Доклад Использование сказок для формирования элементарных экономических представлеий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Чертыкова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов Анхаковской НОШ - филиала МОУ Калининской СОШ

Тема. Использование сказок на уроках для формирования

элементарных экономических представлений в начальных

классах

Как-то принято считать, что сказка приходит к ребенку сама по себе. Да, такой уж это немудреный жанр: ничего в нем особенно сложного нет. В действительности же с этим утверждением нельзя согласиться. В том-то и дело, что сказочный мир многолик, многоаспектен, качественно неоднороден, но по-настоящему мудр. Глубоко проникнуть в мир сказки, почувствовать ее красоту, нравственную силу младшему школьнику бывает порой нелегко. Речь идет не о фабуле. Ее-то дети как раз усваивают достаточно быстро, в результате чего у них, да и что греха таить, у многих взрослых создается впечатление, что в сказке все просто. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена неоднородностью этого жанра. Чтобы школьники при чтении сказок усваивали не просто фабулу, а глубину содержания «сказочного мира», его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст, при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в «сказочном мире». Ребенок не способен без дружеской поддержки взрослого человека проникнуть в многомерную насыщенность сказочного мира, почувствовать его особый аромат. При этом, конечно, сам взрослый должен любить и знать сказку. А опыт общения со сказкой взрослый может организовать, если он сам любит и знает этот жанр и готов воспитать у детей любовь к сказке и формировать ее знание. Любить сказку это интуитивно чувствовать ее нерв, мелодию, особую интонацию, тембр, сопереживать героям, ощутимо представлять себе пространственную и временную организацию сказочных событий, вдыхать неповторимый аромат того единственного слова, без которого сказка рушится, как карточный дом. Любить сказку - это и живо, то есть с помощью жеста, мимики, интонации или, используя термин Е.И.Ильина, с помощью «педагогики экспрессии», доносить сказку до окружающих. Знать сказку - это и помнить разные сказки, и уметь их живо воспроизводить в определенных жизненных ситуациях. Речь идет об элементарном уровне знания. Достичь его могут не только взрослые, но и дети. Знать сказку на более высоком уровне - это уметь ориентироваться в сложном, качественно неоднородном сказочном мире, который составляет основу разных типов сказок, и выбирать адекватные формы работы с ними, чтобы углубить их восприятие детьми на своеобразие каждого из миров. Содержание понятий «любить» и «знать» сказку свидетельствует о том, что проблема выразительности чтения и чтения при анализе сказок - проблема номер один, поскольку она может быть решена полностью в процессе всей работы с произведениями сказочного жанра, причем в контексте формирования умений воспринимать разные типы сказок с использованием для этого соответствующих типов заданий. Иными словами, при чтении сказок эта проблема отнюдь не воспринимается как изолированная, специальная, самостоятельная, нуждающаяся в выборе особых путей ее реализации. Скорее она носит всепроникающий, сквозной характер при формировании умения читать сказку. В этом специфика при работе со сказкой на уроках классного чтения Создавая учебную типологию сказок, систему работы с ней, нужно учитывать проблемы и руководствоваться принципом дифференцированного литературоведческого подхода к сказочному миру. Сущность этого принципа состоит в определении учителем принадлежности любой сказки как учебного материала к той или иной разновидности сказочного мира и в использовании тех направлений, методов, приемов и видов читательской деятельности, которые наиболее полно проявляют для учащихся- читателей природу этого мира, способствуя адекватности его восприятия. Данный принцип можно реализовать при учете качественной неоднородности сказочного мира в практике обучения. Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста), значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности - одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет. Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари). Автором А.А. Смоленцевой была создана система работы по экономическому воспитанию на основе сказок. Была выдвинута задача:

  • построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).
Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.) Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (В.Катаев, Э.Успенский, С.Михалков, М.Кильчичаков, С.Карачаков и др.). И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д. Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
  • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • сказки, отражающие труд людей;
  • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;
  • сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре - драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр). Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка. Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др. В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказке «Жадная старуха», хакасских народных сказках «Харганан пага» («Ворона и лягушка»), «Суг ээзiнен палыхчы» («Рыбак и водяной») экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально-нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость. В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта. В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей. Аналогично в хакасской народной сказке «Рыбак и Водяной» развёртываются возрастающие потребности человека и ограниченные возможности их удовлетворения. Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках: «Как коза избушку построила» (русская народная сказка), «Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» ( «Суслик и мышонок», хакасская народная сказка). В русской народной сказке «Как коза избушку построила» Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят. В хакасской народной сказке «Суслик и мышонок» Суслик и Мышонок сначала жили в шалаше. Спасаясь от Волка, вырыли нору. Таким образом, построили себе дом, использовав природные ресурсы. При анализе английской сказки «Три поросёнка» формируется представление о разнообразии природных ресурсов (материалов); прививается уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов. Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф - Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома. В русской народной сказке «Лиса, заяц и петух» заяц правильно использовал природные материалы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дома. Помог зайчику умный, смелый петушок. А лиса была непрактичная, она не знала из каких материалов надо строить дом, Вот и построила дом изо льда, который растаял. Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов. Социально- нравственные качества: трудолюбие - лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность, усердие, ответственность, настойчивость. Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»,, где купец поехал торговать за море, товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж. В сказке Н.Носова «Незнайка на Луне» Пончик был практичным, поэтому быстро сообразил, как можно разбогатеть. На соль большой спрос, и поэтому при продаже он получал большую прибыль. Но Пончик не думал о развитии своей фабрики, из-за этого владельцы крупных заводов - конкуренты его разорили. При анализе сказки обращается внимание на экономические категории ( конкуренты, товар, спрос), социально-нравственные качества ( деловитость, практичность, конкурентноспособность). Понять суть натурального обмена ( бартера), определять выгодность бартера (выгодность и невыгодность сделки), самостоятельно совершать обменные операции, не допускать излишней доверчивости детям помогают сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело» (русские народные сказки), В Катаев «Дудочка и кувшинчик», В Осеева «Добрая хозяюшка» (авторские сказки), «Пай чох-чооснан чаргыласханы» («Как судились богач и бедняк»), «Кресен» (« Крестьянин») (хакасские народные сказки). На уроках используется интеграция с другими видами деятельности. Дети изготавливают поделки из природного и бросового материала для обмена между собой; приносят из дома свои фишки, книжки, игрушки, происходит взаимовыгодный обмен. В произведении А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за своей жадности. При чтении и обсуждении хакасских народных сказок «Ах хас», «Пудурчуннен тулгу», «Пайнан чылан», «Чатхан», русских народных сказок « Лисичка-сестричка и серый волк», «Мужик и медведь», английской народной сказке «Медвежонок Бармс и хитрый Лис» формируются представления о договоре, как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон, о выгоде и убытке. Таким образом, подводим детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказок. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» дед решил получить прибыль, взял лису на воротник жене. Лиса была расчётливая и хитрая. Она получила прибыль (съела всю рыбу, попробовала теста), покаталась на волке, а мужик и волк оказались с убытками. Знакомство детей с экономической категорией «реклама» через чтение и обсуждение сказок С.Михалкова «Как старик корову продавал», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г.-Х.Андерсена «Новое платье короля», русскую народную сказку «Лиса и волк», хакасские народные сказки «!к! харындас», «Махтанчых хам», «Кумус книга». Эти сказки раскрывают значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей, формируют представление о профессии рекламного агента, дают представление о рекламе как о способе получения выгоды. В сказке С Михалкова «Как старик корову продавал» старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей. В русской народной сказке «Лиса и козёл» лиса сделала рекламу колодезной воде и заманила козла в колодец, чем спасла свою жизнь. Козёл поверил лисе и чуть не погиб. В сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» кот был расчётливым и смекалистым. Через рекламу вызвал интерес короля к своему хозяину и сделал его богатым. Умение создавать рекламу очень важно для людей: оно помогает привлечь внимание к какому-либо предмету, делу, человеку. Способность критически оценивать рекламу раскрывает сказка Г.-Х.Андерсена «Новое платье короля». Король поверил рекламе о чудесных свойствах ткани, решил получить выгоду: сшить себе красивое платье да узнать, кто из его свиты глуп и занимает не свое место. Но сам оказался обманутым. Любая реклама должна соответствовать действительности, иначе это обман. На внеклассных мероприятиях проводится игра «Ярмарка» с привлечением родителей, посещение ярмарки с родителями, наблюдение за торговлей, рекламой реализуемых товаров. Экономическая категория «бизнес и капитал». Формируемые экономические знания: купля-продажа как вид бизнеса-капитала. Чтение и обсуждение сказок с целью формирования представления о способах увеличения дохода (капитала), расширения представления о купле-продаже, прибыли (дохода), деловых партнерах. Русские народные сказки «Чудесная рубашка», «Как барин овцу купил», авторские сказки Н Носова «Незнайка на Луне», «Приключения Буратино» А.Толстого, С.Т.Аксакова « Аленький цветочек», хакасские народные сказки «Ах хас», «Алтон тайма», «Тулгучек». Заключение. Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.





Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987 г. 2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа . №12 -1991 г. 3.Н.Г.Гусева, Р.Е.Башилова, Н.В.Клюкин. Задачи экологического характера. Журнал. Начальная школа. №4-1995г. 4.А.А.Смоленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок. М. АРКТИ.2006 г. 5.В.И.Доможаков. Хакасские народные сказки. Абакан.1986 г. 6.А.Н.Балгазина, Книга для чтения. 3 класс. Абакан. Хакасское книжное издательство.1993 г. 7.Л.Г.Чанкова. Д.И.Чанков. Родная речь. 4 класс. Абакан. 1993 г.
























© 2010-2022