Кружок по внеурочной деятельности Экология 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

КРУЖОК ДЛЯ 1 КЛАССА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

2012 - 2013 уч. год





Программа разработана на основе авторской программы «Юный эколог», составленной Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной

В неделю - 1 ч.

За год - 33 ч.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Роль и место дисциплины.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
  1. Адресат.
Программа «Экологическая азбука» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Программа по внеурочной деятельности адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ. Соответствие Государственному образовательному стандарту. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Юный эколог» авторов Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной, и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
  1. Цели и задачи.

Цель программы «Экологическая азбука»

  • формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы

  • формировать интерес к изучению природы родного края;

  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

  • формировать представления о природных сообществах области;

  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, обществе и человека;

  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

  • становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности природы;

  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Специфика программы.

Основные принципы содержания программы:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 1 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

  1. Основные содержательные линии курса.


«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

«ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» (13 часов)



Структура программы:


1 КЛАСС (33ч)


«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ» - (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Экология предмет: интересно или нет? (1 час)

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Тема 4.Серый хищник - волк (1час)

Тема 5. Хозяин леса - медведь (1час)

Тема 6. Любознательный зверёк - белка (1час)

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Тема 8. Лесной красавец - лось (1час)

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Тема 10. Подземный житель - крот (1час)

Тема 11. Всеядное животное - барсук (1час)

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час)

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Тема 30. Любимая птица - снегирь (1час)

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)

Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (1час)

Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)


6. Требования к результатам.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты: Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты: - принятие обучающимися правил здорового образа жизни; - развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты: - овладение начальными формами исследовательской деятельности; - опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - опыт социальной и межкультурной коммуникации.

7. Формы организации учебного процесса. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.



8. Итоговый контроль.

Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступает экологический праздник «Золотая осень», «День птиц», творческие работы детей.


9. Объем и сроки изучения.


На изучение курса экологическая азбука отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1-й год обучения

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час

зан.

Тема занятия

Количество часов



Содержание


Дата по

плану

Дата по

факту


теория

практика

УУД

1. Введение (1 час)

1




1

Экология - предмет: интересно или нет?

1

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ.



06.09


2. Дикие животные

(19 часов)

9

10




2

Заяц - «Длинное ухо».

0,5

0,5

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер.из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.











Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Адекватная мотивация внеучебной деятельности, учебные и познаватель- ные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. Поиск и выделение необходимой информации. 13.09

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна».

0,5

0,5

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

20.09


4

Серый хищник - волк.

0,5

0,5

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

27.09


5

Хозяин леса - медведь.

0,5

0,5

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

04.10


6

Любознательный зверёк -белка.

0,5

0,5

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах - «Собери мозаику»

11.10


7

Куница - охотник на белок.

0,5

0,5

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

18.10


8

Лесной красавец - лось..

0,5

0,5

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

25.10


9

Сердитый недотрога- ёж.

0,5

0,5

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

01.11


10

Подземный житель - крот.

0,5

0,5

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

15.11


11

Всеядное животное - барсук.

0,5

0,5

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

22.11


12

Бобр-строитель.

0,5

0,5

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

29.11


13

Запасливый бурундук.

0,5

0,5

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

06.12


14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

0,5

0,5

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

13.12


15

Мышка-норушка.

0,5

0,5

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
















Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.




















Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

.Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.



20.12


16

Рысь - родственник кошки.

0,5

0,5

Знакомство с дикой кошкой - рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

27.12


17

Соболь - «дорогой» зверёк.

0,5

0,5

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

17.01


18

Тигр - самая большая кошка на Земле.

0,5

0,5

Знакомство с самой большой кошкой - тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

24.01


19

Косуля - самый маленький европейский олень.

0,5

0,5

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

31.01


20

Обобщающие занятие о диких животных

«Знай животных своего края».


1

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

07.02



3. Пернатые жители

(13 часов).

6

7



21

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

0,5

0,5

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

21.02


22

Ворона - «интеллектуальная» птица.

0,5

0,5

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

28.01


23

Ворон - красивая, умная птица.

0,5

0,5

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

07.03


24

Сорока-белобока - «лесная сплетница».

0,5

0,5

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

14.03


25

«Лесной доктор» - дятел.

0,5

0,5

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

21.03


26

Соловей - «великий маэстро».

1

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

04.04


27

Галка - городская птица.

0,5

0,5

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику»

11.04


28

Загадочная птица - кукушка.

0,5

0,5

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

18.04


29

«Пернатая кошка» - сова.

0,5

0,5

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

25.04


30

Любимая птица - снегирь.

0,5

0,5

Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

02.05


31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.

0,5

0,5

Беседа о красивой птице - синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички - жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

16.05


32

Наш добрый сосед - скворец.

0,5

0,5

Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

23.05


33

Обобщающее занятие о птицах.

1

Рассказ - беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра - соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».




16

17



Итого:

33



Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Познавательные: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.
















Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.




















Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Регулятивные: коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивные: коррекция(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

.Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.





Контроль и оценка результатов обучения по экологической азбуке

1 класс

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку - полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все - или наиболее значимые - результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

















Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
  4. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
  5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  6. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.
  7. Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.
  8. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.
  9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.




Кружок по внеурочной деятельности Экология 1 класс
© 2010-2022