• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок обучения грамоте по букварю В. В. Репкина 1 класс (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова) Тема: «Обозначение звука [ й ] с помощью разделительных ь, ъ знаков»

Урок обучения грамоте по букварю В. В. Репкина 1 класс (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова) Тема: «Обозначение звука [ й ] с помощью разделительных ь, ъ знаков»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Открытый урок обучения грамоте

по букварю В.В.Репкина 1 класс

(система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)

Тема: «Обозначение звука [ й' ] с

помощью разделительных ь,ъ знаков».

Учитель

первой квалификационной категории

Романова Л.Н.

Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции - после согласного перед гласным.

Задачи: формировать у учащихся умение находить орфограмму

разделительных знаков в словах на слух, учить обосновывать

свой выбор для обозначения звука [ й' ] в разных позициях;

прививать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: таблицы-модели «Способы обозначения звука [ й' ]»,

учебники, тетради.



Ход урока



  1. Создание учебной ситуации.

- Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся. Подарите друг другу улыбки. Мы поплывём дальше по стране ЗНАНИЙ на корабле (картинка). Я хочу, чтобы у нас всё получилось на уроке , и вы смогли подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

- Давайте договоримся, как будем работать на уроке.

(внимательно, уметь слушать друг друга, а не только учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарища, чтобы его не обидеть…)

- Зачем нужен такой договор?

( чтобы работать быстро и дружно…)

- Над чем работали на прошлом уроке?

- Кто испытывал трудности? В чём?

- Ребята, сегодня мы продолжим изучение нового способа обозначения

звука [ й' ] в позиции. Какой?

( в позиции после согласного перед гласным)

- Составим звуковую модель слова БАРЬЕР(объяснение лексического значения слова с помощью словаря и картинки, а затем дети работают в тетрадях, один ученик работает у доски) (Оценивают сигнальными карточками)

-В какой позиции находится звук [ й' ]?

(после согласного перед гласным)

- Как люди договорились обозначать звук [ й' ] в этой позиции?

(буквой разделительный Ь )

- Найдите и покажите этот способ в таблице-модели.

[ й' ]

ья, ьё, ью, ье, ьи

-Буква разделительный Ь обозначает мягкость?

( Нет. Буква Ь выполняет новую работу, помогает гласной букве обозначать звук [ й' ])

- Запишем слово звуками и буквами.

(Двое учащихся записывают у доски: 1-й звуками, 2-й буквами.

звуковая запись- [бар'й'эр]

буквенная запись - барьер

(Дети сверяют свои записи)

- (стоя)Итак, какую букву выбрали для обозначения звука [ й' ]?( букву Ь)

-Составим звуковую модель слова ВЪЕХАЛ;

(аналогично дети составляют слово на парте и у доски)

- Запишем слово звуками ( [в'й'эхал].

- Что заметили?( чем похожи, что общего?...)

(В этом слове есть также звук [ й' ]).

- В какой позиции находится звук [ й' ] в этом слове?

( в той же позиции, что и в слове БАРЬЕР; в позиции после согласного перед гласным)

- И вы знаете, что в этой ситуации употребляется разделительный Ь?(да)

- Попробуем записать слово буквами? А не боимся ошибиться?!

II. Постановка учебной задачи.

- Наш сказочный герой дедушка Ус- самый опытный самоучка- передал в конверте вам очень нужную информацию.

(Дети обнаруживают модели и вешают их на доску)

БАРЬЕР ВЪЕХАЛ

[ й'э] = [ й'э ]

ье ≠ ъе

- Анализируйте запись

- Прочитайте слово ВЪЕХАЛ!

- Какой знак используется? Такой же как в слове БАРЬЕР?

(Другой! Разделительный Ъ)

- На что похож Ъ? (показ картинок). Найдём место букве в «Городе букв».

- Запишите слово ВЪЕХАЛ буквами (въехал) правильно.

-Какой вывод можете сделать?

( Звук [ й' ] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквами Ь и Ъ)

-Почему в одном слове -Ь, а в другом- Ъ? Сможете дать ответ? (нет)

- Почему не сможете? (Буквы Ь и Ъ знаки выполняют одну и ту же работу).

- Можно ли на слух определить, какую букву выбрать? (нет)

- Почему?

