Конспект урока по обучению грамоте. Тема урока: «Звук [ч]. Буквы Ч, ч. »

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.

  2. Учить выделять на слух в словах звук [ч].

  3. Продолжить развитие навыка чтения.

  4. Работать над выразительностью речи.

  5. Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.

  6. Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.

Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в текстах, иллюстрациях учебника; логические - анализируют пословицы.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Ход урока

1. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки

И мысли - все в порядке.

- Улыбнитесь друг другу и гостям. Протяните ладошки знаний. Произнесем волшебную фразу:

«Я хочу много знать!»

- Вспомним правила, которые помогут нам получить новые знания. ( дети отвечают)

2. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний. 2Слайд

  1. Игра «Кто как голос подает?»

Курица … - кудахчет, квохчет; Воробей … - чирикает; Сорока … - стрекочет; Лев … - рычит; Кузнечик … - стрекочет; Слайд 3 У кого кто? У зайца …зайчонок У кролика …крольчонок У белки …бельчонок У галки …галчонок

Слайд 4 5) Найди слово в слове. ЛИМОНАД ГРАНАТА ПИРОГА РУКАВ РЫБАК ПЕНАЛ СКРИПКА БУКВАРЬ ПАРКЕТ

3. Постановка учебной задачи

Слайд 5 1.Речевая разминка.

ЧА - ЧА-ЧА - горит в комнате свеча.

ЧУ- ЧУ -ЧУ - молоточком я стучу.

ОЧ- ОЧ- ОЧ - наступила ночь.

- Какой новый звук мы произнесли в чистоговорке ? (ч)

- Какой звук часто повторяется?

Слайд 6 - Кто объявит тему урока?

- Какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с новым согласным звуком [ч'], обозначающим букву ч; учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков; учиться читать слова с новым звуком)

-Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь поставленных целей?

4. Знакомство с новым звуком. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Работа по азбуке Выделение звука [ч`].звукобуквенный анализ слова мяч, ручка

Характеристика звука.

  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет).

  • Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет).

  • Какой он? (Согласный)

  • А, может этот звук произносится твердо? (Нет).

  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

Слайд 7Физминутка.

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз присели, два привстали,

Три нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Упражнение в чтении слогов - слияния

Игра «На что похожа буква?».

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили:

Ч похожа на четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Первой букве в слове чтение -

Букве Ч моё почтение.

Подбор антонимов и синонимов.

  • Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]

  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

  • Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя

А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?

  • Правдивый человек (честный)

  • Внимательный (чуткий)

Работа по картинке в учебнике

- Что видим? (Часы)

У них усы не для красы-

Они показывают время

И называются….(часы)

- Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)

- Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)

- Кого мы видим на картинке? (часовщика)

- Что он делает?

Работа над скороговоркой:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Физминутка

Я буду перечислять названия деревьев.

Если в названии есть [ч], то вы топаете ногами, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.

Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.

Чтение . Анализ содержания.

- О чем говорится в тексте?

- Какие бывают часы?

- Для чего нужны часы?

- Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России - в городе Москва, на Спасской башне Кремля.

Слайд 8. (Демонстрируется фотография Спасской башни)

Работа над многозначностью слов.

-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.

Говорят: « Часы стоят».

Говорят: « Часы спешат».

Говорят: « Часы идут,

Но немного отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте.



Слайд 9 Рефлексивно-оценочный. Итог урока.

- Что нового вы узнали, запомнили на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)

Дайте характеристику звуку ч'.

- Какими буквами может быть обозначен этот звук на письме?

Спасибо за урок






Назвать слово со звуком [`ч] Запомните слова со звуком ч', которые встретятся в рассказе.

Кто живёт в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.

Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет.

Кто же тогда там тикает?

Чудеса!


© 2010-2022