Взаимодействие ДОУ и семьи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

46



Оглавление

Оглавление 2

Введение 2

1. Научно-теоретические основы организации работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи 5

1.1. Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания в историческом аспекте 5

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 9

1.3. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения 15

2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения 21

2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента 21

2.2. Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 25

2.3. Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 32

Заключение 37

Список литературы 39

Приложение 1 42

Приложение 2 43

Приложение 3 44

Приложение 4 45

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: "Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей". Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Методы исследования. При написании курсовой работы мы производили комплексный анализ. Основными методами в работе явились следующие методы: анкетирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный. Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее: - если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными; - если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. 2. Разработать критерии оценки взаимодействия ДОУ и семьи. 3. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. База исследования: МДОУ 9 «Алан» г.Набережные Челны. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

















1. Научно-теоретические основы организации работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи

1.1. Проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания в историческом аспекте

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками вызревало в народной практике воспитания, прогностически отмечалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.). В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе (33, с.58). Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др. В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др (16, с.88). Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж - голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др. Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.) (12, с.43). Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в нынешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека. В современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные историческими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доминирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свидетельства тому можно найти в трудах историков, например, в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Об этом повествуют художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горького «Детство», «В людях». Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея -растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом (25, с.66). На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23, с. 64). Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания. "Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится "Книжкин праздник", в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах ( 17, с. 204). Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли "работа с семьей". Для экономии сил и времени "обучение" велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь (20, с 162). Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме "Давайте знакомиться", "Порадуем друг друга" и др. Во многих дошкольных учреждениях работает "телефон доверия", проводятся "День добрых дел", вечера вопросов и ответов. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: - приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; - информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

1.3. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи ( 31, с. 401). День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение"). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?". Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др. Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Выводы по главе I С начала существования советской власти, в нашей стране, провозгласившей политику общественного воспитания, в течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать ("Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать"). Между тем педагоги не стремились познакомить "некомпетентных" родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на "нет" его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. Однако в дальнейшем, примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей - "школы матерей", "университеты педагогических знаний", "родительский всеобуч" и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли - и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один - детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения

2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ была проведена в МДОУ №9 «Алан» города Набережные Челны в подготовительной к школе группе №6. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей - экспериментальная и контрольная - по 10 родителей в каждой группе. В период констатирующего этапа работа велась в феврале 2009 года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Выяснялся понятийный аппарат исследования, формулировался аппарат исследования. Опытно-экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы. Затем мы провели анкетирование родителей. Содержание анкеты и результаты анкетирования родителей контрольной и экспериментальной групп приведены в Приложениях 1-2. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее: 1. На вопрос "Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?" большинство родителей экспериментальной (70%) и контрольной (60%) групп ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?" 50% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы не читают педагогическую литературу. 30% родителей экспериментальной и 50% родителей контрольной группы не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников. 2. Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детском саду изъявили желание только по одному родителю в каждой исследуемой нами группе. По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы: • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. • Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией (в переводе с латинского - "обращение назад"). Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие "педагогическая рефлексия" нами было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации. Прежде чем мы приступили к работе, воспитателями были коллегиально обсуждены, а затем приняты критерии взаимодействия с родителями: Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям. Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы. Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы. Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении. С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Авторитарные методы "воспитания" родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Чтобы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержание и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого-педагогическая культура. Следующим критерием оценки взаимодействия ДОУ и родителей дошкольников, посещающих данное учреждение, был предложенный нами конкурс семейных поделок из природного материала. Уровень взаимодействия мы оценивали, во-первых, по наличию / отсутствию поделок, во-вторых, по качеству выполненной работы. За качество поделки мы приняли трехбалльную систему отметок: «3», «4», «5». Результаты данного конкурса представлены ниже (рис.1.) в общем виде, так как они оказались идентичными как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Рис. 1. Результаты оценивания поделок Таким образом, согласно рисунку 1, мы можем заметить, что родители крайне неактивны касательно деятельности в ДОУ, которое посещает их ребенок.

