Рабочая программа по русскому языку 3 класс Л. В. Занков

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Методическим объединением


Протокол № _____ «__» __________2015г.

Согласовано

Ответственный за организацию

по УВР / Буткина И.Ю. /

Ф.И.О.

Утверждаю

Директор_______/М.В. Пичугина/

Ф.И.О. Приказ № _____ «____» ________2015г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8» Советского района г. Казани











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета __русский язык______


для 3 ступени


Буткина Ирина Юрьевна

_______________________________

Ф.И.О. учителя

учитель начальных классов




г.Казань 2015 г.

Пояснительная записка
Место учебного предмета в решении общих целей и задач. Предмет «Русский язык» занимает осо­бое место среди предметов, входящих в учеб­ный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Россий­ской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального обще­ния, и его изучение способствует формиро­ванию у младших школьников представле­ний о языке как основном средстве чело­веческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосо­знания. Успехи в изуче­нии данного предмета во многом определя­ют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для уча­щихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображе­ния, интеллектуальных и творческих спо­собностей, основным каналом социализации личности.

В системе предметов начальной общеоб­разовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: - познавательную - ознакомление с ос­новными положениями науки о языке и фор­мирование на этой основе знаково-символи­ческого восприятия и логического мышле­ния учащихся; - социокультурную - формирование ком­муникативной компетенции учащихся; раз­витие устной и письменной речи, монологи­ческой и диалогической речи, а также навы­ков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей не­обходимо решать следующие практические задачи: - развивать речь, мышление, воображе­ние школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - обеспечивать освоение учащимися пер­воначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять неслож­ные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования неболь­шого объема; - воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к рус­скому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенство­вать свою речь.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального образования и авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык» система Л.В.Занкова.(Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2013г

УМК представлен пособиями:

1.А.В. Полякова Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.: Просвещение, 2013,

2.Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-3 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. Самара: Издательский дом «Федоров». 2013
3. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1- 3 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров». 2013

Результаты изучения учебного предмета Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и на­циональной принадлежности; - формирование уважительного отноше­ния к культуре других народов; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ор­ганичном единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формирование эстетических потребнос­тей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжела­тельности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания чувств других лю­дей и сопереживания им; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуа­циях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - освоение начальных форм познаватель­ной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и прак­тических задач; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрос­лого), сбора, анализа информации; - овладение навыками смыслового чте­ния текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осоз­нанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письмен­ной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-след­ственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вес­ти диалог, признавать возможность сущест­вования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - умение договариваться о распределе­нии функций и ролей в совместной дея­тельности, осуществлять взаимный конт­роль в совместной деятельности; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю­щими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты: - формирование первоначальных пред­ставлений о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосоз­нания; - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление нацио­нальной культуры и основное средство че­ловеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; - сформированность позитивного отно­шения к правильной устной и письмен­ной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; - владение первоначальными представле­ниями о нормах русского и родного литера­турного языка (орфоэпических, лексичес­ких, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, вы­бирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных за­дач; - осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографи­ческие правила и правила постановки зна­ков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текс­тов; умение проверять написанное; - овладение учебными действиями с язы­ковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, прак­тических и коммуникативных задач.

Общая характеристика учебного предмета Данный курс русского языка разработан на основе концепции Л.В. Занкова. Разви­вающие возможности системы развивающе­го обучения Л.В. Занкова связаны с реали­зацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, вклю­чением эмоциональной сферы, индивидуа­лизацией обучения. Соответственно дидак­тические принципы системы Л.В. Занкова включают: - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущую роль теоретических знаний в обучении; - быстрый темп в изучении материала, обеспечивающий высокую познавательную активность учащихся; - осознание школьниками процесса обу­чения; - систематическую работу над развитием каждого ребенка, включая самого слабого. Эти принципы обусловливают расшире­ние в курсе объема инвариантного содержа­ния предмета и особый подход к его струк­турированию, определяющий последова­тельность изучения учебного материала. Содержание курса - совокупность поня­тий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, - представлено следующими разделами:

