Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



Рассмотрена и согласована Принята на методическом УТВЕРЖДАЮ: на методическом объединении (педагогическом) совете ДиректорМБОУ«СОШ №4» Протокол № 1 Протокол № 1 _________Т.Н. Бирюкова

от 28 августа 2013г. от 30 августа 2013 г. приказ № 66 от 30 августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по изобразительному искусству

для 1 класса

УМК «Школа России»





Учитель: Двоеконко О. А.

Квалификационная категория: 1

Ефремов

2013 г.


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),
  • Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2011 г.;

  • Программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского М.«Просвещение», 2011г.

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4».
и обеспечивает соответствие:
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • федеральному перечню учебников;
  • учебному плану МБОУ «СОШ №4».

Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана на год для 1 класса (УМК «Школа России»). Программа обеспечена учебником «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.» 1 класс, авт. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. - Москва: «Просвещение», 2011; рабочей тетрадью « Твоя мастерская», 1 класс, авт. Л.А.Неменская, - Москва: «Просвещение», 2012.


Основными целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно - прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,

формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


В рабочую программу внесены следующие изменения: В связи с требованиями СанПиН в адаптационный период в 1 классе ( сентябрь - октябрь)проводится 3 урока в день. Для прохождения материала считаю приемлемым уплотнение содержания программы с 33 часов до 27 часов.


Общая характеристика учебного предмета, курса. Специфика курса Изобразительное искусство - особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. Задачи основных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. В искусстве только этого недостаточно. Освоение художественных техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство не только изучается, но и проживается.

Структура курса разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства -традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Значение курса:

Учебный предмет «Изобразительное искусство» интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека.

Изобразительное искусство включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства. Особенности используемого учебно-методического комплекта:

Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии - это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объёмы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Основные технологии, методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности.

В курсе предусмотрено использование современных образовательных технологий:

  • развивающее обучение

  • игровые технологии

  • личностно-ориентированные технологии обучения

  • метод проектов

  • организация практическо - экспериментальной деятельности

  • индивидуально-дифференцированное обучение

  • программированное обучение

  • технологии индивидуального обучения

  • интеграция предметного преподавания

Усвоение содержания курса обеспечивается разнообразными методами обучения:

  • наблюдения природы и общественной жизни;

  • практические работы, в т.ч. исследовательского характера;

  • творческие задания;

  • дидактические и ролевые игры;

  • учебные диалоги;

  • моделирование объектов и явлений окружающего мира.

  • систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.

В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения:

  • работа в группах и парах;

  • коллективное решение проблемных вопросов;

  • индивидуальные задания;

  • экскурсии и учебные прогулки;

  • встречи с людьми различных профессий;

  • нетрадиционная форма урока (урок-игра, урок-экскурсия).

Средства обучения:

  • вербальные - учебники, учебные пособия для учащихся;

  • натуральные - коллекции, гербарии, живые объекты;

  • изображения предметов и явлений природы: плоскостные - таблицы, картины; объемные - модели, муляжи;

  • аудиовизуальные - диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи;

  • вспомогательные - кисти, краски, гуашь, технические средства.

Описание места учебного предмета, курса.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к самостоятельной образовательной области «Искусство». На изучение предмета в первом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Всего в 1 классе - 33 ч аса (33 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно - нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно - образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально - ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно - нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально - ценностного, эстетического восприятия мира и художественно - творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельность и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета - изобразительное искусство. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага,холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый,фиолетовый, коричневый) цвета;

  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • различные виды изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,бумагу);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописии скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Учебно - тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

В том числе

Лабораторные,

практические

работы,

экскурсии

Контрольные

работы

Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

33


1.

Ты учишься изображать

6(8)

2

2.

Ты украшаешь.

6(7)

1

3.

Ты строишь.

8(11)

4

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

7(7)

1

Всего:

27(33)

8



Содержание учебного предмета. (33 ч)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (1 класс) Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч).

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч). Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч). Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Перечень учебно - методической литературы:

для учителя:

1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского-- М. Просвещение, 2011.

2.Учебник: Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского-- М. Просвещение, 2011. 3.Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003. 4.Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл под ред Неменского Б.М., 128с. - 2011г.

для обучающихся:

1.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского-- М. Просвещение, 2011.

2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского-- М. Просвещение, 2012.

Технические и электронные средства обучения:

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

  • Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

  • Диапроектор (эпидиаскоп).

  • Персональный компьютер.

  • Экранно-звуковые пособия

  • Экспозиционный экран.

Перечень Интернет - ресурсов и других электронных информационных источников:

referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов.

kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2

Работа с одаренными детьми в начальной школе - tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm; advise.ru/arti>cles80 - Советы родителям первоклассников.

historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству.


© 2010-2022