выдели корень

  • Определи безударную гласную

  • Подбери проверочное слово

-Прочитайте этот алгоритм еще раз про себя.

- На доске записано 3 строки слов. Выписать из каждой строки только однокоренные слова, а четвертое слово будет лишним. Поставить ударение, выделить корень.

Вода, водитель, подводный, водичка.

Лесник, перелесок, лестница, лесной.

Морс, море, моряк, морской.

-Почему выписали не все слова? Какие слова оказались лишними?

-Каким способом проверяли слова? ( подбирали однокоренное слово)

-Как еще можно проверить безударный гласный? (изменить форму слову)

-Проведем маленький конкурс. Перед вами 3 столбика слов с пропущенной безударной гласной. Вы со своим соседом по парте подбираете проверочные слова, записываете их и вставляете букву. Это задание необходимо сделать не только быстро, но и правильно.

з…рно с…мена т…йник

р…ка пов…р к…вер

л…нейка л…сица стр…ла

см…треть п…чтальон в…рхушка

гр…за м…лыш с…довый

к…тается сн…говик х…лодный

хл…пушка п…чтовый к…рмовой

11. Самостоятельная работа с учебником.

-Откройте стр. 88 в учебнике. Выполним упражнение 233. Необходимо подобрать проверочные слова, записать их. Поставить ударение и выделить корень.

12. Физминутка для глаз.

-Сейчас сделаем разминку для наших глаз. Посмотрите на слайд. Мы будем следить за передвижением предметов нашими глазками, если предмет то появляется, то исчезает, мы будем моргать (дети делают разминку).

13.Письмо по памяти.

- Прочитайте пословицы.

-Объясните их смысл.

-Прочитайте 3 раза про себя и постарайтесь их запомнить. Запомнить написание слов, знаков препинания.

-Поднимите руку, кто уже запомнил и может воспроизвести их.

-Запишите их по памяти в тетради.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья!

Здоровье в порядке-спасибо зарядке!

-Проверьте запись со слайдом.

-Поднимите руку те, кто справился без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте их и не переживайте. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Вы научитесь!

14. Итог урока

-Посмотрите на стихотворение. Назовите слова с безударной гласной.


По утрам ты закаляйся,

Водой холодной обливайся.

Будешь ты всегда здоров.

Тут не нужно лишних слов.

-Урок у нас заканчивается. За это время у меня появилась удивительная корзина, благодаря которой каждый из вас сможет показать пользу или бесполезность нашего урока.

  • Если урок для вас прошел плодотворно, вы довольны - то прикрепите в корзину фрукт.

  • Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

  • А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите белый лист.

(дети с рядов по очереди)

15.Домашнее задание.

Придумать и записать 10 слов с проверяемой безударной гласной в корне и выучить правило на стр.88 в учебнике.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!

9


© 2010-2022