Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые ручки2

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 134

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы:

  • Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.

  • Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.

  • Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  • Правильное использование цветовой гаммы.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию "Я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 134

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные - белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.





Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.





Литература

1.Русское декоративно-прикладное искусство т. 1-3. М., 1963-19
2.Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства М., 1962
3.Древнерусское искусство. М., 1968-1991
4.Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X- XIII вв. Л., 1971
5.Плешакова И.И., Лихачева И.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Русское музея. Л., 1985
6.Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV вв. М., 1996
7.Овсянников Ю. Русское изразцовое искусство. М., 1976
8.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX вв. Спб, 1994
9.Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. Просвещение, 1970. 224 с
10.Алексин Н. Приобщение школьников к народным художественным промыслам //Воспитание школьников. 93. 17-24.
11. Ашуров Р. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях труда в учебных мастерских: Автореф. дисс... канд. пед. наук., 1985.
12.Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды. М.: МГУКИ, 1997. 77- 87.
13Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.
14.Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя Б.М.Неменский, Просвещение, 1991. 192 с. Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. М.:
15.Народное прикладное искусство. Рига: Зинатне, 1989. 292 с,
16.Народные мастера, традиции, школы /Под ред. М.А. Некрасовой М.: Изобразительное искусство, 1985. Вып. 1. 296 с.
17.Основы художественного ремесла Под ред. В.А. Бородулина и др. М.: Просвещение, 1978. -254 с.
18Ранши И. Поддержать сельских умельцев: Объединения народных мастеров Клуб и художественная самодеятельность. -1985. №6. -С. 46.
19.Роль искусства в развитии способностей школьников Под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. -142 с.
20.Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. -220 с. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1988. 174 с.
21.Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-448 с.
22.Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
23.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей - М. «Просвещение» - 1986г.
24.К. Назарова Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г.
25.Назарова К.Н., Ордынская Т.Н. Русский сувенир - М. Издательство «Реклама» - 1973г.
26.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г.
27.Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html
28.Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. ​Красота... bibliotekar.ru/krasota/index.htm
29.Декоративно-прикладное искусство erzia-museum.ru/dpi.html
30.Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/
31.Декоративно-прикладное искусство artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
32.Интернет-магазин Народные промыслы России. Гжель, Жостово, Золотая ​Хохлома.... ruspromysel.ru
33.Каргопольская глиняная игрушка art.1september.ru/2006/20/no20_7.htm









Календарно-тематическое планирование

Разделы:

  1. Работа с природным материалом: игрушки из природного материала, прессованная флористика,

  2. Учись мастерить: конструирование из подручных материалов, конструирование из картона, конструирование из спичек,

  3. Лепка : пластилин, фольга, глина, снег, соленое тесто, народная игрушка.

  4. Работа с бумагой: аппликация, оригами, вырезание из бумаги, плетение из бумаги

  5. Работа с иголкой и не только: макраме, изонить, мягкая игрушка.

  6. Проектная деятельность.

1 класс

№ урока

Раздел

Тема

Дата проведения

Тип урока

Формы учебной деятельности

Предметные результаты

УУД

Оценка результатов

Предметных

метапредметных

1-2

Работа с природным материалом

Природа и природный материал.

Комбинированный, экскурсия

Игровая, индивидуальная

Способы заготовки природного материала, виды п.м., пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3-4

Игрушки из природного материала. Олень, ослик.

Комбинированный

Трудовая,

Умение пользоваться природным материалом. Соединять части в единое целое, организовать рабочее место. Анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек.

5-6

Изготовление игрушек по замыслу детей

Практическая работа

Игровая совместная

Знать способы составления композиции, подбирать тему для работы, уметь фантазировать при оформлении своих работ. Знать Т.Б.

7-8

Лепка

Учимся лепить из пластилина

Новый материал

Игровая совместная

Знать пластические свойства пластилина, уметь делить на части. Знать геометрические тела (шар, цилиндр…), Уметь пользоваться инструментами для лепки. Уметь придавать форму. правильно организовать рабочее место.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы.

Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

9-10

Объемные изделия из пластилина. Композиция «Жирафы»

Практическая работа

Игровая совместная

Знать соотношение частей и сравнивать с наглядным материалом. Уметь видеть прекрасное, художественное видение окружающей действительности. Уметь соединять детали и придавать форму. Знать виды животных.

11-12

Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись»

Практическая работа

Игровая, индивидуальная

Знать способы лепки. Холодные и теплые цвета. Смешивание пластилина. Новый цвет. Знать приемы выполнения эскизов. Эстетическое оформление работы. правильно организовать рабочее место.

