Конспект урока по литературному чтению (система Л. В. Занкова)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 2 класс система Л.В. Занкова

Тема: Три типа народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Бытовая сказка «Мужик и медведь».

Цель: закладывать первичные представления о жанровой специфике сказки.

Задачи: совершенствовать представления о жанровой специфике сказки; выявить разницу между волшебной сказкой, бытовой и о животных; создать условия для формирования умения осмысленного и выразительного чтения; способствовать развитию творческих способностей; создать условия для воспитания внимательного отношения к слову. Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Узнают о жанровой специфике сказки.

Научатся выявлять разницу волшебной, бытовой сказок и сказки о животных.

Познавательные: - видеть отличия народного и авторского текста; пользоваться словарями учебника, материалом хресто­матии. - понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие. - менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимос­ти от учебной задачи.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию дос­тупных художественных про­изведений, к миру чувств чело­века, отраженных в художест­венном тексте;

- умение выделять поступок как проявление характера ге­роя;

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-игра.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия. Оборудование: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса, Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению. Компьютер, проектор, экран. Доска, маркеры.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


1. Организационный момент. Собирайтесь, детушки, Всем вам сказочку поведаю, Собирайтесь, малые, Расскажу да удивлю. Приходите, ребятушки постарше. 2. Введение в тему. - Детективы, вы, конечно, хорошо знаете русские народные сказки, их героев и волшебные предметы, которые в них встречаются. Предлагаю сказочную викторину. С к а з о ч н а я в и к т о р и н а.

  • Эта старушка живет в лесной избушке одна-одинешенька. Она помогает добрым молодцам, но может и обидеть их. Иногда ее дразнят «костяная нога». (Баба Яга.)
  • Как называется необычный домик, где обитает Баба Яга? (Избушка на курьих ножках.)
  • Как называется «самолет» Бабы Яги? (Ступа.)
  • Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть. (Кощей Бессмертный.)
  • Сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага и оказаться в другой стране. (Скороходы.)
  • Как называется меч, которым богатырь побеждает Змея Горыныча? (Меч-кладенец.)
  • Кусочек ковровой ткани, с помощью которого можно летать по воздуху. (Ковер-самолет.)
  • Головной убор, надев который, его владелец становится невидимым. (Шапка-невидимка.)
- Молодцы, ребята, хорошо знакомы со сказочными персонажами и с волшебными предметами! - Как называется вид сказок, в которых «живут» эти сказочные персонажи и встречаются волшебные предметы? (Волшебные сказки.) В о п р о с д л я с у п е р а г е н т о в: откуда произошло слово «волшебный»? Слово волшебный произошло от названия древних звездочетов, чародеев - волхвов. Они умели творить чудеса, волховать, совершать волшебные, сверхъестественные действия. - Назовите другие признаки волшебной сказки. (Ответы детей.) - С какими еще видами сказок вы знакомы? (Сказки о животных.) - Назовите признаки сказок о животных. (Ответы детей.)

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 1. Постановка проблемы. - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Мужик и Медведь». В этой сказке главный герой не борется с чудовищами, не побеждает их с помощью волшебных предметов или благодарных животных. - Как вы думаете, детективы, к какому виду сказок ее можно отнести? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать сказку.) 2. Открытие новых знаний. 1. С л о в а р н а я р а б о т а. - Прочитайте вступительное слово автора учебника. Что узнали? («Эта сказка с другим настроением, с лукавством да насмешкой, сказывается словно прибаутка».) - Как вы понимаете эти слова? Лукавство - лукавый - игривый, добродушный, хитрый. Усмешка - улыбка, выражающая насмешку, недоверие. Насмешка - обидная шутка, издёвка. Прибаутка - забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь. 2. З н а к о м с т в о с о с к а з к о й. Чт е н и е по цепочке. - Поделитесь впечатлениями. Кто главный герой сказки? (Мужик.) Главный герой этой сказки - мужик. Он тоже борется со злой силой, но побеждает ее умом, народной смекалкой. - Все ли было понятно? Дуброва - дубрава - лиственный лес, обычно с преобладанием дуба. Жать - срезать растение под корень. Вершки - верхняя часть растения. Заломать - согнуть, откинув вверх или назад. 3. Р а б о т а в п а р а х. С о с т а в л е н и е т а б л и ц ы. - Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Мужик и Медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих. какие? Найдите их.

Конспект урока по литературному чтению (система Л.В.Занкова) - Какую сказку из двух можно назвать волшебной? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) - Можно ли сказку «Мужик и Медведь» отнести к сказкам о животных? (Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Познавательные УУД:

формируем умение ориентироваться на развороте учебника; пользоваться словарями учебника, материалом хресто­матии. - понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные УУД:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Личностные УУД:

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

деятельности;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

ΙΙΙ. Применение нового знания 1. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а. - Разгадайте кроссворд, тогда в выделенных клетках по вертикали вы узнаете название этого вида сказок.