( Может писаться и Ь, и Ъ знаки).

- Чем является данное место в буквенной записи? (Орфограммой).

- Какую задачу поставим на уроке?

( будем учиться находить орфограмму разделительных знаков в словах).

- Как будем обозначать это место в буквенной записи? ( ? ).

Физкультминутка (электронная «Плывём по морю»)

III. Анализ условий решения задачи.

(на доске записаны слова)

Задание 1. Сделать буквенную запись и найти орфограмму

разделительных Ь и Ъ знаков.

[май 'ак]- [шй'от] -

[с'эл] - [й'ул'а]-

[сй'эл] - [кол'й'а] - ( Дети по одному выходят к доске, объясняют свой выбор буквы, орфограммы. Остальные оценивают сигнальными карточками).

Задание2. Запишите самостоятельно слова ( дана звуковая запись):

[сй'эхал] - [уй'эхал] -

(Проверка друг друга в паре)

- В каком слове орфограмма? (съехал)

- Как обозначили орфограмму? ( ?)

- Почему? ( Не знаем, какую букву выбрать - Ь или Ъ ).

- Найдите это в таблице.

[ й' ] = [ й' ]

ья, ьё, ью, ье, ьи ? ъя, ъё, ъю, ъе

Д/З -Расскажите дома родителям , что вы узнали на уроке , с.63 букваря.

*Задание 3. (резерв). Я буду называть слова , а вы на слух определите , в каких словах есть орфограмма разделительных Ь и Ъ знаков. Для зтого хлопайте в ладоши.

Ель, перья, Петр, ручьи, съемка, Мая, вьюн …..

IV. Итоговая рефлексия.

- Какую задачу ставили на уроке?

- Кому было трудно? Почему?

- Кому легко?

- Оцените себя, как работали на уроке? ( на шкале)

- Спасибо за урок!

Приложение 1

Самоанализ урока

Центральной задачей уроков 1 класса в развивающем обучении является формирование мотивации учебной деятельности. Решению этой задачи подчиняется организация работы как по усвоению учебных предметов, так и по формированию у школьников способов взаимодействия.

Урок постановки учебной задачи:

Учебная задача- ключевое понятие теории учебной деятельности, которая опирается на понятия «действия» и «задача», с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач. Первоначально задачи, предлагаемые ребенку, являются учебно-практическими.

Их решения преследуют несколько целей:

- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребёнка способы действия с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную;

- научить ребёнка действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия;

- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

- вовлечь его в коллективно-распределительную деятельность.

Обязательное условие, обеспечивающее принятие задачи,- насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка («думанье руками»). Предметные действия, контроль и оценка имеющегося способа действия занимает существенную часть урока постановки учебной задачи. Затем учащиеся , с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. При этом поиск ответов на вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?»- являются шагами на пути постановки задачи.

Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

  1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи…

  2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать , зафиксировать суть возникшей проблемы (схемы, модели, рисунки…)

  3. Обеспечить переход отношения «спрашивающий учитель- ученик» к отношению наоборот.

На данном уроке были созданы условия для развития и воспитания ребёнка:

-определяли цель своей работы;

- прогнозировать и оценивать свою деятельность;

- самостоятельно добывать знания и применять их в деятельности;

Я старалась управлять учебной деятельностью учащихся, а не информировать их. Учебное содержание усваивалось осознанно, т.к. становилось предметом активных действий.

Начало урока - психологический контакт учителя с детьми (совместные межличностные переживания).

Включение ребёнка в конкретную деятельность ( чем вчера занимались, сохранилось ли знание в памяти, подтверждение значимости позиции ученика).

«Зацепка» - странность, загадочность в привычной деятельности -проблемная ситуация.

Пауза перед решением - коллективная деятельность сменяется индивидуальной мыслительной работой.

Кульминация - нахождение нового способа решения задачи, модель.

Рефлексия - продвижение вперёд как отдельных учащихся, так и всего класса, и самого учителя.



Приложение 2

[сй'эхал] - [сй'эхал] -

[уй'эхал] - [уй'эхал] -



[сй'эхал] -

[уй'эхал] -

[сй'эхал] -

[уй'эхал] -



© 2010-2022