2.2. Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Второй, формирующий этап эксперимента проходил в феврале 2009 г. Мы внедряли нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику ДОУ. С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы мы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с воспитателями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители. В анкету были включены следующие вопросы: 1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка? 2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок? 3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком? 4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком? 5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок? 6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок? 7. Как он выполняет свои обязанности по дому? 8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать? 9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком? Проанализировав эти анкеты, мы узнали о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Следующая анкета для родителей позволила нам сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье мы узнали из рисунков детей. На данном этапе проведения педагогического эксперимента нами было проведено заседание: "Семейного досуга". Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему "Вечер в моей семье". Все рисунки похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Рисунок - показатель взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок. Вот почему в благополучных, казалось бы, семьях вырастают трудные дети. Они ищут общения на стороне, порой попадая в дурную компанию. Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом. Ответ был один: мало общаемся с детьми. На вопрос: "Что вам не разрешают делать родители?" ответы детей сводились в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т.д. Некоторые дети говорили так: "Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно". Вот с такой установкой - можно все! - дети обычно приходят в детский сад: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вес ти себя во время обеда и т.д. Принцип воспитания многих родите лей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему не обходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил. Вот они: - Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. - Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию. - Покажи ребенку хороший пример. Совместно с родителями мы решили создать клуб "Счастливая семья". Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям. Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком "Вот мы какие!", где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показа ли свои таланты и дети, и родители, и бабушки. Второе заседание клуба посвящено оно было традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами. Интересно прошел праздник "Деревенские посиделки". В исполнении бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные ве щи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек. Немного позже мы провели марафон "Моя дружная семейка ". В стихах, песнях, игровой форме дети выразили свое отношение к бабушкам и дедушкам, родителям, братьям и сестрам. Дети, высказали свое мнение, как они понимают, что такое "мир семьи". В итоге получилось, что "мир семьи" - это: • родной дом, уют, тепло; • взаимопонимание, любовь, уважение; • праздники, традиции. Взрослые постарались объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить три важных правила: • уважай старших и люби их; • позаботься о младших; • помни, что ты в семье помощник. А на вопросы, какие качества надо воспитывать в себе, с каким настроением надо выполнять домашние обязанности, как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы, отвечали не только дети, но и родители. В конце марафона каждая семья получила в подарок альбом-пособие "Моя родословная" (автор-составитель В. С. Василевская). Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растет", поэтому у нас началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи. С помощью альбома-пособия, где имеются задания для детей и родителей, приступили к выполнению первого задания. Дети знакомились с происхождением имен и фамилий, в словарях и справочниках искали материалы. Выполняя задания, дети писали о себе, своих родителях, братьях и сестрах, о своих любимых бабушках и дедушках. Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями начали рисовать генеалогическое древо - древо жизни каждой семьи. Составив свою родословную, нарисовав генеалогическое древо, научились сочинять свои фамильные гербы и девизы. На поле щита рисовали то, что больше всего подходит к их семье: кто-то изобразил свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба должны иметь фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень вода не течет" и др. Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками. Вся эта работа помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела. Для начала необходимо было оформить специальное приложение в альбоме, которое называется "Календарь дней рождения и семейных праздников", и, самое главное, регулярно заглядывать в этот календарь, не забывая вовремя поздравить своих близких. Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник "Тепло родного очага", который прошел под девизом: Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие. Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! О. Фокина Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем. На празднике дети рассказали о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли изумительный хлеб. А сколько интересного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины. Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги. Детям удивительно было не только увидеть, но и услышать звучание патефона, который показался детям чем-то сказочным, нереальным. Оказалось, что в некоторых семьях есть свои символы счастья, которые приносят удачу. В одной семье - это шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу большой улов. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже учителю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать. А чтобы помочь родителям выбрать правильный путь, в рамках клуба "Счастливая семья" мы провели цикл бесед за круглым столом. Родители могли свободно высказывать свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания. Так, рассуждая о взаимоотношениях матери и ребенка, мы пришли к выводу, что материнская любовь многолика. Главное - любить ребенка по-настоящему. Это значит, ради него преодолевать самого себя, подавлять свои плохие привычки и пристрастия, ограничивать демонстрацию своего "я". И это, оказывается, гораздо труднее, чем удовлетворить насущные потребности ребенка. Далеко не каждая мать способна на такие самоограничения и самопожертвования. Одним из главных показателей материнской любви является понимание своего ребенка. Только постигая его сущность, мать в состоянии ответить на его чувства, простить, поощрить, помочь преодолеть сомнения и приобрести уверенность в себе. Понимание со стороны матери вызывает детей на откровенность. Поняв ребенка, можно уберечь его от негативных влияний. "Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" - эти слова из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, на мой взгляд, выражают сущность материнской любви. Готовясь к родительскому собранию на тему: "Воспитание культуры поведения старших дошкольников", мы ставили перед со бой цель: помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения. А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более. Таким образом, на данном этапе эксперимента мы предлагали задания и упражнения, направленные на сотрудничество, взаимодействие родителей, детей и работников ДОУ.