- основы лингвистических знаний: фо­нетика и орфоэпия, графика, состав сло­ва (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи. Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представле­ния о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школь­ников, а также усвоение норм русского ли­тературного языка. Изучение орфографических и пунктуа­ционных правил, развитие устной и пись­менной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов об­щества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечива­ющий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов ре­чевой деятельности. В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания пред­мета на основе реализации дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учи­теля и учащихся, а также детей между со­бой. В этом сотрудничестве и происходит первичное постижение родного языка как предмета изучения, осуществляется анализ различных его сторон. Центральным звеном изучения предмета является раскрытие ком­муникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Программа нацеливает на систематичес­кое обращение к языковому опыту учащих­ся, опору на языковое чутье, обогащение ре­чи новыми лексическими и грамматически­ми категориями. Содержание курса предусматривает целе­направленную работу по развитию у млад­ших школьников общеучебных умений, на­выков и способов деятельности: - интеллектуальных (обобщать, класси­фицировать, сравнивать и др.); - познавательных (учебно-познаватель­ных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыраже­нии, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); - организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество). При освоении программы у учащихся формируются умения, связанные с инфор­мационной культурой: читать, писать, эф­фективно работать с учебной книгой, поль­зоваться словарями, справочниками и дру­гим и дополнительными материалами. Изучение курса обеспечивает формиро­вание у учащихся позитивного эмоциональ­но-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному ис­пользованию, понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь являет­ся показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики полу­чают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбо­ре адекватных языковых средств для ус­пешного решения коммуникативной задачи. Курс обеспечивает реализацию основных задач образовательной области «Филоло­гия»: формирование первоначальных пред­ставлений о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосо­знания; развитие диалогической и монологи­ческой устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений; развитие нрав­ственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Содержание курса «Русский язык»

Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух инфор­мации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопро­сам, опорным словам и плану. Говорение. Выбор языковых средств в со­ответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникатив­ной задачи. Практическое овладение диало­гической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, при­влечь внимание и т.п. Практическое овладе­ние устными монологическими высказыва­ниями в соответствии с учебной задачей (рас­суждение, описание, повествование). Овладе­ние нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра­щение с просьбой). Соблюдение орфоэпичес­ких норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Вы­борочное чтение с целью нахождения необ­ходимого материала. Нахождение информа­ции, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюде­ний. Антиципация, интерпретация и обоб­щение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обуче­ния грамоте. Овладение разборчивым, акку­ратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содер­жания прослушанного и прочитанного текс­та (краткое, подробное, выборочное). Созда­ние небольших собственных текстов (со­чинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных про­изведений, сюжетных картин, серий кар­тин, и т.п.).

Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозна­чение их буквами. Наблюдение расхожде­ния произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой струк­туры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Де­ление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безудар­ных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение пар­ных и непарных по твердости-мягкости соглас­ных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный удар­ный - безударный; согласный твердый -мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Фонетико-графический (звуко-буквен­ный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразую­щая функция ударения. Ударные и безудар­ные слоги. Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использова­ние на письме разделительных ъ и ь. Функ­ции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графичес­ких средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв рус­ского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика. Понимание слова как единст­ва звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Опре­деление значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и пере­носном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и ан­тонимов. Образные сравнения. Фразеоло­гизмы. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) сло­ва». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение одноко­ренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Отличие предлога от приставки. Морфология. Части речи. Деление час­тей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Признаки, зна­чение и употребление в речи. Умение рас­познавать в речи имена собственные. Разли­чение имен существительных одушевлен­ных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Признаки, значе­ние и употребление в речи. Изменение при­лагательных по родам, числам. Местоимение. Общее представление о мес­тоимении. Глагол. Признаки, значение и употребле­ние в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопро­сы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и по­рядковые числительные. Предлог. Знакомство с наиболее употре­бительными предлогами. Функция предло­гов: образование падежных форм имен су­ществительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи. Междометие как средство эмоциональ­но-экспрессивного выражения чувств. Синтаксис. Различение предложения, сло­восочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмо­циональной окраске (интонации): восклица­тельные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложе­ния (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второ­степенных членов предложения. Орфография и пунктуация. Формирова­ние орфографической зоркости, использова­ние разных способов написания в зависи­мости от места орфограммы в слове. Ис­пользование орфографического словаря. Применение правил правописания: - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в по­ложении под ударением; - сочетания чк, чн, щн; - перенос слов; - прописная буква в начале предложе­ния, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в кор­не слова; - парные звонкие и глухие согласные в конце слова; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова; - разделительные ъ и ь; - раздельное написание предлогов с дру­гими словами; - знаки препинания в конце предложе­ния: точка, вопросительный и восклица­тельный знаки; Развитие речи. Осознание ситуации об­щения: с какой целью, с кем и где происхо­дит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного .мне­ния, его аргументация. Овладение основны­ми умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами рече­вого этикета в ситуациях учебного и быто­вого общения (приветствие, прощание, из­винение, благодарность, обращение с прось­бой). Практическое овладение устными моно­логическими высказываниями на опреде­ленную тему с использованием разных ти­пов речи (рассуждение, описание, повество­вание). Текст. Наблюдение за признаками текс­та. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последователь­ность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной "мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к дан­ным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Созда­ние собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, пра­вильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов. Знакомство с основными видами изло­жений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами со­чинения, сочинение-повествование, сочине­ние-описание, сочинение-рассуждение. Ал­горитм написания изложения.

