- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока лит. чтения по рассказу М. Зощенко «Золотые слова»
Конспект урока лит. чтения по рассказу М. Зощенко «Золотые слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ельсукова Я.С. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного
чтения в 3-ем классе
по рассказу М.Зощенко «Золотые слова» .
(Данный конспект рассчитан на два урока литературного чтения) .
Выполнила: студентка группы ИП-41
Ельсукова Яна
Учитель: Гурова В.М.
Методист:
Цели урока литературного чтения:
Образовательные:
1)Познакомить учащихся с рассказом М.Зощенко « Золотые слова», чтение рассказа учащимися.
2) Познакомить учащихся с биографией М.М.Зощенко.
3)Формировать умение анализировать художественный текст, эмоционально откликаться на прочитанное.
4) Формировать словарный запас на основе знакомства с новыми словами: «факт», «соблазн», «дёготь», «абсурд».
Развивающие (Развитие УУД) :
-
Развитие личностных УУД : Смыслообразования ( Зачем ребенок читает данное произведение) ; Самоопределения ( Какой вид работы нравится выполнять на уроке больше всего; Нравственно- этической ориентации при оценивании поведения героев рассказа за столом, со взрослыми.
-
Развитие регулятивных УУД: Контроля и самоконтроля при обнаружении чужих и своих ошибок в процессе чтения произведения; Коррекции и самокоррекции при исправлении чужих и своих ошибок в процессе чтения произведения.
-
Развитие познавательных УУД: Извлечение фактической и скрытой информации из прочитанного текста; Логические действия (анализа, синтеза) при анализе содержания текста.
-
Развитие коммуникативных УУД: Умения сформулировать свои мыли относительно идеи и темы произведения; умения высказать свою точку зрения по нравственной проблеме произведения; умения выслушать чужую точку зрения; умения задать вопрос для получения недостающей информации;
Развитие связной речи учащихся: Умения ответить на поставленный вопрос.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважение к старшим; прививать знания этикета.
Оборудование.
Для учителя: Компьютер, проекционное оборудование.
Для учеников: учебник по литературному чтению.
Ход урока.
1. Орг.момент:
-Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения, проверим, все ли готово у вас к уроку. На партах у вас должны лежать: дневник, учебник, пенал. У кого чего-то нет, поднимите руки.
- Сегодня мы с вами окунемся в увлекательный мир литературного чтения и будем путешествовать по нему с нашими героями. Я вам желаю быть на уроке внимательными и активно работать.
2. Подготовительная беседа.
-
Сегодня, ребята, мы познакомимся с очень интересным рассказом Михаила Михайловича Зощенко, который называется «Золотые слова».
-
Скажите, ребята, вы уже знакомы с творчеством Михаила Михайловича Зощенко? (да)
-
Какие рассказы данного автора вы уже читали? (называют рассказы, которые читали.)
-
Молодцы.
-
Теперь, ребята, я вам немного расскажу о жизне и творчестве Михаила Михайловича Зощенко. Посмотрите на первый слайд, на нем вы видите портрет М.М. Зощенко. Скажите, в каком возрасте изображен писатель? В молодом или в пожилом? ( В молодом).
-
Верно. А какой у него взгляд? (Добрый, радостный, задумчивый)
-
Что еще мы можем сказать о писателе по его портрету? Как вы думаете, каким он был человеком? ( Добрым, отзывчивым).
-
Верно, ребята, молодцы.
-
А теперь я вам немного о нем расскажу. Слушайте внимательно.
-
Михаил Михайлович Зощенко- русский писатель, родился ,в Полтаве, в семье художника в 1895 году,это около ста с лишним лет назад. Он окончил гимназию и в возрасте 18 лет поступил на юридический факультет в Петербургский университет. Но он не доучился в университете, потому что началась мировая война, а Михаил Зощенко был очень мужественным и храбрым человеком и ушел добровольцем на фронт, чтобы как он вспоминал впоследствии «\\\\\\
-
с достоинством умереть за свою страну, за свою родину.»
