- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по изобразительному искусству
Конспект урока по изобразительному искусству
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурцева А.А. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ ООШ г. Кирсанова
Учитель: Бурцева Анжела Александровна
ТЕМА УРОКА: Лети, лети, бумажный змей! ЦЕЛИ УРОКА:
- знакомство с художественной росписью воздушных змеев: виды узоров и способы нанесения;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
- воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров разных стран
ЗАДАЧИ УРОКА:
- познакомить с историей воздушного змея, символическими знаками росписи воздушного змея;
- отгадать кроссворд «Орнамент»;
- познакомить с видами орнаментов;
- выполнить эскиз украшения для воздушного змея
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- мультимедийная презентация «Лети, лети, бумажный змей!»;
- раздаточный материл -шаблон эскиза воздушного змея;
- музыкальное сопровождение:
- ароматические палочки, свечи.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- рисовальные принадлежности:
ПЛАН УРОКА
- Организационная часть (1 - 2 мин.)
- Изучение нового материала (12 - 14 мин.)
- Самостоятельная работа (23 - 25 мин.)
- Подведение итогов (2 - 3 мин.)
ХОД УРОКА
- Организационная часть.
- Изучение нового материала.
- Вводная беседа.
- История возникновения воздушных змеев.
Сообщения уч-ся:
1 ученик: Воздушные змеи появились очень давно - больше двух тысяч лет назад - в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими крас-ками. Это неудивительно - ведь дракон в Китае считается священным живот-ным.
Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемо-ний; без них не обходилось ни одно веселье. Они пользовались большим поче-том. Существовала даже наука о воздушных змеях. Находились смельчаки, ко-торые пытались подняться в воздух на огромном воздушном змее. Но, увы, неудачно. Змеи совсем не поднимались.
2 ученик: А вот для устрашения врагов во время сражения воздушных змеев научились использовать быстро. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, во время боя запускали его над войском противника. Даже самые отчаянные храбрецы не выдерживали, когда вдруг перед ними появлялось эдакое страшилище.
В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его при-казу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство...
3 ученик: Но змеев использовали не только для сражений. Когда они впервые появились в Европе, здешние ученые быстро нашли им применение. Например, один англичанин поднял при помощи змея на большую высоту термометр и обнаружил, что наверху воздух холоднее, чем внизу. Другой ученый, американец Франклин, поднял при помощи змея свои приборы почти до облаков и доказал, что молния - явление электрическое. А русскому ученому М. В. Ломоносову при помощи змея удалось даже «поймать молнию». Использовали змеев и для спасения терпящих кораблекрушение. Если большие волны мешали подплыть к тонущему судну, чтобы взять его на буксир, специальный канат доставляли на него с помощью змея.
4 ученик: Первый фотографический снимок Земли с высоты птичьего полета тоже был сделан при помощи змея. Очень помог змей изобретателям радио - Попову и Маркони. Они прикрепляли к змеям антенны своих приемников и поднимали их на очень большую высоту. Таким образом удалось установить радиосвязь даже между Европой и Америкой. Наступило время, когда воздушные змеи стали одними из самых главных помощников человека.
5 ученик: Но вот самую свою заветную мечту - подняться на змее в воздух - людям никак не удавалось осуществить до тех пор, пока в Германии не появился человек по имени Отто Лилиенталь. Вот ему-то и удалось построить такого змея, на котором в 1891 г. впервые человек поднялся в воздух. Змей Лилиенталя был уже мало похож на привычные нам воздушные змеи. Он напоминал самолет, а сам Лилиенталь называл его «планер». Прошло время, и другие люди усовершенствовали планер Лилиенталя, установили на нем мотор с пропеллером - так появился первый самолет.
Учитель: Существует несколько разновидностей воздушных змеев. Самая большая группа - это конструкции с неподвижными, жестко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний. Другая группа - змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нем.
Еще одна разновидность - плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций. Самая сложная форма - это большие объемные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы
- Разгадывание кроссворда.
- Утром в школу я иду,
- Чтобы ноты разложить,
- Вот тебе помощник деревянный,
- Мухомор под старой елью
- Подарили мне раскраску -
- Готовлю новенькую кисть.
- Если ей работу дашь,
- Свою косичку без опаски
- Что такое орнамент?
- Назначение орнамента - украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму.
- Виды орнамента:
- геометрический - состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание;
- растительный - состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас;
- зооморфный - в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб;
- каллиграфический - состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму;
- геральдический - положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем;
- антропоморфный - в качестве мотивов изображает мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
- Практическая работа - пояснительный рисунок.
- Задача урока - выполнить эскиз украшения для воздушного змея
- Указания к работе.
- по композиции
- по цвету
- Физкультминутка.
-
Самостоятельная работа.
-
Подведение итогов.
Выставка работ об-ся.
Спасибо за творчество!
Урок окончен!
Учебная и методическая литература, используемая при подготовке к уроку:
-
Методические рекомендации к предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса
-
Интернет - ресурсы (school-collection.edu.ru/ и другие)
-
Зеленина Е.П. Играем, познаём, рисуем - М.: Просвещение, 2012
-
Соколов А.В. Посмотри, подумай, ответь - М.: Просвещение,2010
8