Рабочая адаптированная программа по чтению и развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе типовой учебной программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, - Москва.: Просвещение, 2013. Программа соответствует учебным программам и учебному плану образовательного учреждения. Цель: формирование специальных умений и навыков по разделам программы. Задачи: - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; - осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.


Содержание программы

( 204 ч; 6 ч в неделю )

Техника чтения Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Понимание прочитанного. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.





Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов

Количество часов

Примечание

1

О школе и школьниках

16

2

Листьям время опадать

20

3

Верные помощники

27

4

Крылатые друзья

25

5

Здравствуй, Зимушка-зима!

23

6

Сказочные истории

17

7

Трудолюбие - это клад

16

8

Настали дни весенние

23

9

Вот какие истории…

20

10

Летняя пора

19

Всего

206


































Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; - трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; - отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать свое отношение к поступку героя, событию - пересказывать содержание прочитанного; - устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.





Список литературы

Материалы учебно-методической литературы, используемой учителем:
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. 2. Воронкова В.В. Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждение VIII вида - М.: Просвещение 2013. 3. Петрова В.Г. Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1982. 4. Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:( Олигофренопедагогика). М.: «Академия»,2000

5. Чтение. 3 класс: Коррекционно - развивающие занятия. Автор - составитель Л.И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

Материалы учебно-методического комплекта для учащихся:
1. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва, С.А. Казакова. Чтение: учеб. для 3 класса. специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида. - СПб.: филиал изд. «Просвещение»,2013.

4


© 2010-2022