Михаил Михайлович участвовал во многих боях, он был ранен и подвергался отравлению газами. За время службы он получил четыре боевых ордена.С 1920 года он стал заниматься литературной деятельностью. В 1921 выходит первая книга рассказов М.Зощенко, затем следует целый ряд сборников рассказов: "Сентиментальные повести" , "Голубая книга" "Исторические повести" и др.
Работал в ленинградских газетах, на радио и в журнале "Крокодил". В Москве
работал в журнале"Крокодил".В возрасте 49 лет много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых - "Парусиновый портфель" - выдержала 200 представлений за год.
Михаил Михайлович был очень добрым и отзывчивым человеком, и всегда старался стать еще лучше.
Умер М.Зощенко в возрасте 63 лет в Ленинграде. В Санкт-Петербурге создан литературно- мемориальный музей имени М.М. Зощенко. (Показываю музей на слайде.)
-
Ребята, теперь проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ о Михале Михайловиче Зощенко.
1. Где родился М.М. Зощенко? ( В Полтаве).
2. Куда поступил учиться М.Зощенко после гимназии и на какую профессию? ( М. Зощенко после гимназии поступил на юридический факультет в Петербургский ун верситет.)
3.Почему Михаил Зощенко не закончил учебу в университете? ( М.З. Не закончил учебу, потому что началась мировая война и он ушел добровольцем на фронт.
4.В каких газетах и журналах работал М.Зощенко? ( Работал в ленинградских газетах, на радио и в журнале "Крокодил".)
5.Как назывались сборники рассказов писателя?("Сентиментальные повести" , "Голубая книга" "Исторические повести")
-Что еще вы запомнили о писателе? (Ответы детей)
-
Молодцы.
-
Теперь посмотрите на доску, я выписала слова из рассказа, так как они могут вызвать у вас затруднения, давайте поработаем с ними. ( На доске печатными буквами в столбик написаны слова «факт», «соблазн», «дёготь», «абсурд». )
-
Коля, прочитац первое слово. (факт)
-
Ребята, кто знает значение этого слова? (ответы детей.)
-
Факт-это действительное событие, явление , то , что произошло в действительности .
-
Римма,прочитай следующее слово. (соблазн)
-
Ребята, что означает это слово? (Ответы детей.)
-
Верно, ребята, соблазн означает искушение , приманка , нечто влекущее .
-
Максим, прочитай пожалуйста третье слово. (дёготь)
-
Что же такое деготь? Вы знаете? (нет).
-
Деготь-тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева , торфа , угля.
-
Полина, прочитай последнее слово. (Абсурд)
-
Ребята, что означает данное слово? ( ответы детей.)
-
Абсурд- это нелепость, бессмыслица.
3. Первичное чтение произведения.
-
Ребята, мы с вами поработали со словами, теперь перейдем к чтению рассказа. В своих учебниках откройте страницу 144 и прочитайте название рассказа.
-
Как вы думаете, почему произведение так называется? ( Рассказ о каких- то важных словах.)
-
Давайте же прочитаем рассказ и узнаем, о чем говорится в рассказе. Сейчас тихонечко сели, настроились, слушаем внимательно, читать рассказ нам будет Ксюша. (Рассказ читает хорошо читающий ученик.)
( После прочтения рассказа задаются вопрося на понимание эмоционального настроя детей по отношению к произведению.)
-
Ребята, что вам понравилось в рассказе?
-
Какое настроение у вас после этого произведения?
-
Что вам было непонятно? (Ответы детей)
4. Вторичное чтение произведения. (+ составление плана.)
-
Ребята, сейчас мы еще раз будем читать рассказ и разбираться, о каких же « золотых словах» идет речь, произведение читают дети по частям, после прочтения каждой части задаются вопросы.), а также постараемся составить план рассказа. В тетрадях подпишите число, М.Зощенко. «Золотые слова». И по середине план.