13-14

Лепим человека

Практическая работа

Игровая, индивидуальная

Знать способы лепки. Пропорции человека и его составные части. Способы придания движения.

15-16

Работа с бумагой

«Живые игрушки»

Комбинированный

Игровая, индивидуальная

Уметь подбирать подарки к праздникам. Уметь пользоваться инструментами. Знать способы складывания бумаги. Уметь работать по выкройкам. Уметь правильно организовать рабочее место. Знать технику безопасности.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

17-18

Декоративное панно «Корзина с цветами»

Комбинированный

Совместная

Знать правила работы с бумагой и картоном. Уметь готовить материал для работы. Уметь составлять композицию, пользоваться карандашом и линейкой. Уметь правильно организовать рабочее место. Знать технику безопасности.

19-20

Упаковка для новогоднего подарка

Комбинированный,

индивидуальная

Уметь делать подарки для праздников. Знать правила чтения схем (простейших). Уметь образно мыслить. Видеть готовый результат. Пользоваться инструментами. Декоративно оформлять готовое изделие.

21-22

Клеим сказочный домик

Совместная

Знать основы архитектурного строительства. Строение дома. Уметь добавлять архитектурные элементы в здание. Работать с инструментами . Знать технику безопасности.

23-24

Учись мастерить

Волчок-оптический прибор

Новый материал

Игровая, индивидуальная

Уметь делать игрушки из подручных материалов. Уметь найти применение различным материалам вышедшим из строя. Знать основные цвета цветового круга и их производные. Уметь работать по технологическим картам, знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место.

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

25-26

Динамическая игрушка из картона

Комбинированный

Игровая, индивидуальная

Уметь работать с инструментами. Составлять схему сборки игрушки. Уметь последовательно работать по схеме. знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место.

27-28

Игрушки из пластиковых капсул.

Комбинированный

Игровая, индивидуальная

Уметь образно мыслить. Составлять каркасы для игрушек. Уметь пользоваться сложными инструментами (кусачки). Уметь фантазировать. знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место.

29-30

Работа с иголкой и не только


Знакомимся с техникой макраме

Новый материал

индивидуальная

Знать разные техники плетения и их применение в жизни. Знать основных три узла и их схемы. Уметь завязывать нити на основу. Уметь организовать рабочее место.

цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

31-32

Цветные закладки для книг.

Практическая работа

индивидуальная

Уметь бережно обращаться с учебниками. Делать закладки для книг (цветные). Уметь делать узел елочка (двухсторонний, односторонний). Уметь организовать рабочее место.

33-34

Итоги года

Выставка работ учащихся за год работы

Экскурсия

Совместная

Выставка работ учащихся за год работы. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного





2 класс

№ урока

Раздел, тема

Содержание

Дата проведения

Тип урока

Формы учебной деятельности

Предметные результаты

УУД

Оценка результатов

Предметных метапредметных

1-2

Работа с природным материалом

Изготовление кукол из соломы. Кукла -бабушка, соломенный мальчик.

Новый материал

Игровая, индивидуальная

Знать способы заготовки природного материала(соломы), пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3-4

Соломенные куклы на каркасе. Олень, космонавт.

Комбинированный

Игровая, индивидуальная

Знать пропорции человека, животных.

5-6

Композиции из растительного материала.

Комбинированный

Трудовая

Знать основы композиции. Уметь анализировать, планировать и изготавливать сюжеты из растительного материала. Знать Т.Б. Уметь пользоваться простейшими инструментами

7-8

Лепка

Лепим из репейника. Забавные зверушки из репейника.

Комбинированный

Игровая, совместная

Знать свойства материала.. Знать геометрические тела (шар, цилиндр…), Уметь заготавливать природный материал. Уметь придавать форму. правильно организовать рабочее место.

относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности»1. В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека»

9-10

Бусы из фольги.

Комбинированный

Игровая, индивидуальная

Знать пропорции животных и их составные части. Уметь работать с бросовым материалом. Защищать окружающую среду. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б.

11-12

Декоративные фигурки из теста

Комбинированный

Индивидуальная, самостоятельная

Знать материалы, инструменты и принадлежности для работы с тестом. Знать приемы лепки. Способы оформления готового изделия. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б.

13-14

Лепим из папье-маше.

Комбинированный

Совместная

Способы формовки изделий из папье-маше. Уметь составлять композиции на заданную тему. Уметь организовать рабочее место . Знать правила Т.Б.