2.3. Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

На последнем контрольном этапе изучалась и анализировалась результативность проделанной работы. По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ было проведено повторное анкетирование родителей (табл. 3-4) и предложено сделать скворечники для птиц, которые вскоре прилетят к нам из теплых стран. Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, мы пришли к следующим выводам. 1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 55% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 30%). 2. 80% родителей экспериментальной группы читают педагогическую литературу. До формирующего этапа - 50%. 3. Многие родители экспериментальной группы (85%) с большим интересом стали принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 55%). 4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%. До формирующего этапа - всего 10%. 5. Родители изъявили желание проводить кружки: "Оригами", "Лепка из соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен" - 60%. До формирующего этапа - 10%. Анализ ответов родителей контрольной группы показал следующее. 1. Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми, то теперь они стали интересоваться проблемами физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения детей к культурным ценностям - всего 60% против 30% на констатирующем этапе. По всей вероятности, это связано с тем, что родители экспериментальной группы делились своими впечатлениями от занятий в ДОУ с родителями контрольной группы. 2. Отношение к педагогической литературе не изменилось, но периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей (регулярно - лишь 10%). 3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей - немного больше, чем на констатирующем этапе (20%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (80%). 4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 20% родителей. Большинство же предпочитают традиционные формы - родительские собрания и индивидуальную беседу - 80%. 5. Родители контрольной группы не испытывают большого желания проводить кружки: лишь двое родителей были согласны это делать - "Юный техник", "Юный спортсмен", то есть 20%. На рисунке 3 представлены сравнительные данные нашего анкетного опроса обеих исследуемых групп на начало и конец эксперимента.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Рис.2 Сравнительные данные анкетного опроса родителей ЭГ
Таким образом, мы можем заключить, позиция родителей экспериментальной группы значительно улучшилась, в отличие от родителей контрольной группы. Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с ДОУ. Итоги сделанных скворечников ЭГ представлены нами на рисунке 3.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Рис.3. Результаты оценивания скворечников ЭГ Сравнив результаты с первоначальными данными, полученными нами в ходе экспериментального этапа исследования, мы можем заключить, что качество поделок, сделанных руками дошкольниками в сотрудничестве с их родителями, увеличилось в среднем на 45%. На рисунке 4. Нами представлены сравнительные данные обеих исследуемых групп на начало и конец нашей экспериментальной деятельности.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Рис.4. Динамика показателей взаимодействия родителей и детей Таким образом, мы можем заключить, что данные ЭГ значительно увеличились в конце нашего исследования. В контрольной группе показатели остались на прежнем уровне. Выводы по главе II Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития.



















