- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование по Литературному чтению 2 класс Перспектива
Тематическое планирование по Литературному чтению 2 класс Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова О.М. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Тема урока
Предметные результаты
Возможные виды деятельности обучающихся
Страницы учебника, тетради
Неаудиторная
деятельность
I четверть (35 часов)
Любите книгу (9 часов)
1.
Введение. Знакомство с учебником.
Определение значения книги для человека
Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в парах: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений.
3 - 4
Участие в празднике, посвященному Дню Знаний.
2.
Знакомство с названием раздела.
Ю.Энтин «Слово про слово». В. Боков «Книга - учитель…».
4 - 6
3.
Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.
6 - 7
4.
Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.
Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами: книга в форме свитка, складная книга Древнего Востока, книги из пергамента и берёсты. Первые рукописные книги Древней Руси
Уметь:
- группировать книги по разным основаниям;
- подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;
- работать с библиотечным каталогом
Знакомство со сказкой Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Прослушивание информации о том, как появились книги. Чтение статьи учебника и определение ключевых слов. Работа с репродукцией картины В. Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомство с книгой
Н. Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривание обложки, обсуждение содержания. Рассказывание своих представлений о первой книге.
8 - 12
5.
Н. Кончаловская «В монастырской келье…».
13 - 14
6.
Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.
15
Посещение школьной библиотеки.
7.
Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин.
Определение значения иллюстрации в книге, детские художники иллюстраторы.
Знакомство с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривание тематического каталога в библиотеке. Знакомство со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбор книги и самостоятельная работа с ней.
16 - 19
8.
Самостоятельное чтение. Ю. Мориц
«Трудолюбивая старушка».
Главная мысль стихотворения.
Высказывание предположений о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривание иллюстраций и знакомство со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельное знакомство со стихотворением Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка», ответ на вопросы учебника. Работа над пословицами: определение смысла, лексического значения незнакомых слов. Запись наиболее понравившихся пословиц в «Копилку мудрых мыслей».
20 - 21
9.
Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
22 - 23
Участие в благотворитель-ной акции «Белый цветок».
Краски осени (12 часов)
10
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.
Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени.
Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени
Изучение народных примет, пословиц и поговорок, посвящённых осенней природе.
Формулирование вопросов, которые будут обсуждать на уроке. Создание небольшого текста об изменении в природе осенью. Чтение стихотворения А. Пушкина, ответы на вопросы, подготовка к выразительному чтению. Самостоятельное чтение произведения С. Аксакова, ответы на вопросы. Сравнение произведения А. С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомство с репродукциями живописи, беседа по картинам, определение, почему картины названы по-разному. Предложение своих вариантов названия картин.
24
Прогулка в осеннем парке.
11
Осень в художественном произведении А. Пушкина,
С. Аксакова.
25 - 26
12
Осень в произведениях живописи
В. Поленова,
А. Куинджи.
27
13
А. Майков. «Осень». С. Есенин. «Закружилась листва золотая…»
Ф. Васильев. «Болото в лесу».
28 - 29
14
И. Токмакова «Опустел скворечник…»,
А. Плещеев «Осень наступила».
Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливание пейзажей на фотографиях. Работа в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Чтение стихотворения, перечитывание повторно с дополнительными вопросами. Создание текста (устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.
30 - 31
15
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
32 - 33
Наблюдение в живой природе.
16
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.
34
Посещение районной библиотеки.
17
Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь»
Л. Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков «Сентябрь».
Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проведение исследовательской работы по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.
35 - 36
18
Семейное чтение. С.Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.
37 - 39
19
Наш театр. Инсценирование произведения
Н. Сладкова «Осень»
Чтение названий рубрики, темы урока и формулирование основных задач урока. Знакомство с произведением Н. Сладкова «Осень». Называние главных героев, распределение ролей. Тренировка в группах в выразительном чтении этого текста. Сравнение сказочного и реального в произведении «Осень».
37 - 39
Аннимацион-ное представление в актовом зале лицея.
20
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».
40 - 42
21
Контрольная работа.
43 - 45
Мир народной сказки (17 часов)
22
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.
Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.
Знакомство с собирателем русских народных сказок А. Н. Афанасьевым, В. И. Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заячья избушка».
46
23
Собиратели русских народных сказок:
А. Н. Афанасьев,
В. И. Даль.
47
Создание в классе выставки книг русских народных сказок.