Тематическое планирование 3 класс ( 136 ч а с о в )

Количество часов в неделю - 4 (34 недели)

1 четверть-36ч.

2 четверть- 28ч.

3 четверть- 40 ч.

4 четверть-32ч. В связи с объёмом содержания материала учебника, темпо обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся в тематическое планирование внесены изменения.

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов по программе

Элементы содержания (основные темы)

Планируемые результаты



всего

теория

практика



Речь. Предложение.

12

10

2

Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения.

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

Состав слова.

24

19

5

Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Суффикс. Приставка. Правописание приставок и предлогов. Окончание. Основа слова.

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс; - объяснять правописание приставок и предлогов, суффиксов;

Слова с двойными согласными.

3

2

1

Слова с двойными согласными. Разбор по составу слов с двойными согласными.

- актуализировать фонематический материал;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с двойными согласными;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

Сложные слова

4

3

1

Образование сложных слов. Правописание сложных слов.

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

- определять и уточнять написание сложных слов

- находить орфограммы в указанных учителем словах, проверять, находить и исправлять ошибки;

Парные согласные звуки в середине слова.

9

6

3

Парные согласные звуки в середине слова. Правописание парных согласных в конце и в середине слова.

- актуализировать фонематический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: согласные звонкие, глухие парные, непарные;

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

Слова с непроизносимыми согласными

8

5

3

Слова с непроизносимыми согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными

Объяснять правила правописания, а также:

* непроизносимые согласные;

* непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

Словоизменение и словообразование

4

3

1

Словоизменение и словообразование.

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

-- различать родственные слова (однокоренные) и формы слов;

Склонение имён существительных.

54

44

10

Три склонения имён существительных. Окончания существительных 1-го склонения в именительном, винительном и родительном падежах; в дательном и предложном падежах; в творительном падеже. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

- находить начальную форму имени существительного;

- определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;

- различать родственные слова (однокоренные) и формы слов;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

Имя числительное

5

4

1

Имя числительное . Порядковые и количественные числительные

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить начальную форму имени числительного;

Текст

13

9

4

Текст. Типы текстов. Структура текстов.

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения;

- безошибочно списывать текст

- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные и второстепенные члены предложения


Всего

136 ч





















Требования к уровню подготовленности обучающихся.

К концу второго класса обучающиеся должны знать/понимать: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; части речи, имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, время глагола; предлоги; корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных; имена собственные; парные согласные на конце слова, правила их правописания; словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «Вы», слова извинения).

К концу второго класса обучающиеся должны уметь: находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения; составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника; распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных; род, число имен прилагательных; время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»); писать раздельно предлоги со словами; подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; находить в словах орфограммы на изученные правила; различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные; обозначать парные согласные на конце слов; различать слова с разделительными ь и ъ; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь; приводить примеры слов с нужными орфограммами; писать слуховые и зрительные диктанты; использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логиче­ские задания, аргументи­рованные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием, что соответствует положениям образовательной системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
  1. Формы организации познавательной деятельности:

    • фронтальная работа - диалог, полилог;
    • работа в статистических и сменных парах;
    • индивидуальная работа;
    • нетрадиционная форма урока:
  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование
  1. Используемые методы обучения :
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)


Контроль и оценка планируемых результатов


Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающее усвоение знаний, систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывания, диктанты, проверочные работы, обучающие изложения.

