Конспект урока литературного чтения на тему Ю. Коваль Вода с закрытыми глазами

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Литературное чтение УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами» Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Планируемые результаты: - Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глазами»; формировать навык осознанного и выразительного чтения, умение анализировать художественный текст и живописное произведение. -Метапредметные: -познавательные: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; -регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе деятельности; -коммуникативные: формировать умения выражать свою точку зрения и аргументировать свое мнение, правильно и четко формулировать мысль в понятной собеседнику форме; -Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение наблюдать то, что трудно увидеть глазами; умение обнаруживать красоту природы в произведениях искусства и переживать эту красоту вместе с близкими.

Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

Ход урока. 1. Актуализация знаний - Назовите главу, над которой, мы работаем (Учимся наблюдать и копим впечатления) - Предположите тему нашего урока (Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами)

2. Планирование - Рассмотрите условные обозначения к рассказу и скажите, какие виды работ ждут нас на уроке. (Вспомним пройденное, выскажем свое мнение, выполним задание повышенной сложности) - Что поможет нам справиться с работой? (текст Ю. Коваля «Вода с закрытыми словами» Другими словами, это анализ произведения. ( слайд)

Анализ произведения


Обратимся к учебнику. - Какая еще работа нам предстоит? (Поход в Музейный дом) ( слайд)
Поход в Музейный дом


- Какое условное обозначение вы заметили? (Слушаем музыкальное произведение)
Слушаем музыкальное произведение


- Как одним словом назвать нашу запись? (план) 3. Целеполагание и мотивация Это план нашей работы на уроке. Назовите главную цель нашей работы. ( Учимся наблюдать и копим впечатления) Да, ребята мы будем учиться у талантливых мастеров. Вы- способные и внимательные дети , и у нас с вами всё получится. 4. Работа над произведением Назовите цели работы над 1 пунктом плана. (Будем учиться анализировать содержание, отыскивать в тексте информацию, перечитывать текст с разными заданиями, находить главную мысль) - О чем нам говорит 1 пиктограмма? Прочитайте про себя 1 блок вопросов и подготовьте развернутый ответ. - Обратимся к следующему условному обозначению. Озвучьте его. Прочитаем вслух вопросы. -Вернитесь к тексту и найдите ответы на поставленные вопросы. - Прочитайте следующий вопрос. На какую страницу учебника нам надо вернуться? (с. 34) - Красота очень быстротечна, и очень важно запечатлеть каждое ее мгновение. - Ребята , а сейчас внимательно послушайте следующий вопрос. -Ты когда-нибудь испытывал чувство одиночества, когда кажется , что никто тебя не любит и после каких неудач это было? - Кто помог вам справиться с чувством одиночества? - Какую работу подсказывает нам следующее условное обозначение? -Что случилось с Нюркой в школе? Выскажите свое мнение. Выборочное чтение - Сейчас нам предстоит обсудить две точки зрения: Кости Погодина и Маши. - Найдите и прочитайте точку зрения Кости. Теперь перечитайте точку зрения Маши. Чьё мнение вам ближе и почему? Ну что же, каждый имеет право на свою точку зрения. -Прочитайте, какой вопрос нам подготовила Анишит Йокоповна. Подтвердите словами из текста. Да ребята , Нюрка тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу, она не только открыла замечательный вкус ключевой воды - она знает , как вытащить этот вкус наружу и научить этому других. Обратимся снова к вопросам учебника. ( Рассказ поделен …) Предлагаю провести эту работу в парах. Обсудите ответы. Какая пара готова к ответу ? - Есть ли другое мнение? Нам необходимо вернуться к 3 части рассказа. Найдите ее . Предлагаю прочитать ее по ролям . ( Чтение по ролям) - Какая работа предстоит дальше? ( Выскажи свое мнение) Прочитайте вопросы и подготовьтесь к ответу. (Герой очень серьёзно относится к переживаниям девочки, он видит, как ей трудно справиться с неприятностями и делает все, чтобы помочь ей.) - Он даже мысленно разделяет с Нюркой воображаемую картину смерти.) - Не может быть для человека большего подтверждения хорошего отношения к нему, любви к нему, чем готовность другого человека разделить его участь. « Давай уж поживем немного, а? А то деревню жалко» - это готовность быть рядом , разделить переживания, участь - успокаивают девочку, которая засомневалась , что она кому- то нужна. О чем говорит следующая пиктограмма ? Прочитайте вопрос. - Кто готов ответить? Я полностью с вами согласна. В жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить , а любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся , придают нам силы. -Ребята , как вы думаете , а наши выводы чем являются по отношению к рассказу? ( Тем, чем хотел поделиться с нами автор) -Я думаю , мы выявили то главное ,что хотел сказать Юрий Коваль. В литературе это называется основная мысль. Физкультминутка. Встаньте , посмотрите в окно. Совсем недавно мы любовались золотом берез , а сегодня за окном погода грустит , почти облетели листья. Но мы не будем грустить . Потому что я предлагаю вам упражнение «Радуга» Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и представьте , что вы вместе с этим вдохом взбирайтесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее , как с горки. Повторите 3 раза. Садитесь. 5. Поход в Музейный дом. Сейчас нам предстоит работа над 2 пунктом плана . Какую цель поставим ? ( рассмотреть картину , поработать с лупой и рамочкой , высказать своё мнение, выявить главное переживание картины) Обратимся к условному обозначению. О чем оно говорит? (Выскажи свое мнение. ) Прочитаем вопрос Анишит Йокоповны. ( Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным?) ( Место обитаемое , хотя заброшенное ) - Какая работа предстоит дальше? Прочитаем - Рассмотри в лупу фигурку дамы. Что можно сказать о её возрасте? Чем она занимается, сидя на скамейке? ( Дама пожилая , читает книгу, которую держит на коленях) Озвучьте следующее задание. (Работа с рамкой.) Выдели с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дай название этому фрагменту. ( « Летний день» , «Тихая скамейка», «Под кронами деревьев», «За книгой» и другие) Работа в парах Поработайте с соседом, посовещайтесь и дайте ответы на вопросы. Вернись от фрагмента к картине. Чем привлек художника уголок природы? В чем его особенная красота? Рассмотри деревья и растения на берегу пруда? Они тебе известны? Рассмотри в лупу цветущие травы. Ты знаешь их названия? Видно ли, что вода в пруду стоячая? Обнаружил(а) ли ты лодку в камышах? (Тишиной, заброшенностью. Здесь есть что рассмотреть, чем полюбоваться) - С чем работаем дальше ? ( с рамкой) - Заметили , что небо облачное? Где обнаружили облака? Выдели рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось? Как Василий Поленов создает впечатление тишины? ( Стоячая вода, без морщин, безлюдно, безветренно) А как - с помощью каких предметов - художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди? ( С помощью контраста: обширный участок земли и крошечная дама. Лодка, ствол дерева, мостики. Когда- то здесь было людно и шумно.)