24
Русская народная сказка «Заячья избушка».
48 - 49
25
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики».
50 - 56
26
Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.
56 - 59
27
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки по ролям.
60 - 63
28
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.
64 - 67
29
Белорусская сказка «Пых».
Сравнение сказок.
68 - 69
30
Мы идём в библиотеку.
Русские народные сказки.
Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».
70
31
Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ».
Главная мысль сказки.
71 - 73
32
Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Анализ сказки по вопросам учебника
74 - 78
33
Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.
79 - 81
34
Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.
Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.
82 - 83
35
Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.
Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.
Формулирование основной задачи урока, основных шагов. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.
84 - 85
II четверть (28 часов)
36/1
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки.
Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок. Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради.
86 - 88
37/2
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
88 - 89
38/3
КВН по сказкам.
Весёлый хоровод (10 часов)
39/4
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.
Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора.
Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов.
Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея.
90 - 91
40/5
Б. Кустодиев «Масленница». Устное сочинение по картине.
91
41/6
Проект « Мы идём в музей народного творчества». Подготовка экскурсии.
92 - 93
Посещение краеведческого музея.
42/7
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.
Знакомство с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э. Успенского и Ю. Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнение авторских произведений с фольклорными работами.
94 - 97
43/8
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.
98 - 99
44/9
Мы идём в библиотеку. Знакомство со справочной литературой.
100-101
Посещение школьной библиотеки.
45/10
Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина».
Слушание сообщения о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельное чтение стихотворения. Работа в группе: сочинение небольшого стихотворения - небывальщины. Сравнение произведения Д. Хармса с фольклорными.
102 -103
46/11
Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.
Работа с выставкой книг. Ответы на вопросы, определение этапов выполнения заданий и выполнение их. Работа в паре: выполнение заданий в творческой тетради. Чтение и сравнение двух переводов стихотворения «Храбрецы». Определение интонации при чтении. Выполнение задания в творческой тетради.
104-107
47/12
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
108-113
48/13
Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод».
Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора
Выделение главных слов в названии праздника, подбор к нему ассоциации. Определение цели проекта. Распределение на группы, определение тему презентации в каждой группе. Составление текста к представлению. Распределение ролей. Разметка текста. Выбор ведущих праздника, определение последовательности презентации групп.
113
Участие в празднике.
Мы друзья (10 часов)
49/14
Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.
Изучение художественных произведений о дружбе. Знакомство с пословицами и поговорками разных народов о дружбе. Формулирование правил дружеских отношений.
Рассуждения о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомство с пословицами о дружбе. Игра «Доскажи пословицу». Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы русского народа». Работа в парах: чтение по ролям диалога Вани и Ани. Знакомство с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивание песни в исполнении артиста. Выразительнео чтение стихотворения. Составление анкеты «Мой настоящий друг». Знакомство с произведением
В. Орлова «Я и мы».
114-115
50/15
Стихотворения о дружбе.
М. Пляцковский. «Настоящий друг». В. Орлов. «Я и мы».
116 -117
51/16
Сочинение на основе рисунков.
118
52/17
Н. Носов. «На горке».
План-пересказ.
Чтение рассказа Н. Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге.
119-122
53/18
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.
Знакомство с особенностями жанра басни. Самостоятельное чтение басни С. Михалкова «Как друзья познаются». Работа по вопросам учебника. Воспроизведение басни. Знакомство с произведением Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ответы на вопросы. Знакомство с выставкой книг.
123
Посещение школьной библиотеки.
54/19
Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль произведения.
124-125
55/20
Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».
126-127
56/21
Семейное чтение.
А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказа на уроке и в семье
128-131
57/22
Наш театр.
И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.
Изучение художественных произведений о дружбе. Знакомство с пословицами и поговорками разных народов о дружбе. Формулирование правил дружеских отношений. Изучение басни как литературного жанра.
Рассказывание об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работа с выставкой книг И. А. Крылова. Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей». Подготовка к инсценированию басни, отбор выразительных средств, работа в «Творческой тетради». Инсценирование басни.
132-133
58/23
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы, выполнение заданий, повторение произведений, их пересказ. Работа в группе: составление текста беседы по опорным словам. Выполнение заданий в «Творческой тетради», в учебнике.
134-137
Здравствуй, матушка-зима (11 часов)
59/24
Вводный урок раздела «Здравствуй, Матушка Зима!». Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение.
Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.
Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради». Создание театральных билетов, программок к празднику.
138
Прогулка в зимнем парке.
60/25
Проект. Готовимся к новогоднему празднику.
139
61/26
Лирические стихотворения о зиме А. Пушкина. «Вот север, тучи, нагоняя…». Ф. Тютчева. «Чародейкою зимой…».
Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А. С. Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф. Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями
С. Есенина.
140-141
62/27
Лирические стихотворения о зиме С. Есенина. «Берёза», «Поёт зима, аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.
142-143
63/28
Праздник Рождества Христова.
Саша Черный. «Рождественское». К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…» Рассказ о празднике.
Знакомство с произведениями С. Чёрного и Ф. Фофанова. Сравнение стихотворений.
144-145
III четверть (41 час)
64/1
К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.
Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.
Знакомство со стихотворениями К. Бальмонта, С. Маршака, А. Барто, С. Дрожжина. Ответы на вопросы учебника.
Сравнение стихотворений С. Маршака и С. Дрожжина.
146
65/2
С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.
147
66/3
А. Барто «Дело было в январе…». Сказочное в лирическом стихотворении.
С. Дрожжин. «Улицей гуляет…». Выразительное чтение.
148-149
67/4
Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.
Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме.
Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.
150-152
68/5
Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается…».
Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника.
69/6
Контрольная работа.
Чудеса случаются (16 часов)
70/7
Вводный урок раздела «Чудеса случаются». Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.
Изучение литературных сказок разных авторов. Изучение литературных сказок разных авторов.
Знакомство со сказкой А. С. Пушкина. Работа с книгами, представленными на выставке.
Знакомство со сказкой А. С. Пушкина. Определение строчек стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определение, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация.
4
71/8
Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина
Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками А. С. Пушкина.
5
72/9
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.
6 - 12
73/10
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?
12 - 17
74/11
Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг.
Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение.
18
75/12
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.
19 - 23
76/13
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?
23
77/14
Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.
Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Дж. Харриса.
24 - 27
78/15
Д. Мамин - Сибиряк и Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок
Изучение литературных сказок разных авторов. Изучение литературных сказок разных авторов, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок.
27
79/16
Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.
Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Э. Распе.
28 - 29
80/17
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.
Изучение литературных сказок разных авторов.
Знакомство с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывание их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом.
Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах.
30
Посещение школьной библиотеки.
81/18
Самостоятельное чтение. К. Чуковский.
Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками К. И. Чуковского.
Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Чтение в учебнике статьи о Чуковском, работа с выставкой книг.
31
82/1
К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.
32 - 38
83/20
Семейное чтение.
Л. Толстой «Два брата».
Изучение литературных сказок разных авторов.
39 - 41
84/21
Наш театр.
К. Чуковский «Краденое солнце».
Изучение литературных сказок разных авторов. Изучение литературных сказок разных авторов, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок.
Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение поэтапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Инсценирование сказки.
42 - 47
Участие учеников в постановке сценок из школьной жизни.
85/22
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.
Работа с выставкой книг: распределение произведения на авторские и литературные.
Рассказывание об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «Курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А. С. Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки).
48 - 49
Весна, весна! И все ей радо! (10 часов)
86/23
Вводный урок раздела «Весна, весна! И всё ей радо!». Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.
Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.
Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради». Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф. Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.
50
Прогулка в весеннем парке.
87/24
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.
Знакомство с произведением А. Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А. Фета и А. Барто. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя.
51
88/25
Весна в лирических стихотворениях
И. Никитина,
А. Плещеева,
И. Шмелёва,
Т. Белозёрова и произведения живописи
А. Куинджи. Сравнение произведений.
52 - 53
89/26
Картины весны в произведениях
А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Создание вопросов на основе прочитанных произведений.
54 - 55
90/27
Мы идём в библиотеку.
Стихи русских поэтов о весне.
Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С. Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И. Токмаковой, Саши Чёрного.
56
Посещение школьной библиотеки.
91/28
Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак,
И. Токмакова, Саша Чёрный.
57 - 59
92/29
Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».
93/30
Семейное чтение.
А. Майков «Христос Воскрес!»,
К. Крыжицкий «Ранняя весна».
60
94/31
Наш театр.
С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.
Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение. Знакомство с пьесой-сказкой.
Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия).
Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки.