Примерное количество слов для словарных диктантов во 2 классе составляет 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов в первом полугодии 25-30 слов, во втором 35-45 слов.

Количество итоговых работ (диктантов) во 2 классе - 6(см. Приложение №1)

Количество проверочных работ-8

Количество словарных диктантов-11

Количество проверочных списываний-2

Итоговая комплексная конnрольная работа -1

Нормы оценок по русскому языку

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программой.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- замену слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова).

Контрольное списывание - способ проверки усвоения орфографических и пунктуационных

правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения.

Оценка «5» ставится: нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» ставится: имеется 1 ошибка и 1 исправление.

Оценка «3» ставится: имеется 2 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» ставится имеется 3 ошибки и 1- 2 исправления Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Контроль УУД Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся Учиться и Действовать»(Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий) Самара: Издательский дом «Федоров», 2012г. Это издание является инструментом мониторинга метапредметных УУД в начальной школе. Выявляется уровень развития, а в дальнейшем - сформированности УУД. В каждом варианте 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структкру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент модуля имеет свою специфику и назначение. К каждому модулю описывается сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца. Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД - выполнения учебного действия по образцу. На выполнение одного диагностического модуля отводится не более 15 минут. График проведения мониторинга может быть выбран по усмотрению учителя. Один мониторинговый модуль предлагается детям каждый учебный день (кроме пятницы), либо по два диагностических модуля на одно универсальное действие в начале двух разных уроков в течение учебного дня, либо мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1-2 раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют 3 модуля.

Основные виды учебной деятельности.

Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Выполнять задания в нужной последовательности.

Проверять себя по учебнику.

Выделять звуки в слове. Находить слова с заданными звуками.

Характеризовать звуки (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие; парные - непарные; твёрдые - мягкие, парные - непарные;шипящие).

Ставить ударение, делить слова на слоги.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь.

Находить однокоренные слова в группе слов.

Выделять корень слова.

Подбирать проверочные слова.

Анализировать поэлементный состав букв.

Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.

Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.

Учебно-методическая литература для учителя

1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.М: «Просвещение», 2013 г

2.Н.А. Песняева., С.В. Анащенкова. Русский язык: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 ч. М: «Просвещение», 2013 г

3.Полякова А.В. Русский язык: рабочая тетрадь 3 класс: в 2 ч. Самара: Издательский дом «Федоров»,2013г

4.Полякова А.В., Песняева П.А. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы. Самара: Издательский дом «Федоров»,2013г

5.Полякова А.В. Русский язык в началь­ной школе: 1-3 классы: Методические реко­мендации: Пособие для учителя. Самара: Издательский дом «Федоров»,2013г

6. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1- 3 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров». Самара: Издательский дом «Федоров»,2013г

7. Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова- Самара:Издательский Дом «Фёдоров», 2011.

8. Интернет -ресурсы: zankov.ru

9. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфо­эпический, фразеологизмов.

Учебная литература для учащихся.

Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 3 класс: В 2 ч.М: «Просвещение», 2013 г

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособ­лений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- мультимедийный проектор (по возмож­ности);

- экспозиционный экран (по возможности);

- компьютер;

- сканер; принтер лазерный;

Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи в соответствии с програм­мой обучения; - видеофильмы, соответствующие темати­ке программы по русскому языку (по возможности); - мультимедийные (цифровые) образова­тельные ресурсы, соответствующие те­матике программы по русскому языку. Оборудование класса: - ученические двухместные сто­лы с комплектом стульев; - стол учи­тельский с тумбой; - шкафы для хране­ния учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.; - настенные доски для вывешивания иллюстративного ма­териала;


Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык »3 класс

Система Л.В.Занкова

Учебник: «Русский язык»3 класс, в 2-х ч. Москва: Издательство «Просвещение»,2013г. Авторы: А.В.Полякова


п/п


Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид контроля, измерители

Дата

проведения

Прим.


Предметные

Планируемая деятельность учащихся. Метапредметные и личностные

(УУД)


Речь. Предложение.

12

1

Виды предложений по цели высказывания.

