Конспект урока по обучению грамоте на тему Ударение как средство смысловых различений слов ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Ударение как средство смыслового различения слов». Цели: - показать, что от ударения зависит смысл слова, - убедить в значимости правильной постановки ударения в словах - омонимах. Задачи: 1) учить правильно ставить ударения в словах, 2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов, 3) воспитывать коммуникативные качества:  умение слушать,  умение слышать друг друга и учителя  учить вести учебный диалог. Ход урока:

  1. Повторение пройденного материала.
Работа над скороговоркой: На травке тропка, на тропке травка. II. Постановка проблемы. - Прочитайте и подумайте, что записано у меня на доске? На берегу реки стоял замок. На его воротах висел замок. - Что заметили особенного в этих предложениях?

- Какие слова схожи по написанию?

- Составьте модели этих слов. ( работа в парах)

- Чем они различаются?

- Можете ли вы ответить на вопрос: зачем слову ударение?

- Чтобы убедиться в правильности своих предположений мы отправляемся в путешествие. Вы хотите попасть в этот замок? Там живёт Королева .Мы приглашены в Страну слов для срочных ударных работ. Ураганом сорвало со слов все ударения - слова потеряли живую силу. Стране нужна срочная помощь. Мы сейчас ударные мастера. Но работы так много, боюсь, справимся ли мы? Постараемся? Тогда в путь! А что берут с собой люди, отправляющиеся в поход? (рюкзак, бутерброды, карта, компас, палатка) - Эти слова (отпечатанные на карточках) разберите на слоги и поставьте ударение. - Ну что ж, задания выполнены, тогда - вперед! III. Работа над темой. 1) - Итак, первое задание на внимание. Вам предстоит перебраться «через горы, реки и долины…» - Возьмите в руки карандаши, я буду диктовать, какое препятствие вам встретилось на пути, а вы рисуете данный значок. Помните, что продолжит путь самый внимательный и старательный. А еще не забывайте помогать другу в беде! Напишите третью букву из слова коза. Прибавьте пятую букву из слова корова. Прибавьте первую букву из слова ель. Прибавьте первый звук из слова река. Прибавьте ударную гласную из слова лисы. Какое слово получилось? ( звери) 2) - Молодцы! С первым заданием справились на отлично! В Стране слов живут необычные звери, они ждут нашей помощи! Они потеряли свои домики, помогите им! ( На доске: барсук, лиса, волк, медведь и модели этих слов. Надо соотнести модели и рисунки). 3) - Молодцы, ребята, помогли лесным зверюшкам. После трудного задания необходимо отдохнуть. Помогите найти слова, обозначающие то, что можно съесть на привале.
Разделите их на слоги и поставьте ударение. Кашарыбаранкамышка Ка-ша, ры-ба, ба-ран-ка

4) - Подкрепились немного, продолжим путь в Страну слов?
Разделимся на 3 команды. Не забывайте, что мы ударные мастера! На доске в 3 столбика записаны слова. Какой ряд быстрее поставит в словах ударение!

ЦЫПЛЕНОК, ЯГОДЫ, БОТИНКИ , КОСТОЧКА, ДЕДУШКА , ПЕРЕНОС,

КОРМУШКА, ПЕРЕХОД, ПЕНИЕ, СЛОНЕНОК, БЕГЕМОТ, РУБАШКА ,УТОЧКА, РАДУГА,

РАБОТА, БАБУШКА, КОЛЕСО, УТЁНОК, КРОКОДИЛ, ПОРТФЕЛЬ, ПАЛОЧКА, СУББОТА,

МУЗЫКА, МАШИНА, ЧТЕНИЕ, ПРОГУЛКА .

5) Остановка «Вот это да!»

- Прочтите слова в каждой строчке. Одинаково ли они пишутся, а читаются? Почему? Одинаково ли значение у слов?

- Сделайте вывод.

Шарады
Я-травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис - ирИс)

Мы - для пильщиков подставка,
Мы - для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(кОзлы - козлЫ)

Если первый слог ударный,
Мы - посуда для питья.
Переставьте ударенье -
И чертите нас, друзья.
(крУжки - кружкИ)

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье -
И в мишень стрелять
Мы будем.
(стрЕлки - стрелкИ)

6) - Молодцы, ударные мастера, и с этой задачей вы справились! У Королевы несчастье! К ней в замок приехали гости на пир со всего мира. Увидали они драгоценности Королевы и заговорили на своих языках. А вы знаете, что французы, произнося слово, делают ударение на последнем слоге? А поляки - на предпоследнем? А финны на первом слоге? У разных народов заведено такое произношение, что ударение падает на определённый слог. Разделимся на команды и попробуем произнести слова по - разному. 1 ряд - финны, 2 ряд - поляки, а 3 ряд - французы.

На доске: алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, золото, кораллы.

Вот примерно так восхищались гости Королевы, от этих возгласов слова помертвели, драгоценности королевы Страны слов утратили блеск. Кто их вылечит? Конечно, ударные мастера! Вперёд за работу! Надо расставить в словах правильно ударение!

Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения - оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.
Отклонения от норм литературного ударения - это своеобразные нарушения сердечного ритма.
Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово. Ударения в русском языке свободное, не прикрепляется к какому-либо определённому слогу в слове (как в некоторых других языках мира); оно подвижное, меняет своё место в зависимости от формы слова;
Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и длительностью в голосе. Нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет (даже если он и неодушевлённый) :
- Кни-и-жечка! Ру-у-у-чка! Де-е-е-вочка! Или пропеть:
- Со-ол-ныш-ко, гри-бо-о-чек, ла-ан-дыш.
Надеемся, что этот простой приём поможет без труда находить ударные и безударные слоги в словах.


IV. Инсценировка.

- Ребята, а у Королевы в замке что - то происходит! Давайте посмотрим?
Инсценировка.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало:

- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд зАмок и сказал:

- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слова на первый, и исчез "зАмок", а перед взором других слов предстал замОк.
Слова зашумели. Тогда вышли вперёд белкИ и сказали:

- Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные бЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился атлАс, вместо кАпель - капЕль, вместо дорогА - дорОга, городА - гОрода. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение?
Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и с этих пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

- Спасибо нашим артистам. Я думаю, что и вы , друзья, будете уважительно относиться к ударению. Потому что ударение - не просто чёрточка! Это специальный значок, указывающий на то, что только один слог в слове выделяется наибольшей силой голоса. Ударение помогает грамотно, без ошибок прочитать произведение. V. Подведение итогов урока .Рефлексия.

- Путешествие наше подходит к концу. И в заключении всегда подводится итог проделанной работе.

- Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?

- Что больше всего запомнилось?

- Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

- Какой вы себе представили Королеву Страны слов, нарисуйте дома.



© 2010-2022