Урок русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области






Урок русского языка


«Обобщения и систематизации материала

по теме: «Имя прилагательное».





Урок обобщения и систематизации материала по теме: «Имя прилагательное»


Дидактическая цель: создать условия, способствующие обобщению и закреплению знаний и умений учащихся, полученных в результате изучения имени прилагательного.

Тип урока: урок обобщения и комплексного применения знаний и умений учащихся.

Вид урока: традиционный с применением ИКТ.

Задачи урока:

  1. Образовательные: обобщение полученных знаний об имени прилагательном, совершенствование навыка правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

  2. Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, совершенствование навыков самостоятельной работы, развитие умения точно употреблять прилагательные в речи.

  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к языку; аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения; формирование коммуникативных качеств и творческой деятельности детей.

Методы: репродуктивные, продуктивные, поисковые, обратная связь.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, перфокарты, вспомогательные таблицы, карточки для индивидуальной работы, тесты.


ХОД УРОКА


I. Орг. момент

Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнем урок!»

Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.

II Активизация знаний
- Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтоб ответ вам получить Надо эту задачу решить. Узнайте для начала О чем я прочитала? Определяю я предметы, Они весьма со мной приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! ( ответы детей) Чтение стихотворения об имени прилагательном

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»
Не скажем «безобразное»
Не скажем маме: «Милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При - ла - га - тель - ные
Чтобы все отличным стало
Разных признаков не мало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять"
Да, это замечательное- Имя прилагательное. Имя прилагательное - огромная страна, И нами лишь частично изучена она. Сегодня на уроке мы с вами повторим Все то, что нам известно и тест в конце решим…

(На доске). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Слайд 1

Искать (вчерашний) день 1. Тратить время на бесполезные поиски

чего-либо.

Хуже (горькой) редьки 2. Совершенно невыносим.

Под (горячую) руку 3. В минуту гнева, раздражения попадаться

в самый неподходящий момент.

Как называются эти словосочетания? (фразеологизм). Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

- Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным). Докажите. (Отвечают на вопросы какой? Какая? И т.д., связаны с существительным.

Слайд 2 III Чистописание

  • Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте-ка сначала, Как положили вы мне их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо. ( запись даты)

ая яя 4й ый ой ое ее ые ие

Прочитайте хором строчку чистописания.

Что она напоминает? ( им. Прилагательных)

Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел. У доски).

(Родовые - ая, яя - ж.р., 4й, ый, ой - м.р., ое, ее - ср.р., ые - мн.ч.)

Молодцы.

Слайд 3 IV Работа со стихотворением - Прослушайте стихотворение Назовите поэта.
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. - Стихотворение внимательно читаем, Сочетание существительных с прилагательными выбираем, Вам их надо опять в тетрадь записать. (на фоне музыки дети выписывают словосочетания /7/)

  • На какие две группы можно их разделить,
Ответ прошу обосновать, Свою точку зрения доказать.
  • Для чего нужно в речи имена прилагательные употреблять?
(ответы детей)

Слайд 4 V Работа с деформированным текстом.

  • Такой увидел Землю А. С. Пушкин весною. Этот год 2013 объявлен годом Экологии.
  • - Что такое экология?
22 апреля - день Земли, нашей планеты. Мы должны беречь нашу планету для потомков. Даю вам сейчас задание это: Текст нужно списать, Подходящие по смыслу имена прилагательные подобрать. (запись на доске) На…… небе светило…… солнце. Его…. лучи играли на …… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали …. порошком. Мы были очарованы красотой …. природы в …. день.
  • Если раньше закончил работу,
Чтобы время зря не терять, Падежи имен прилагательных можно указать Или первое предложение по членам разобрать. (проверка)
  • Чей текст получился лучше?
  • Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту их употреблять.


Физминутка


- Я называю имена прилагательные:

Ж. р. - руки вверх;

М. р. - приседаем;

С. Р. - руки в сторону.

Зимний, пушистая, морское, белая, кривое, широкая, забавный, кукла, новый, низкое, звонкий, родная, густое, серое, спелая, примерное, зеленая, молодые. VI Письмо по слуху

  • А теперь повторим написание
Безударного окончания. Что при этом надо знать, Чтобы грамотно писать? (ответы детей)
  • Падеж надо указать,
Окончание выделять. ==О трескучих морозах, у глубокого озера, на крайнем севере, в ближнем лесу, под плакучей ивой, о любимой земле, хорошим делам.
VII Cамостоятельная работа
  • Эту работу сделайте сами.
Карточки возьмите, Все внимательно прочтите.

карточка Допиши падежные окончания. Укажи падежи имен прилагательных во множественном числе. Велика и прекрасна наша Родина! Ее границы проходят по высок… горн… хребтам, плоск… равнинам, песчан… пустыням, дремуч… лесам. Сколько у нас больш… рек, глубок… озер. Сколько син… морей, чудесн… лугов, плодородн… полей!
VIII Взаимопроверка
IX Домашнее задание

  • Попробуйте отгадать,
Кого пыталась я описать. Огромный, темно-серый, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!.. Вы уже догадались? (ответы детей)
  • Теперь откроем дневники,
Запишем в них задание. Дома загадку сочинить, При этом только прилагательные употребить.
X Итог урока
  • Урок подходит уж к концу
И требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким?
XI Тестирование
  • Как говорила я вначале,
Осталось тест нам написать. Если работали усердно, Тогда все справитесь на пять.
Уровень 1
1 Выберите верное утверждение: а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? 2 а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам 3 а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением 4 а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания - -о, -е. б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания - -ого, -его. 5 Укажите, в каких словах пишется окончание -ий: а) син… карандаш б) у син… реки в) свеж… карп г) свеж… зеленью








Уровень 2
1 Выберите верное утверждение: а) Имена прилагательные относятся к одному из родов б) Имена прилагательные изменяются по родам 2 а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом 3 У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания - ого, -его У имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже окончания - ому, --ему 4 а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только -ой Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий 5 Укажите, в каких словах пишется окончание -ей: а) зимн… сон б) зимн… погодой в) вечерн… зарей г) вечерн… звон









Уровень 3
1 Выберите верное утверждение: а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется 2 а) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже б ) Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные 3 а) В мужском роде не бывает окончания -ий , в женском роде не бывает окончания -ей б) В мужском роде не бывает окончания -ей, в женском роде не бывает окончания -ий 4 а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам и по родам. 5 В каких из данных прилагательных в окончании пишется е: а) худш…го б) по син…му в) чуж…го г) ранн…м д) о крайн…м е) с зимн…й


© 2010-2022