1

-использовать средства устного общения (голос, темп речи, тембр и силу голоса, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь;

- осознавать собственную устную речь;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- различать предложение и слово;

- списывать предложения с доски и учебника;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения;

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- применять правила правописания:

* прописная буква в начале предложения;

* знаки препинания в конце предложения;

- безошибочно списывать текст

- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- владеть начальными умениями владения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- делать словесный отчёт о проделанной работе;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

- выявлять слова, значения которых требует уточнения;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- списывать предложения с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- восстанавливать деформированные предложения;

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- применять ранее изученные правила правописания:

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям рус­ским языком, к школе;

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и конт­роле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учеб­ника ответ на заданный воп­рос;

  • ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

  • воспринимать смысл предъ­являемого текста;

  • анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо;

диктант.

Сентябрь

1 н.

2

Восклицательные предложения.

1

Сентябрь

1 н.

3

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1

Сентябрь

1 н.

4-5

Главные члены предложения.

2

Сентябрь

1 н.

6

Подлежащее, выраженное местоимением.

1

Сентябрь

2 н.

7-8

Главные и второстепенные члены предложения

2

Сентябрь

2 н.

9-10

Связь слов в предложении. Словосочетания.

2

Сентябрь

3 н.

11

Стартовая диагностика.

Диктант «Осень»

1

Сентябрь

3 н.

12

Предложение. Анализ работ.

Работа над ошибками.

1

Сентябрь

3 н.

Состав слова.

24

13

Состав слова. Корень. -

1

- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- владеть начальными умениями владения разговора

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- делать словесный отчёт о проделанной работе;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

- выявлять слова, значения которых требует уточнения;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;

- объяснять правописание приставок и предлогов, суффиксов;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- списывать предложения с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

-применять ранее изученные правила правописания;

- безошибочно списывать текст;

-писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (сочувст­вия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков од­ноклассников и собственных поступков;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • воспринимать смысл предъ­являемого текста;

  • анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Сентябрь

4 н.

14

Однокоренные слова.

1

Сентябрь

4 н.

15

Состав слова. Суффикс.

1

Сентябрь

4 н.

16

Написание слов с суффиксами -ек, -ик., очк-, -ечк-.

1

Сентябрь

4 н.

17-18

Словообразующая роль суффиксов

2

Сентябрь

5 н.

19

Морфемный разбор слова. Диалог. Монолог.

1

Октябрь

5 н.

20

Обучающее сочинение-описание "Золотая осень"

1

Октябрь

5 н.

21

Анализ сочинения Состав слова.

Приставка - часть слова.

1

Октябрь

6 н.

22

Написание приставок от-, об-, о-, по-, про-, до-, под-.

1

Октябрь

6 н.

23

Правописание слов с приставками над-, на-, за-.

1

Октябрь

6 н.

24-25

Правописание приставок и предлогов.

2

Октябрь

6 н.

26-27

Состав слова. Окончание.

2

Октябрь

7 н.

28

Обучающее изложение

1

Октябрь

7 н.

29

Анализ и редактирование изложения. Состав слова. Основа слова.

1

Октябрь

7 н.

30

Состав слова. Основа слова.

1

Октябрь

8 н.

31

Контрольный диктант за 1чет верть по теме «Состав слова»

1

Октябрь

8 н.

32

Работа над ошибками. Разбор слов по составу.

1

Октябрь

8 н.

33-36

Состав слова. Основа слова. Разбор слов по составу.

4

Октябрь

9 н.

Слова с двойными согласными.

3

37

Слова с двойными согласными.

1

- использовать средства устного общения;

- выражать собственное мнение, обосновывать его;

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- актуализировать фонематический материал;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с двойными согласными;

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- находить орфограммы в указанных учителем словах, проверять, находить и исправлять ошибки;

- применять ранее изученные правила правописания:

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к познанию рус­ского языка;

  • ориентация на анализ соот­ветствия результатов требо­ваниям конкретной учебной задачи;

  • самооценка на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности;

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и конт­роле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учеб­ника ответ на заданный воп­рос;

  • ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

  • воспринимать смысл предъ­являемого текста;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться па по­зицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; объяснительный диктант.

Ноябрь

10 н.

38

Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными.

1

Ноябрь

10 р.

39

Разбор по составу слов с двойными согласными.

1

Ноябрь

10 н.

Сложные слова.

4

40

Образование сложных слов.

