- Преподавателю
- Начальные классы
- В чем состоит психологическая готовность к школе
В чем состоит психологическая готовность к школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Качалкова О.М. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Консультация для родителей на тему:
В чем состоит психологическая
готовность ребёнка к школе.
Составитель:
Качалкова О.М.
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Седьмой год жизни ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства , подходит к концу. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, стать его полноправным членом, а это всегда не просто, но при этом так важно, чтобы он себя чувствовал комфортно, легко, чтобы ему было интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибки и перенести поражение, уметь радоваться успехам своих товарищей и переживать их неудачи - как свои собственные. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям жизни. Его будет окружать множество взрослых людей, множество сверстников - как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык? Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели. К 6 - 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах. Надо помнить, что очень часто именно недостаточная готовность детей к обучению, их «незрелость», является основной причиной неуспеваемости. Поэтому важно, вовремя выявить эту «незрелость» и пытаться преодолеть её еще в дошкольном возрасте. Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребёнка надо учить всему Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. 1. Ребёнок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению. 2. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. 3. Ребёнок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний. 4. Пожалуй, самое главное: у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе со всеми. Критерии психологической готовности ребенка к школе.
- Социально-психологическая:
- личностную и мотивационную готовность;
- интеллектуальную готовность;
- волевую готовность;
- готовность к общению со взрослыми и сверстниками;
- наличие предпосылок учебной деятельности.
- ребёнок относится к поступлению в школу как к естественному и необходимому;
- проявляет интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- отказывается от типично дошкольных ориентаций при организации деятельности и поведения;
- признаёт авторитет учителя.
Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребёнка. Многие считают, что если ребёнок посещает ДОУ, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники ДОУ. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними. Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его установка зависит от прошлого эмоционального опыта. Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника». Создать позитивную установку можно, если будут учитываться следующие правила:
- Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
- Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
- Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».
- Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ним, например, во время приготовления ужина на кухне, по дороге в ДОУ, в машине, автобусе.
Уважаемые родители! Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие рекомендации:
- Старайтесь заниматься с ребёнком так, чтобы он не скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант задания.
- Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд или даже некоторого регресса ребёнка.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, выходящие за пределы его интеллектуальных возможностей.
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка выполнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Используйте игровую фору занятий, поскольку дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания.
- Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи - всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую самооценку.
- Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-либо делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Старайтесь показывать необходимость каждого задания, приводите примеры.