Заключение

Нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья является институтом первичной социализации. Детский входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%). Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10% регулярно. После проведения мероприятий с родителями в ходе формирующего этапа большинство (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%). Родители изъявили желание проводить кружки: "Оригами", "Лепка из соленого теста", "Вязание крючком", "Юный техник", "Умелые руки", "Юный спортсмен" - 60%. До формирующего этапа - всего 10%. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с ДОУ по проблемам детского воспитания и развития. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А.Амонашвили. - М.: УРАО, 2003. - 152 с.
  2. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66 - 70.
  3. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 52 - 58.
  4. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие / Л. В.Байбородова. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
  5. Белова Л.В. В семье будущий первоклассник / Л.В. Белова. - М.: Феникс, 2006. - 332 с.
  6. Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г.Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92.
  7. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова - М.: Дрофа, 2007. - 304 с.
  8. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С.Буре - Петрозаводск: Карелия, 2001. - 297с.
  9. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А.Л. Венгер, Г.А.Цукерман - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 205 с.
  10. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. - 248с.
  11. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 23 - 31.
  12. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
  13. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М.: Народное образование, 2003. - 212с.
  14. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
  15. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
  16. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  17. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - 256с.
  18. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З.В.Дощицина - Казань: Казанский университет, 1988. - 238 с.
  19. Закон Российской Федерации <Об образовании>. - М.: ООО <Издательство Астрель>: ООО <Издательство АСТ>, 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
  20. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа / Ю.Ф.Змановский. - СПб.: Питер, 2007. - 187с.
  21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - СПб.: АОЗТ "Интерс", 1995. - 135с.
  22. Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М.: Академический Проект, 2005. - 208с.
  23. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе / А.Я.Каруле - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
  24. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
  25. Козлова А. В.. Работа ДОУ с семьей / А. В.Козлова, Р. П.Дешеулина - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - 416 с.
  27. Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.М.Коломинский, Е.А.Панько - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с.
  28. Концепция дошкольного воспитания (1989) / С.А.Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - С. 389 - 399.
  29. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок / Г. Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова - М.: Логос, 2003. - С.132.
  30. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы детей / Е.Е. Кравцова - - 2000. - 54 с.
  31. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 43 с.
  32. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 232 с.
  33. Леонтьева А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А.Леонтьева, Т.Лушпарь // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 57 - 59.
  34. Ляшко Т. Нас объединяют дети / Т.Ляшко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 54 - 59.
  35. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 200 с.
  36. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л.Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 8 - 13.
  37. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина и др.: Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000. - 160 с.




















Приложение 1

Ответы родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Взаимоотношения между детьми

1

Взаимоотношения между детьми и родителями

6

Организация здорового образа жизни ребенка

2

Приобщение к культурным ценностям

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

4

Не читаю

5

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

6

Не читаю

3

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?

На родительских собраниях

6

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

3

На занятиях, в игровой форме

1

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?

Да

1

Нет

9

6. Какой кружок вы могли бы вести в группе?

Изонить

0

Лепка из соленого теста

0

Оригами

0

Вязание крючком

0

Юный техник

0

Умелые ручки

0

Юный спортсмен

1

Другие (назовите)

0





Приложение 2

Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (констатирующий этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Взаимоотношения между детьми

0

Взаимоотношения между детьми и родителями

7

Организация здорового образа жизни ребенка

2

Приобщение к культурным ценностям

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

0

Читаю иногда

6

Не читаю

4

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

4

Не читаю

5

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?

На родительских собраниях

5

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

5

На занятиях, в игровой форме

0

Другие (назовите)

0

5. Хотите ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?

Да

2

Нет

8

6. Какой кружок вы могли бы вести в группе?

Изонить

0

Лепка из соленого теста

0

Оригами

0

Вязание крючком

0

Юный техник

0

Умелые ручки

1

Юный спортсмен

0

Другие (назовите)

0





Приложение 3

Ответы родителей экспериментальной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Взаимоотношения между детьми

0

Взаимоотношения между детьми и родителями

0

Организация здорового образа жизни ребенка

3

Приобщение к культурным ценностям

3

Другие (назовите)

4

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

4

Читаю иногда

6

Не читаю

0

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?

Читаю регулярно

6

Читаю иногда

4

Не читаю

0

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?

На родительских собраниях

2

На родительских конференциях

3

В индивидуальных беседах со специалистами

1

На занятиях, в игровой форме

4

Другие (назовите)

0

5. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?

Да

8

Нет

2

6. Какой кружок вы могли бы вести в группе?

Изонить

0

Лепка из соленого теста

1

Оригами

1

Вязание крючком

1

Юный техник

1

Умелые ручки

1

Юный спортсмен

1

Другие (назовите)

0







Приложение 4

Ответы родителей контрольной группы на вопросы анкеты (контрольный этап работы с родителями)

Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Взаимоотношения между детьми

0

Взаимоотношения между детьми и родителями

4

Организация здорового образа жизни ребенка

3

Приобщение к культурным ценностям

2

Другие (назовите)

1

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?

Читаю регулярно

0

Читаю иногда

6

Не читаю

4

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?

Читаю регулярно

1

Читаю иногда

7

Не читаю

2

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?

На родительских собраниях

4

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

4

На занятиях, в игровой форме

2

Другие (назовите)

0

5. Хотите ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?

Да

4

Нет

6

6. Какой кружок вы могли бы вести в группе?

Изонить

0

Лепка из соленого теста

0

Оригами

0

Вязание крючком

0

Юный техник

1

Умелые ручки

1

Юный спортсмен

0

Другие (назовите)

0


© 2010-2022