-
Лиза, прочитай первую часть до слов «Но потом вот что произошло на одном ужине... )
-
Ребята, почему Минька с Лелей любили ужинать со взрослыми? (потому что на стол становилась всякая вкусная еда , и взрослые рассказвали забавные исории.)
-
Найдите в тексте, как говорится о том, что ребятам нравилось, что на стол мама подавала вкусные блюда? (Эта сторона дела нас в особенности прельщала..)
-
Как вы понимаете слово прельщала? (Очень нравилось, интересовало, зазывало, соблазняло)
-
Верно, молодцы.
-
Как вели себя дети за столом сначала? И как потом? (Сначала вели себя тихо, а потом осмелели, стали вмешиваться в разговоры.)
-
Как относились гости к замечаниям детей? ( Гостей замечания детей смешили.)
-
Чему мама с папой были довольны? ( Тому, что гости видят ум и развитие их детей.)
-
Хорошо, молодцы. Скажите, ребята, как бы мы могли назвать эту часть? (Обсуждения детьми названия части, их предложения, выбор наиболее подходящего.)
-
Ставим римскую цифру один. И пишем название первой части. Ужин со взрослыми.
-
Леша, прочитай следующую часть до слов «Папа сказал. - В виду того что...»
-
О чем рассказал историю папин начальник? (О том, как он спас пожарного.)
-
Как отреагировали дети на этот рассказ? ( Детям это рассказ не особенно понравился.)
-
Как повела себя Леля? (Начала расказывать другую историю.)
-
Как вы считаете вежливо ли повела себя Леля? Почему? (Нет, Леля повела себя невежливо, потому что она перебила папиного начальника и начала рассказыать свою историю.)
-
Что сказал папин начальник, когда Леля его перебила? Найдите в тексте.( дети читают из текста.)
-
Как Минька решил поправить положение? Найдите в тексте.
-
Что сказал папин начальник про детей? ( Он сказал, что родители плохо их воспитывают и они не дают ему даже пикнуть.)
-
Что означает не дают пикнуть? (Не дают и слова сказать.)
-
Какое замечание сделала бабушка Леле? («Вместо того, чтобы раскаяться в своем поведении, она снова принлась за еду...»)
-
Справделиво ли было бабушкино замечание? Почему? (Справедливо, потому что всем видом Леля показывала, что ей не было стыдно.)
-
Что ответила Леля на бабушкино замечание? И кто принял ее слова на свой счет? ( Леля ответила, что на сердитых воду возят, эти слова на свой счет принял папин начальник.)
-
Как он отреагировал на эти слова? Найдите в тексте.)
-
Как вы считаете, правильно ли Леля вела себя за столом? Почему? ( Неправильно, потому что она перебивала, начинала рассказывать свою историю и не обращала внимания на замечания взрослых.)
-
Как бы мы могли назвать эту часть? (Дети называют свои варианты названия и выбирают лучшее.)
-
Ставим римскую цифру два. Название этой части можно составить из двух предложенных вами названий- Плохое поведение или история о пожарном.
-
Римма, прочитай третью часть до слов « А спустя два месяца...»
-
Почему папа наказал детей? (Потому что они очень плохо вели себя за столом.)
-
Как в тексте говорится о том, что они плохо себя вели? (Вели себя крайне развязно)
-
Как вы понимаете это выражение? ( Делали то, что было непозволительно.)
-
Как же папа наказал детей? ( Запретил им ужинать со взрослыми.)
-
Правильно ли поступил папа, наказав детей? Почему? (Правильно, потому что дети дейсвительно вели себя очень плохо.)
-
Как назовем третью часть? (Наказание.)
-
Запишите название этой части в тетрадь под римской цифрой три.
-
Женя, прочитай следующую часть до слов « И вот, в один прекрасный день...»
