В чем состоит психологическая готовность к школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Консультация для родителей на тему:


В чем состоит психологическая

готовность ребёнка к школе.



Составитель:

Качалкова О.М.





Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Седьмой год жизни ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства , подходит к концу. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, стать его полноправным членом, а это всегда не просто, но при этом так важно, чтобы он себя чувствовал комфортно, легко, чтобы ему было интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибки и перенести поражение, уметь радоваться успехам своих товарищей и переживать их неудачи - как свои собственные. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям жизни. Его будет окружать множество взрослых людей, множество сверстников - как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык? Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели. К 6 - 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах. Надо помнить, что очень часто именно недостаточная готовность детей к обучению, их «незрелость», является основной причиной неуспеваемости. Поэтому важно, вовремя выявить эту «незрелость» и пытаться преодолеть её еще в дошкольном возрасте. Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребёнка надо учить всему Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. 1. Ребёнок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению. 2. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. 3. Ребёнок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний. 4. Пожалуй, самое главное: у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со всеми. Критерии психологической готовности ребенка к школе.

  1. Социально-психологическая:
● учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); ● умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт; не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых ). 2. Школьно-значимые психофизические функции: ● развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами); ● пространственная ориентация, координация движений ( владеет определениями выше - ниже, больше - меньше, вперед - назад, справа - слева ); ● координация в системе глаз - рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); ● логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам); -произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 - 20 минут). Психологическая готовность к школе. Представляет совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков ребёнка, необходимых для обучения. Психологическая готовность к школе включает:
  • личностную и мотивационную готовность;
  • интеллектуальную готовность;
  • волевую готовность;
  • готовность к общению со взрослыми и сверстниками;
  • наличие предпосылок учебной деятельности.
Личностная и мотивационная готовность отражает позитивное отношение к школе, наличие благоприятных мотивов учения. Внутренняя позиция школьника - такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается как собственная потребность. Внутренняя позиция школьника сформирована если:
  • ребёнок относится к поступлению в школу как к естественному и необходимому;
  • проявляет интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказывается от типично дошкольных ориентаций при организации деятельности и поведения;
  • признаёт авторитет учителя.
Наиболее благоприятным для обучения является сочетание социального и учебного мотивов учения (побуждений к учебной деятельности). Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), наличие запаса знаний об окружающем мире, умений и навыков. Волевая готовность заключается в развитии у детей умения произвольно управлять своим поведением. Готовность к общению со взрослыми и сверстниками проявляется в готовности ребёнка к особому типу взаимоотношений между учеником и учителем и между учащимися в классе, связанному с учебной деятельностью.
Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка. Многие считают, что если ребёнок посещает ДОУ, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники ДОУ. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними. Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его установка зависит от прошлого эмоционального опыта. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку можно, если будут учитываться следующие правила:
  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
  5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ним, например, во время приготовления ужина на кухне, по дороге в ДОУ, в машине, автобусе.
Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребёнка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении. Учить общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Ребёнок должен научиться соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку. Еще одно немаловажное условие готовности ребёнка к школе - это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребёнок идёт в школу, - не за пятёрками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками. Учитывая многие факторы обучения дошкольника, можно лишний раз убедиться в том, что психологическая подготовка детей к школе совершенно необходима, а «руководить» психическим развитием ребёнка нужно с самого рождения. Первое и самое главное условие психологической подготовки ребёнка к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Нет и может быть готовых рекомендаций на все случаи жизни, ведь каждый ребёнок - это неповторимая индивидуальность, которая воспитывается в неповторимой атмосфере конкретной семьи и родителями с уникальными своеобразными особенностями личности, со своими педагогическими взглядами и установками. Несмотря на большую занятость, старайтесь проводить с детьми как можно больше времени, относитесь к детям с любовью и уважением, принимайте их такими, какие они есть, не пытайтесь их переделать, «лепить» из них что-то идеальное. Все равно не получится, ведь дети это не глина. В заключение хотелось бы привести цитату А.С.Макаренко: «Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать общий тон, дорогие родители, создаётся вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».




























Уважаемые родители! Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации:

  1. Старайтесь заниматься с ребёнком так, чтобы он не скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант задания.
  3. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса ребёнка.
  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей.
  5. В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка выполнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  6. Используйте игровую фору занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.
  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи - всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку.
  9. Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-либо делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Старайтесь показывать необходимость каждого задания, приводите примеры.
И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком, как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.
© 2010-2022