Обратимся к учебнику. Прочитаем вопрос Миши. -Интересно, а можно ли сумерничать в этом уголке? Как ты ответишь Мише? - Как ты думаешь: какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос? - А какое произведение вспомнилось тебе? - Помог ли тебе художник Василий Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда? (Здесь тихо , красиво , спокойно, никто не мешает) -Так в чем же главное переживание картины? ( Отношение художника к тому, что он изображает. Это красивое, уютное место, где можно побыть в одиночестве, поразмышлять, отдохнуть, помечтать) Вот в этом и кроется скромная прелесть тихого уголка природы. Слушаем музыку. Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы П. Чайковского: «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая грёза» из «Детского альбома» Слушаем музыку. -Что почувствовали , слушая музыку?

Поделитесь впечатлениями.

Почему Анишит Йокоповна предложила именно эту музыку?

( Она успокаевает ,рождает в душе добрые чувства.)

- Согласитесь вы со мной, что музыка, ее гармония, стройное звучание помогают человеку в трудную минуту

Рефлексия: Что было самым важным на уроке?

Слайд.

В трудную минуту помогают:

1. Общение с природой

2. Произведения изобразительного искусства

3. Музыка

- Ребята, я довольна вашей работой на уроке. Самое главное в жизни - никогда не оставаться равнодушным.

Слайд

Вдумайтесь в эти слова:

Всматривайтесь в привычное -

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое -

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое -

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы -

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое -

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь,

Вникайте, не проходите мимо!

© 2010-2022