15-16

Работа с бумагой

Простые конструкции оригами (лягушка, сова, рыбки…)

Новый материал

Индивидуальная

Свойства бумаги. Бумага и ее подбор для работы, условные обозначения, дополнительные знаки. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

17-18

Динамические модели оригами

Комбинированный

Индивидуальная

Геометрические формы и способы их приготовления ( прямоугольник, шестиугольник, квадрат)

19-20

Праздник оригами

Комбинированный

Индивидуальная, самостоятельная

Базовые формы оригами (книжка, дверь, блинчик, катамаран, треугольник, двойной квадрат). Открытка.

21-22

Модульное оригами

Практическая работа

Индивидуальная, самостоятельная

Понятие модуля. Базовые формы для модуля. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

23-24

Учись мастерить

Домик из картона

Новый материал

Индивидуальная

Работа с бумагой и картоном. Материалы, инструменты и приспособления, Свойства пластические картона. Трехмерное моделирование. Развивать фантазию. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

25-26

Средства передвижения (машина, самолет, корабль)

Практическая работа

Совместная

Уметь читать простейшие схемы по моделированию. Аккуратно работать с инструментами. Соблюдать технику безопасности. Развивать образное мышление. Умение работать в коллективе

27-28

Мебель для кукол

Практическая работа

Индивидуальная

Уметь фантазировать. Строить мебель из коробок. Оформлять готовое изделие. Аккуратно работать с инструментами. Соблюдать технику безопасности

29-30

Работа с иголкой и не только

Рисуем нитью

Новый материал

Техника изонити. Термины и определения. Материалы и инструменты. Условные обозначения. Подготовка к работе Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

31-32

Весенний букет

Комбинированный

Прошивание угла. Лицевая и изнаночная сторона. Прошивание окружности. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

33-34

Итоги года

Выставка работ учащихся за год работы

Экскурсия

Совместная

Выставка работ учащихся за год работы.













3 класс

№ урока

раздел

тема

Дата проведения

Тип урока

Формы учебной деятельности

Предметные результаты

УУД

Оценка результатов

Предметных метапредметных

1-2

Работа с природным материалом

Изготовление игрушек из бересты. Конструирование из бересты. Туесок, ведерко.

Комбинированный, экскурсия

Совместная, индивидуальная

Знать о правилах защиты окружающей среды. Заготовке бересты. Уметь выполнять простейшие действия с циркулем и линейкой. Знать геометрические фигуры. Уметь пользоваться инструментами. Знать Т.Б. Организовывать рабочее место.

Договариваться с людьми согласуя свои интересы и взгляды

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

3-4

Машина из бересты.

Практическая работа

Игровая индивидуальная

Знать основные составные части транспорта, виды транспорта, уметь пользоваться циркулем Знать Т.Б. Организовывать рабочее место.

5-6

Плетеный коврик из бересты

Комбинированный

Игровая индивидуальная

Знать виды плоских плетенок. Уметь пользоваться карандашом и линейкой. Закреплять рабочий материал на основе. Организовывать рабочее место.

7-8

Лепка

Лепим из соленого теста цветы.

Новый материал

Творческая мастерская

История возникновения. Материалы, инструменты и приспособления. Способы работы с тестом. Виды цветов, их отличительные особенности. Отличительные особенности. Технология приготовления соленого теста. Знать Т.Б. Организовывать рабочее место.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности»2. В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека»

9-10

Декоративные рамочки для фото.

Комбинированный

Творческая мастерская

Сушка и обжиг соленого теста. Окрашивание теста. Способы изготовления изделия. Использование подручных средств. Оформление изделий.

11-12

Корзина с розочками

Комбинированный

Творческая мастерская

Стили дизайна. Цвет в оформлении изделия. Инструменты и приспособления. Состав теста. Составление композиции. Последовательность работы по технологической карте. Работа с мелкими деталями. Развивать фантазию. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

13-14

Декоративное панно «В подсолнухах»

Комбинированный

Творческая мастерская

Инструменты материалы и приспособления для работы. Умение составлять эскиз. Действовать по плану. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Т.Б.

15-16

Работа с бумагой

Силуэтное вырезание. Рисунки на окнах.

Новый материал

Творческая мастерская

Стили силуэтного вырезания. Виды бумаги для вырезания. Симметричное и ассиметричное вырезание. Дизайн. Авторская работа, понятие. Инструменты для работы. Техника безопасности.

относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

17-18

Композиция «В зимнем лесу»

Практическая работа, комбинированный

Творческая мастерская

Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. Искусство разных стран в силуэтном вырезании ( Япония, Китай). Инструменты для работы. Техника безопасности.

19-20

Снежинки

Практическая работа,

Творческая мастерская

Способы складывания бумаги для вырезания. Природа и симметрия. Техника безопасности при работе с инструментами.

