Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников


И

Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников












Камышлов, 2015


Сборник игр на организацию адаптационного периода первоклассников/ сост. Соловьёва И.И. - Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2015. Рецензент: Митрофанова С.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин.
Сборник предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов, так как в нём представлены игры для организации адаптационного периода, которые помогут студентам-практикантам, учителям, педагогам в организации успешной адаптации младших школьников к школе, по предупреждению дезадаптации.
















© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2015.

Оглавление



Пояснительная записка Для успешного обучения младших школьников необходимо учитывать особенности их адаптации к школьной среде. Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни человека. Это важное событие для ребенка, но оно не менее важно и для учителей. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от поведения учителя, и в его силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно. Согласно письму министерства Российской Федерации «Рекомендации» по организации обучения первоклассников в адаптационный период» от 20 апреля 2001 года N 408/13-13: «Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования». Целью данного сборника является обобщение и систематизация игр для организации адаптационного периода первоклассников. В данном сборнике представлены игры:

  • на профилактику биологических причин дезадаптации;
  • на профилактику социальных причин дезадаптации;
  • на профилактику психологических причин дезадаптации.
Данная логика игр обусловлена причинообусловленностью дезадаптации по Г. Ф. Кумарина. В первом разделе представлены игры релаксационной направленности: на снятия напряжения рук, ног, зрительных анализаторов и т.д. Во втором разделе представлены игры на знакомство, сплочение, развитие межличностных отношений. В третьем разделе представлены игры на развитие мыслительных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение) и мыслительных операций (сравнение, обобщение). Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.













Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников















Игры на профилактику биологических причин дезадаптации

«Тир»

Цель: развитие точности, быстроты движения, глазомера

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия , изображающая полет пули , обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

«К своим флажкам»

Цель: ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в коллективе. Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком в вытянутой в вверх руке. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другое место. После слов учителя: " К своим флажкам!"- играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, чтобы первыми построиться в круг. Группа, построившиеся первой, выигрывает.

«Свеча»

Цель: снятие физического напряжения, путём дыхательной гимнастики. Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Напряглись-расслабились»

Цель: снятие телесного напряжения. В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.).

«Замок»

Цель: расслабление рук Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же - по одной паре пальцев.

«Волшебная мельница»

Цель: снятие напряжения плечевого сустава и кистей рук. Ребенок представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах. 1) Вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения; 2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны); 3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

«Повтори ритм»

Цель: настраивание организма на общий ритм деятельности. Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами): - ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» - правой рукой, «2» - левой рукой, «3» - одновременно двумя руками); - ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

«Кулачки»

Цель: психомышечная тренировка с фиксацией внимания дыхании; напряжение и расслабление мышц рук. Сомкните пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче, чтобы косточки даже побелели. Вот так, хорошо! Сильно-сильно! Да, не очень-то приятно. Руки устали. Распрямите кулачки, медленно. Вот пальцы и расслабились. Ладоши потеплели, отдыхают, им легко, приятно. (3 раза) А теперь сделайте вдох-выдох, вдох-выдох Руки на коленях, кулачки зажаты. Крепче с напряженьем пальчики прижаты. Большой палец прижимаем к остальным. Пальчики сильнее сжимаем- Опускаем, разминаем. (легко приподнимает и роняет расслабленную кисть каждый ребенок.) Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики!

«Колечко»

Цель: развитие мелкой моторики. Поочерёдно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и (последовательно) указательный, средний, безымянный и мизинец. (Упражнения нужно выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке - от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем, обеими руками вместе.)

«Взгляд влево вверх»

Цель: снятие зрительного напряжения Правой рукой зафиксируйте голову за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку и вытяните её в сторону вверх под углом 45 ͦ так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течении 7 секунд. Смотрите на карандаш в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (7 сек). (Упражнение выполняется 3 раза. Затем карандаш нужно взять в правую руку и упражнение повторить.)

«Горизонтальная восьмёрка»

Цель: снятие зрительного напряжения Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив большой палец вытянутым. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмёрку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников

Игры на профилактику социальных причин дезадаптации

«Давай-ка познакомимся!»

Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения. Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

«Откроем сердце другу»

Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой. Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

«Кто? Где? Когда?»

Цель: познакомить детей при расположении их по каким-либо признакам. Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:
  1. в алфавитном порядке;
  2. по месяцам рождения;
  3. по знакам зодиака;
  4. по увлечениям.

«Теремок»

Цель: создавать условия для знакомства детей в ходе театрализованной игры. К ведущему подходит первый игрок и спрашивает: - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Я ... (называет свое имя). А ты кто? - Я ... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.