1

- выражать собственное мнение, обосновывать его;

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- актуализировать фонематический материал;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с двойными согласными;

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- определять и уточнять написание сложных слов

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- находить орфограммы в указанных учителем словах, проверять, находить и исправлять ошибки;

- применять ранее изученные правила правописания:


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям рус­ским языком, к школе;

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и конт­роле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учеб­ника ответ на заданный воп­рос;
  • ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;
  • воспринимать смысл предъ­являемого текста;
  • анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под рук-ом учителя);

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; объяснительный диктант.

Ноябрь

10 н.

41

Сложные слова с соединительными гласными

и без них.

1

Ноябрь

11 н.

42-43

Правописание сложных слов.

. 2

Ноябрь

11 н.

Парные согласные звуки

в середине слова.

9

44

Парные согласные звуки в середине слова.

1

- использовать средства устного общения;

- выражать собственное мнение, обосновывать его;

- актуализировать фонематический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: согласные звонкие, глухие парные, непарные;

- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;




Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (сочувст­вия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков од­ноклассников и собственных поступков;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • воспринимать смысл предъ­являемого текста;
  • анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);


- осуществлять синтез как составление целого из частей;


- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;


- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Ноябрь

11 н.

45

Правописание парных согласных в середине слова.

1

Ноябрь

12 н.

46

Р/р. Обучающее сочинение. «Деревья зимой».

1

Ноябрь

12 н.

47

Анализ сочинения. Парные согласные звуки в конце слова

1

Ноябрь

12 н.

48-49

Правописание парных согласных в конце и в середине слова.

2

Ноябрь

12 н.

50

Диктант по теме «Правописание парных согласных».

1

Декабрь

13 н.

51

Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

Декабрь

13 н.

52

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

Декабрь

13 н.

Слова с непроизносимым согласным

8

53

Слова с непроизносимым согласным

1

. Объяснять правила правописания, а также:

* непроизносимые согласные;

* непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

* гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

* разделительные ъ и ь;

* раздельное написание предлогов с другими словами;

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- владеть начальными умениями владения разговора

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенний и оценок учителей и товарищей;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

декабрь

13 н.

54-55

Правописание слов с непроизносимыми согласными

2

Декабрь

14 н.

56

Р/р. Обучающее изложение.

1

декабрь

14 н.

57

Анализ изложения. Правописание слов с непроизносимыми согласными

1

декабрь

14 н.

58

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными

1

Декабрь

15 н.

59

Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие.

1

Декабрь

15 н.

60

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными

1

Декабрь

15 н.

Словоизменение и словообразование

4

61

Понятие о словоизменении.

1

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- определять последовательность частей текста, составлять план;

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

-- различать родственные слова (однокоренные) и формы слов;

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое высказывание.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Декабрь

15 н.

62

Словоизменение

1

Декабрь

16 н.

63

Словообразование

1

Декабрь

16 н.

64

Сопоставление словоизменения и словообразования

1

Декабрь

16 н.

Склонение имён существительных

54

65

Изменение имён существи тельных по падежам.

1

- использовать средства устного общения;

- выражать собственное мнение, обосновывать его;

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- определять последовательность частей текста, составлять план;

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить начальную форму имени существительного;

- определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;

- различать родственные слова (однокоренные) и формы слов;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- применять ранее изученные правила правописания, а также:

* непроизносимые согласные;

* непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

* гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

* разделительные ъ и ь;

* раздельное написание предлогов с другими словами;

- безошибочно списывать предложения и тексты с доски и учебника;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- владеть начальными умениями владения разговора

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Январь

17 н.

66

Начальная форма имён существительных.

1

Январь

17 н.

67

Постановка вопросов к существительным.

1

Январь

17 н.

68

Три склонения имён существительных.

1

Январь

17 н.

69

Первое склонение имен существительных.

1

Январь

18 н.

70

Второе склонение имён существительных.

1

Январь

18 н.

71

Третье склонение имён существительных.

1

Январь

18 н.

72

Определение склонения существительных в косвенном падеже.

1

Январь

18 н.

73

Обучающее сочинение. Что я люблю делать.

1

Январь

19 н.

74

Анализ сочинения. Склонение имён существительных.

1

Январь

19 н.

75-76

Первое склонение имен существительных. Именительный и винительный падежи.

2

Январь

19 н.

77

Родительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Февраль

20 н.

78

Окончания существительных 1-го склонения в именительном, винительном и родительном падежах.