21-22

Учись мастерить

Конструирование из спичек (котик)

Практическая работа, комбинированный

индивидуальные занятия, творческая мастерская

Конструирование из различных материалов. Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности. Геометрические фигуры и тела, их формы. Конструктивное строение животных. Умение организовать рабочее место. Аккуратность в работе.

Важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

23-24

Дом из спичек

Практическая работа

Творческая мастерская, совместная

Материалы, инструменты и приспособления. Техника безопасности. Геометрические фигуры и тела, их формы. Конструктивное строение зданий. Стили в архитектуре.

25-26

Делаем подарок. Рамка для фотографий, открытка из спичек.

Практическая работа

Индивидуальная работа

Подарки к разным праздникам. Оформление подарков. Умение работать по технологической карте. Умение организовать рабочее место. Аккуратность в работе.

27-28

Мостик из спичек

экскурсия

Творческая мастерская, совместная

Памятные места родного края. По наглядному представлению уметь конструировать модель моста. Умение работать в коллективе. Умение организовать рабочее место. Знание техники безопасной работы.

29-30

Работа с иголкой и не только

Мягкая игрушка

Новый материал

Творческая мастерская

Цвет в игрушке. Инструменты необходимые для работы. Материалы. Условные обозначения. Словарь терминов. Техника безопасности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

выстраивать логическую цепь рассуждений

цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

31-32

Полуобъемная гусеница в шляпе

Практическая работа

Правила изготовления шаблона. Правила работы. Правила выполнения простейших швов. Технологическая последовательность изготовления. Техника безопасности.

33-34

Итоги года

Выставка работ учащихся за год работы

Экскурсия

Совместная

Выставка работ учащихся за год работы. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»

4 класс

№ урока

раздел

тема

Дата проведения

Тип урока

Формы учебной деятельности

Предметные результаты

УУД

Оценка результатов

Предметных метапредметных

1-2

Работа с природным материалом

Искусство ошибане.

Новый материал, экскурсия

Творческая,исследовательская, индивидуальная

Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения.Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Организовывать рабочее место.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учите Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

3-4

Колорит в композиции

Новый материал

индивидуальная

Знать соотношение цветов в картине. Понятия композиция, перспектива. Знать основные цвета цветового круга. Чувство цвета.

5-6

Картина «Пейзаж с лодкой»

Практическая работа

Индивидуальная, проектная

Знать виды изобразительного искусства. Пейзаж, натюрморт. Знать линию горизонта, перспективу. Уметь подобрать материал для работы с картиной (растения), пользоваться клеем. Организовывать рабочее место. Соблюдать Т.Б.

7-8

Лепка

Лепим дымковскую игрушку

Новый материал, практическая работа

Проектно-исследовательская

Знать способы лепки дымковской игрушки, виды игрушек (свистульки, женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике дымковская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место.

относить объекты к известным понятиям Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

9-10

Лепим филимоновскую игрушку.

Практическая работа

Знать способы лепки филимоновской игрушки, виды игрушек (свистульки, женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике филимоновская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место.

11-12

Лепим каргопольскую игрушку.

Знать способы лепки каргопольской игрушки, виды игрушек (женские фигурки, конь, птица), знать способы обработки материала, уметь расписывать в технике каргопольская игрушка, знать отличительные особенности орнамента. Уметь организовать рабочее место.

13-14

Лепим посуду в технике «Гжель»

Новый материал, практическая работа

Творческая, исследовательская

Знать способы работы на гончарном круге. Уметь пользоваться литературой. Уметь работать по технологической карте. Знать виды народных промыслов.Уметь работать на гончарном круге. Знать отличительные особенности росписи в технике «Гжель», уметь выполнять простейшие узоры. Организовывать рабочее место. Соблюдать Т.Б.

15-16

Работа с бумагой

Плетение из бумаги.

Новый материал, практическая работа

Познавательная лаборатория

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления Выполнять универсальные логические действия, Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

17-18

Практическая работа

индивидуальная

19-20

Практическая работа

индивидуальная

21-22

Учись мастерить

Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. - определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

23-24

25-26


27-28

29-30

Проектная деятельность

Проект по теме «Мое увлечение»

Комбинированный

Проектноисследовательская

Уметь формулировать темы творческого проекта, выделять главную цель, составлять план творческого проекта, его этапы. Уметь пользоваться источниками. Познавательные предполагать, какая информация нужна,отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, - работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, - понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

31-32

Технологический этап творческого проекта.

Проектноисследовательская

Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы. Уметь составлять план последовательной технологической обработки изделия.

33-34

Заключительный этап

Контрольно-оценочная

Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее.









1

2

© 2010-2022