«Угадай мое имя»

Цель: познакомить детей путем разгадывания имён друг друга. Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:
  • мое имя начинается на букву «О»;
  • мое имя заканчивается на букву «А»;
  • мое имя состоит из шести букв и др.
Все остальные должны отгадать, какое это имя.

«Поздороваться носами»

Цель: преодолеть барьер между детьми, познакомить их путем невербального общения. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«Салки - обнималки»

Цель: разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт». Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.

«Бесконечное кольцо»

Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления. Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

«Ветер дует в сторону…»

Цель: познакомить детей с помощью распределения их по каком-либо признакам. Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону… " (пр. того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.

Дотронуться до одежды …цвета»

Цель: развитие чувства сплоченности. Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

«Это - Я»

Цель: создание положительного эмоционального фона у детей группы и чувства принадлежности к группе. Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно - женское, другое - мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - Я!», и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит: «Это - Я», и остается на месте.

«Постройтесь по росту!»

Цель: преодоление барьеров в общении между детьми и их раскрепощение. Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет. Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.




Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников



















Игры на профилактику психологических причин дезадаптации

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, горячий - холодный, пустой - полный, легкий - тяжелый, чистый - грязный, больной - здоровый, ребенок - взрослый, огонь - вода, сильный - слабый, веселый - грустный, красивый - безобразный, трус - храбрец.

«Исключи лишнее»

Цель: развитие мышления

Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.

Цвет:

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

Форма:

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

Вкус:

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

Вес:

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

«Найди различия»

Цель: развитие мышления, логики, внимания. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия между ними

«Повтори-ка»Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников

Цель: развитие у детей памяти и внимательности. Выбирается тема игры, например «Дикие животные». Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва. Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий игрок - лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д. Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок - выбывает из игры. Примечание. По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т. д.

«Назови одним словом»

Цель: развитие мыслительной операции - обобщение. Взрослый называет несколько слов, ребенок подбирает обобщающее слово. Например: -автобус, мотоцикл, велосипед… -крыжовник, смородина, клубника… -скрипка, пианино, баян… -топор, пила, клещи… -шарф, шапка, рукавицы…

«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие внимания, реакции, сообразительности и ловкости.

Играющие встают в шеренгу либо в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку и с определенного расстояния кидает ему в руки мяч, одновременно произнося какое-либо слово. Если это слово относится к разряду «съедобное» (фрукты, овощи, названия блюд), игрок должен поймать мяч. В противном случае - отбить его. Если игрок ошибается и ловит мяч на слове «валенки» например, это вызывает неописуемый восторг и остальных участников, которые по-доброму смеются над товарищем.

«Близнецы»

Цель: развитие внимания, реакции, сообразительности. Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу ведущего они выполняют следующие команды: - присесть; - встать; - встать на цыпочки; - наклониться влево; - наклониться вправо; - прогнуться назад; - простоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене; - простоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене. Ребята должны выполнять команды слаженно и тихо.

«Отгадай чей голосок»

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения. Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят: Вот построились мы вкруг, Повернулись разом вдруг. На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении. А как скажем: Скок, скок, скок, Отгадай, чей голосок. Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали. Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить - стоять в середине круга.

«Что в свертке»

Цель: развитие восприятия. Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.

«Это мой нос»

Цель: развитие у детей внимания. Что вы ответите человек, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?». Ну, вы можете показать на свою голову и сказать: «Это мой локоть?», тогда он, возможно, покажет мне свою ступню и скажет: «Это моя голова». Задача как можно дольше продержаться и не запутаться.

«Фрукты»

Цель: развитие памяти, внимания, творческого мышления. Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа «Яблоко любит апельсин». После этого «апельсин» должен назвать новую пару. Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться «апельсина», то они меняются местами.

«Узелки»

Цель: развитие командного чувства, логического мышления. Группа встает в круг и вытягивает руки в центр. После случайного сцепления рук, группе предлагается развернуться в круг так, чтобы рядом стояли люди со сцепленными руками.

«Ха-ха-ха»

Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется - становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры. Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников





Список литературы:

  1. Методическая разработка по психологии на тему: «Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников» - nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/04/10/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vospriyatiya-mladshikh

  2. Игры на развитие мелкой моторики, внимания, координации движений, артикуляции - nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/18/igry-na-razvitie-melkoy-motoriki-na-razvitie-vnimaniya

  3. Игры для развития внимания, памяти и мышления - nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/23/igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya

  4. Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения - nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/14/kompleks-uprazhneniy-dlya-snyatiya-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya

  5. Комплекс упражнений для снятия физического напряжения и усталости на уроках - nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/25/kompleks-uprazhneniy-dlya-snyatiya

Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников




© 2010-2022