-
О чем через два месяяца дети стали просить отца? (чтобы он разрешил им снова ужинать со взрослыми.)
-
В каком настроении был отец детей в этот день? (Отец был в хорошем настроении.)
-
Разрешил ли он детям снова ужинать со взрослыми? (да)
-
Какое условие поставил папа? (Папа поставил условие, что дети будут ужинать со взрослыми только если будут молчать за столом.)
-
Справедливым ли было папино условие? Почему?
-
Как можем назвать эту часть? (Помилование или Папины условия.)
-
Запишите название четвертой части.
-
Даша, прочитай следующую часть до конца.
-
Как дети вели себя на это раз за ужином? ( Сидели тихо и молчаливо.)
-
Почему дети так себя вели? ( Потому что помнили про папино условие.)
-
Страдали ли дети от того, что им было запрещено говрить за столом? Почему? Найдите в тексте.
-
Почему у Миньки не получилось намазать масло на булку? (Потому что масло было замерзшее.)
-
Что тогда стал делать Минька? ( Он положил масло на кончик ножа и стал греть его над кружкой чая папиного начальника.)
-
Почему Минька грел масло не над своей кружкой? (Потому что в его кружке чай уже закончился.)
-
Правильно ли поступил Минька? Почему? (Минька поступил неправильно, потому что некрасиво и невежливо греть масло над чужой кружкой, тем более над кружкой взрослого человека.)
-
Что произошло дальше с маслом? (Оно растаяло и упало в чай.)
-
Правильно ли сделали дети, что не сказали начальнику, чтобы он не пил свой чай? Почему? (неправильно, потому что нужно было предупредить.)
-
Как нужно было поступить в такой ситуации? (Нужно было предупредить начальника, чтобы он не пил чай и извиниться за то, что масло упало в чай.)
-
Почему же Леля смолчала и не сказала начальнику, чтобы тот не пил? (Потому что вспомнила про то, что папа запретил им говорить.)
-
Что произошло с папиным начальником, когда он попробовал чай? Найдите в тексте.
-
Как успокоила его мама? (Не бойтесь, тут плавает сливочное масло...)
-
Как назвал детей папин начальник? (Гадкие дети.)
-
Что на это ответил папа? (Что дети не гадкие, а глупые.)
-
Почему папа назвал детей глупыми? Найдите в тексте.
-
Какой же золотой совет дал папа детям? (Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.)
-
Хороший ли папа дал совет? Почему? (Ответы детей)
-
Наказали ли родители детей за этот поступок? (нет)
-
Почему? (Потому что выяснилось, что дети не виноваты.
-
Придерживался рассказчик папиного совета в жизни? (да)
-
Как об этом говорится в тексте? (« В общем, эти апины слова я золотыми буквами записал в своем сердце.)
-
Как можем назвать эту часть? (Золотые слова или папин совет.)
-
Записываем название части под римской цифрой пять.
-
Обобщающая беседа.
-Ребята, над каким произведением мы сегодня работали? ( М.М. Зощенко «Золотые слова»)
- Как вы думаете, чему хотел научить нас автор? (Правильно вести себя и все делать с учетом изменившейся обстановки.)
-Какие чувства у вас вызвал рассказ? (ответы детей)
- Ребята, почему же рассказ называется «Золотые слова»? ( Потому что папины слова очень важные и сыграли огромную роль в жизни рассказчика, поэтому произведение называется «Золотые слова.».)
-Ребята, вашим домашним заданием будет проситать по ролям наиболее понравившийся эпизод, это задание на пару с соседом по парте. А также приготовьте пересказ по плану.
-
Итог урока.
-
Ребята, что вам понравилось на уроке?
-
Как вы считаете, активно ли вы работали на уроке?
-
Что больше всего понравилось выполнять?
-
Вы очень хорошо и активно работали на уроке, послушайте свои отметки за урок. (Называю отметки, комментирую их.)
-
Урок окончен, отдыхайте.