Разработка урока по литературному чтению Фантазеры

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Фантазеры»

Задачи:

  • Образовательные: организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

  • Развивающие: создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

  • Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств.

  • УУД Передавать содержание и определять основную мысль произведения, описывать особенности поведения и характера героев. Воспитывать интерес к лит. произведениям.

Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация "Н.Носов "Фантазёры", карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Слайд 1

Что общего?(Рассказы Носова)

Слово учителя. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным "золотым ключиком" к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: "Затейники", "Мишкина каша", "Фантазеры", "Веселая семейка", "Приключения Незнайки и его друзей" и др.

Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.

Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)

Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? ("Фантазёры".) В ней есть очень интересный рассказ "фантазёры".

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится - тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.

2. Введение в тему урока.

- Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

- Для этого вам нужно составить слово из букв:

з я а т ф а н и (фантазия)

- Подберите синонимы к слову фантазия.

(неправда, выдумка, небылица, воображение)

- Из словаря Ожегова:

Фантазия - нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

- Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

(фантазировать)

- Из словаря Ожегова:

Фантазировать - выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

- Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

(фантазёр, выдумщик, сочинитель)

- Из словаря Ожегова:

Фантазёры - это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

3. Постановка цели урока.

- Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

(понять, чем отличается неправда от фантазии)

Страна Вообразилия -
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.

- На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова "Фантазёры". Нам предстоит оценить поступки и характер героев произведения Носова.

4. Открытие нового

- Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

(Мишутка и Стасик)

- Что можете о них сказать?

(любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

5. Кто лучший сочинитель?

- Найдите, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

Мне 140 лет.
Был большой, а стал маленький.
Могу реку переплыть, океан.
Напала акула, откусила голову, другая выросла.
Раздавил автобус.

- Прочитайте, что придумывал Стасик.

Мне 95 лет.
Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
Мог море переплыть.
Раньше летать умел, потом разучился.
Крокодил съел, а потом выплюнул.
На луну летал.

- Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

(Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

Стасик интереснее - он сказал, что летал на Луну)

6. Давайте подумаем

- А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

(враки, враньё)

- Что же получается, что враньё и фантазия - это одно и то же?

(Нет, фантазия никому вреда не приносит.

Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

- Чем отличается врун от фантазёра?

- Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

- Фантазёр - это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

- Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

(Игорь)

- Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

(Вот врут - то! И вам не стыдно?

"Сказки! - презрительно фыркнул Игорь)

- Что значит презрительно?

(неуважительно, с отвращением)

- Презрение - чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

- А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

(Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

- Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

(Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

- Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

- Что можете сказать об истории Игоря?

(Это не фантазия. Это было на самом деле.

Игорь поступил нечестно.

От его слов пострадала сестрёнка.)

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм, ээээ?(Междометия, многоточия)

(Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

7. Фантазировать легко?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

(нет фантазии)

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

(Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

(Игорь поступил подло.
Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
Игорь обманул не только Иру, но и маму.
Он врун и обманщик.)

- Как назвали Игоря мальчики?

(брехун)

- Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

- Почему автор его использовал?

(автор осуждает поступок Игоря)

- Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

(Иру)

- Какое у неё было настроение?

(грустное)

- Какие слова помогли это понять?

(глаза у неё были заплаканные)

- Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

- А как бы вы утешили девочку?

(Не переживай, Ира.
Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

- Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

- Какие слова в тексте подтверждают это?

(Ира засмеялась.)

Закрепление изученного.

  1. Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.

- Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С. - о

мороженом для

Иры)

(беседа с учащимися)

- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не

должны приносить

людям зло)

7) Творческое задание (работа в паре).

- Перед вами на парте набор карточек со словами. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.

- Объясните своё решение.

1 2

Врать сочинять

Обманывать выдумывать

Лгать изобретать

Клеветать фантазировать

- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.

Умысел Вымысел

- Как вы понимаете значение слова «клевета»? (порочащая кого-

либо ложь)

- Как гласит русская пословица, «Клевета -что уголь: не обожжёт, так замарает».

- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)

- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)

4.Итог урока:

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? (даны на доске)

  1. Горькая правда лучше красивой лжи.

  2. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

  3. Выдумку можно простить, ложь - никогда.

  4. Раз соврал - навек лгуном стал.

- Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям?

- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?

- Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз?

- А кому бы вы хотели прочитать это произведение?

  1. - Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни

Работа в группах.

Ученики получают карточки с заданием:

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

8. Обобщающая беседа.

- Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.

Карточка:

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ

Слайд 10. ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.

10. Итог урока.

- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?

- Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде. Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведении почти нет. Ребята, о которых пишет Носов - Это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве.

В. Катаев сказал о нем замечательные слова: "У этого талантливого человека вечно юная детски чистая, чудесная душа"

Слайд 19.

"Все герои Николая Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру".

12. Итог урока

- Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

(понять, чем отличается неправда от фантазии)

- Достигли мы этой цели?

- Почему рассказ называется "Фантазёры", а не "Вруны" или "Обманщики"?

(главные герои фантазируют без злого умысла)

- Чему учит нас рассказ?

(выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

- Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

- Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

13. Рефлексия

- Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

  • получилось отлично

  • не все задания выполнил так, как хотел

  • получилось не так, как хотелось

14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

  • 1 - пересказ диалога (по выбору);

  • 2 - рисунок фантазий Мишутки или Стасика;

  • 3 - сочинение собственной небылицы.


© 2010-2022