Конспект урока по литературному чтению (система Л.В.Занкова) 1) Как в старину называли медведя. Подсказка: вспомните, как называется его жилище? (Бер, жилище - берлога.) 2) Охарактеризуйте медведя по фразе: «Мужик, я тебя сломаю». (Сильный.) 3) Поддался на хитрость мужика. (Глуповатый.) 4) Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось … (тотемным). 5) Какое отношение мужика к медведю в этой сказке? (Насмешливое.) 6) Отчество медведя в русских народных сказках. (Потапыч.) 7) «Высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает» (Аристотель). (Ирония.) - Какое слово получилось в выделенных ячейках? (Бытовая.) - Прочитайте определение этого слова в словарике учебника. 2. Р а б о т а в г р у п п а х. - Какая сказка чаще бывает озорной, насмешливой? Почему? Бытовая сказка бывает озорной, насмешливой, потому что нет смешнее тех ситуаций, которые бывают в обычной человеческой жизни. Смех - это вообще качество, присущее только человеку. Смешно всегда несоответствие ожиданиям или какому-нибудь правилу. Поэтому смешными бывают бытовые сказки и сказки о животных. Последние смешны только потому, что животные действуют в них, как люди. - Подтвердите ответы отрывками из сказок, прочитав их по ролям. - Расследуйте образ медведя в народных сказках. - У вас на столах лежат карточки с представленными в них фрагментами из сказок. Вам нужно прочитать их по ролям, показывая голосом характер медведя. На подготовку вам, уважаемые детективы, дается одна минута. 1-я г р у п п а. «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался и говорит: «Ага, теперь не отпущу тебя! Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. А если уйдешь, все равно поймаю и тогда уж съем!» Думала, думала Машенька и придумала: «Отпусти меня, медведь, на денек в деревню. Я бабушке да дедушке гостинцев отнесу». «Нет! - зарычал медведь. - Ты в лесу заблудишься». 2-я г р у п п а. «Вот заяц идет и плачет, а навстречу ему медведь: - О чем ты, заинька, плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала. - Не плачь, зайчик, я ее выгоню… Р-р-р, ступай лиса вон!» 3-я г р у п п а. «- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- Я, волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:

- А я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь.

- Нет, не раздавлю». 4-я г р у п п а. «- Доброе утро, Кристофер Робин, - поздоровался Винни-Пух. - Доброе утро, Винни-Пух, - ответил Кристофер Робин. - Я тут подумал, а нет ли у тебя одной штучки... Ну, в общем, воздушного шарика? - Воздушного шарика? - Да, я так и спросил про себя: «Интересно, а нет ли у Кристофера Робина такой штучки, как воздушный шарик?» Сидел тут, думал о воздушных шариках и решил спросить. - А зачем это тебе понадобился воздушный шарик? - спросил Кристофер у Винни-Пуха. Винни-Пух огляделся, чтобы убедиться, что их никто не подслушивает, приложил лапку ко рту и шепотом ответил: «Мед». - Но с воздушными шариками за медом не ходят. - Я хожу, - возразил Винни-Пух». 5-я г р у п п а. «Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: - кто хлебал в моей чашке? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: - кто хлебал в моей чашке? А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: - кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?»

* * * После прочтения сказок по ролям и инсценировки учащиеся дают характеристику медведя. (Медведь в народных сказках всегда сильный, мощный, слегка глуповатый. В нем нет ни злобы, ни хитрости.) - Меняется ли образ медведя в современных авторских сказках? (В авторской сказке, например, у А. Милна Винни-Пух - это один из самых обаятельных персонажей: наивный и искренний, умеющий дружить и любить, чуть-чуть глуповатый.) - А вот з а д а н и е д л я с у п е р а г е н т о в: какие сказки являются более древними: волшебные, бытовые, о животных? (Сказки о животных, так как очень часто животные являются волшебными помощниками человека в сказках, в этом видна связь с древними представлениями о мире и человеке.) Волшебные сказки относят к периоду становления родоплеменных отношений, началу язычества, когда земледелие стало основным видом хозяйства.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные: - видеть отличия народного и авторского текста;

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию дос­тупных художественных про­изведений, к миру чувств чело­века, отраженных в художест­венном тексте;

- умение выделять поступок как проявление характера ге­роя;

ΙV. Домашнее зад. подготовить выразительное чтение по ролям

V. Итог

Рефлексия

- Что вы узнали о бытовых сказках?

1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке».

2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке».

3. «Я могу наблюдать и делать выводы».

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



© 2010-2022