1

Февраль

20 н.

79

Окончания существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах.

1

Февраль

20 н.

80

Контрольный диктант. Склонение существительных

1

Февраль

20 н.

81

Работа над ошибками. Склонение существительных.

1

Февраль

21 н.

82

Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

1

Февраль

21 н.

83

Сравнение падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.

1

Февраль

21 н.

84

Множественное число имён существительных 1-го склонения

1

Февраль

21 н.

85

Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе.

1

Февраль

22 н.

86

Обучающее изложение. Пир на весь мир.

1

Февраль

22 н.

87

Анализ изложения Склонение имён существительных 1-го склонения во множественном числе.

1

Февраль

22 н.

88

Второе склонение существительных.

1

Февраль

22 н.

89-90

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных 2-го склонения.

2

Февраль

23 н.

91

Творительный и предложный падежи имён существительных 2-го склонения.

1

Март

23 н.

92

Контрольный диктант. Склонение существительных

1

Март

23 н.

93

Работа над ошибками. Родительный, творительный и предложный падежи имён существительных 2-го склонения.

1

Март

24 н.

94

Родительный, творительный и предложный падежи имён существительных 2-го склонения.

1

Март

24 н.

95

Склонение имён существительных мужского рода на - й.

1

Март

24 н.

96

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

1

Март

24 н.

97

Правописание о и е в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц

1

Март

25 н.

98

Контрольный диктант. Склонение существительных.

1

Март

25 н.

99

Работа над ошибками. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящий звук и звук ц

1

Март

25 н.

100- 101

Второстепенный член предложения - дополнение.

2

Март

26 н.

102-103

Склонение существительных мужского рода во множественном числе.

2

Март

26 н.

104-105

Склонение существительных среднего рода во множественном числе.

2

Апрель

27 н.

106-107

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения

2

Апрель

27 н.

108-109

Второстепенный член предложения - определение.

2

Апрель

28 н.

110-111

Однородные члены предложения

2

Апрель

28 н.

112

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения.

1

Апрель

29 н.

113

Третье склонение имени существительного.

1

Апрель

29 н.

114

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

Апрель

29 н.

115

Множественное число имён существительных 3-го склонения.

1

Апрель

29 н.

116

Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения.

1

Апрель

30 н.

117

Контрольный диктант. Склонение существительных.

1

Апрель

30 н.

118

Работа над ошибками. Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения.

1

Апрель

30 н.

Имя числительное.

5

119

Имя числительное.

1

- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- находить начальную форму имени числительного;

- определять и уточнять написание слов по орфографическому словарю (в том числе по справочнику в учебнике);

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- владеть начальными умениями владения разговора

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о совей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Апрель

30 н.

120

Обучающее сочинение.

1

Апрель

31 н.

121

Анализ сочинения. Имя числительное.

1

Май

31 н.

122-123

Порядковые и количественные числительные

2

Май

31 н.

Текст.

13

124

Текст. Типы текстов

1

-использовать средства устного общения (голос, темп речи, тембр и силу голоса, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь;

- осознавать собственную устную речь;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- различать предложение и слово;

- списывать предложения с доски и учебника;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения;

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- применять правила правописания:

* прописная буква в начале предложения;

* знаки препинания в конце предложения;

- безошибочно списывать текст

- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- владеть начальными умениями владения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание);

- строить устное монологическое высказывание на определённую тему;

- делать словесный отчёт о проделанной работе;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

- выявлять слова, значения которых требует уточнения;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое, местоимение);

- находить второстепенные члены предложения

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.

- фронтальная опрос;

групповой опрос;

срез знаний;

-словарный диктант;

-творческие задания;

комментированное письмо; сочинение; изложение;

диктант.

Май 32н.

125

Итоговый контрольный диктант.

1

Май

32 н.

126

Работа над ошибками. Текст. Типы текстов.

1

Май

32 н.

127

Текст. Структура текста.

1

Май 32н.

128

Итоговая комплексная проверочная работа.

1

Май

33 н.

129

Анализ работы. Структура текста.

1

Май

33 н.

130

Обучающее изложение.

1

Май 33н.

131

Анализ изложения. Структура текста..

1

Май

33 н.

132-133

Структура текста.

2

Май

34 н.

134-136

Резервные уроки.

3

Май

34 н.


© 2010-2022