61 - 65
Посещение актового зала, участие в инсценирова-нии.
95/32
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.Проверочная работа.
Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.
Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям. Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ.
66 - 67
Мои самые близкие и дорогие (8 часов)
96/33
Вводный урок раздела «Мои самые близкие и дорогие». Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность
Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме.
Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.
Рассматривание фотографии, беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р. Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю. Энтина о маме. Создание текста о маме.
68 - 69
Подготовка и участие в концерте для мам и бабушек.
97/34
Стихи о маме и папе.
Р. Рождественский, Ю. Энтин,
Б. Заходер. Выразительное чтение.
70 - 71
98/35
А. Барто «Перед сном», Р. Сеф
« Если ты ужасно гордый…». Рассказ о маме Дж. Родари «Кто командует?». Главная мысль.
Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» в «Творческой тетради». Знакомство со стихотворением А. Барто «Перед сном». Чтение пословиц. Чтение стихотворения Р. Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям.
72 - 74
99/36
Мы идём в библиотеку.
Книги о маме. Составление каталога по теме.
Знакомство с произведением Дж. Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебника. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме».
75
Посещение школьной библиотеки.
100/37
Самостоятельное чтение.
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром»,
Б. Заходер «Никто».
Знакомство с произведениями Э. Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б. Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».
76 - 78
101/38
Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».
79 - 80
102/39
Наш театр.
Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.
Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях.
Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.
81 - 83
103/40
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Использование библиотечного каталога для выбора необходимой книги. Презентация выбранной книги.
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке.
84 - 85
Люблю все живое (16 часов)
104/41
Вводный урок раздела «Люблю всё живое». Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание.
Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира.
Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова.
86
IV четверть (32 часов)
105/1
Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.
Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира.
Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «мой щенок».
87
Посещение Воронежского зоопарка.
106/2
С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания теста.
88 - 91
107/3
Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.
Знакомство с произведением Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц. Знакомство с произведением М. Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.
92 - 93
108/4
М. Пришвин «Ребята и утята».
Составление плана.
94 - 96
109/5
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.
97 - 99
110/6
Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца».
Текст из энциклопедии. Заяц.
Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Изучение особенностей научно-познавательного и художественного текстов. Освоение алгоритма сравнения научно-познавательного и художественного текстов. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира.
Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н. Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста.
100-101
111/7
Проект «Создание фотоальбома о природе». В. Берестов «С фотоаппаратом».
102-103
Прогулка в лес с целью создания фотопейзажей.
112/8
Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.
Знакомство с книгами В. Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В. В. Бианки. Знакомство с произведениями В. Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.
104
Посещение школьной библиотеки.
113/9
Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.
105-107
114/10
Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.
Знакомство с произведениями Н. Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н. Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н. Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек.
108-109
115/11
Семейное чтение.
В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».
110-111
116/12
Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.
112-113
117/13
Наш театр.
В. Бианки «Лесной колобок - колючий бок». Инсценирование.
Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа.
114-116
Посещение актового зала.
118/14
Шутки-минутки.
В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».
117
119/15
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А. Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме.
118-121
Жизнь дана на добрые дела (15 часов)
120/16
Вводный урок раздела.
Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.
Изучение произведений писателей и поэтов о взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Сопоставление характеров и поступков героев разных произведений.
Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л. Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов.
122
Оказание посильной помощи пожилым людям.
121/17
Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».
Заголовок.
123
122/18
Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок
Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л. Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В. Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л. Яхнина и В. Осеевой.
124-126
123/19
В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.
127
124/20
Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей!».
Представление своих работ «Что такое совесть». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.
Знакомство с произведением Э. Шима «Не смей!», А. Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть.
128-129
125/21
А. Гайдар «Совесть».
Е. Григорьева «Во мне сидит два голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.
130-132
126/22
Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».
Знакомство с рассказом И. Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.
Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».
133
127/23
И. Пивоварова. Сочинение.
Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». В. Осеева «Три товарища».
134-137
128/24
Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Рассказы Н. Носова.
138-140
129/25
Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.
140-142
130/26
Н. Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.
143-149
Посещение школьной библиотеки.
131/27
Семейное чтение.
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.
Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
150
132/28
Наш театр.
С. Михалков «Не стоит благодарности».
151
Участие в подготовке и проведении праздника, посвященному окончанию
II-го класса.
133/29
Контрольная работа.
134/30
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н. Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради».
152-153
135-136/31-32
Резерв.