Конкурсная программа «День Птиц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конкурсная программа

«День птиц»

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 2 - 4 классов

Автор:

учитель начальных классов

МОКУ СОШ с. Нового

Шишлова Лариса Владимировна


2013 г.

Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля.

Цели:

- экологическое воспитание учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний, эрудиции.

Ведущие - учителя нач. классов.

Оборудовалие:

- жетоны в виде птиц;

- изображения различных птиц;

- записи пения птиц.

- мультимедиа проектор, ПК. В игре участвуют три команды учащихся 2 - 4 классов.

Историческая справка Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира тра­диционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая тради­ция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Просмотр презентации (слайды 1 - 8) 1вед. С этого времени ежегодно Союз охра­ны птиц России проводит акцию «Птица года», цель кото­рой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 - полевой жаворонок, в 1998 - серый журавль, в 1999 -деревенская ласточка, в 2000 - большая синица, в 2001 - скворец, в 2002 - пус­тельга, в 2003 - кроншнеп, в 2004 году - белый аист, 2005 - сова, 2006 - чайка, 2007 - зимородок, 2008 - снегирь, 2009 - лебедь, 2010 - чибис, 2011 - белая трясогузка, 2012 - варакушка.

2вед. Нынче «птицей года» орлан-белохвост. 1вед. Международному дню птиц и посвя­щена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о на­ших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произо­шедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице. Итак, слушаем вас! Представление команд. Защита названий команд.

Конкурс «Разминка» 2вед. Команда, первой назвавшая правильный от­вет, зарабатывает жетон. Закончите сти­хотворные строки:
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей)
Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это.,, (сова),
Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый… (гусь).
Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?... (Цапля.)



В перевалку шел со льдин К нам на утренник... (пингвин).

Подведение итогов конкурса.


Викторина 1вед. Поразмыслим не спеша, один вопрос -три ответа. Найди правильный! Просмотр презентации (слайды 9 - 13).

Поочередно ведущие задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дает­ся 20 секунд. Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

- клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

- музыкой увлекается. (Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно ба­рабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигры­вает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит при­глашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь бу­дет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».} 2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

- череп сверхкрепкий. (Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о де­рево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дят­лу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между чере­пом и шейными позвонками амортизаторы стоят - пру­жинистая хрящевая ткань.)

3. Зачем страус голову в песок прячет?

- от страха;

- освобождается от паразитов;

- разыскивает пищу. (И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои боль­шие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит}, пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

4. Сколько перьев у птиц?

- не пересчитать;

- более тысячи;

- более десяти тысяч. (И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у раз­ных птиц и количество перьев разное. Больше всего пе­рьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть раз­местилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

- соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

- утки и чайки. («Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 кило­метров в час.) 6. Почему у журавля всегда рождается только один пте­нец?

-журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого; - птенец, вылупившийся первым, выбрасывает осталь­ные яйца из гнезда. (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один.

Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

- утка;

- гагара;

- пингвин. (Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представитель­ницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Ан­тарктиды - ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- павлин;

- гусь;

- журавль. («Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед дру­гом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец вес­ны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Подведение итогов конкурса. 2вед. А теперь поиграем. Я буду называть имена птиц, но, если вы услышите среди них названия животных или предметов, дайте мне знать. Можно топать и хлопать. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... - Что неправильно?


Ведущий. А мухи - это кто? Ведущий. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны...
Прилетели птицы: Голуби, куницы... :
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совы-сплюшки, Лебеди и утки, и спасибо шутке!

Конкурс «Живые синонимы» 2вед. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, про­должите...

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк),

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок}.

13. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

14. Взгляд зоркий, как у... (сокола).

15. Нос с горбинкой, или... (орлиный).

16. Нос приплюснутый, или... (утиный).

17. Шея красивая, или... (лебединая).

18. Выступать величаво, как «пава», или... (павлин).

19. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

20. Болтать или трещать, как.., (сорока). 21. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка).

22. Ворковать, как... (голубь).

23. Накаркать (накликать беду), как.,, (ворона).

24. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Вопрос - ответ» 1вед. А этот конкурс - для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны ответить, остальные молчат. Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.) Какую птицу называют лесным докто­ром? (Дятла.) Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока.) Какую птицу называют лесной кошкой? За что? (Сову. Охотится ночью.) Какая птица самая болтливая? (Сорока.)
2вед. А теперь задание командам. Я называю любое слово, а вы подбираете к нему рифму, но ваше слово обязатель­но должно обозначать название птицы: Кораблик - (зяблик). Макушка - (кукушка).

Капля (цапля). Париж - (чиж, стриж), Птица - (синица). Врач - (грач, дергач.). Корона - (ворона). Гол - (щегол). Палка (галка). Шляпка - (оляпка). Конкурс «Узнай по портрету и по описанию» 1вед. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удиви­тельны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц. Задание - узнать птицу, изображенную на рисунке. Каж­дой команде предоставляется по 3 изображения птиц: кто больше назовет. Задание - узнать птицу по описанию. «По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?» 1. «Посмотришь на эту небольшую, раз­мером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серень­кая, только хвостик чуть рыжеват ... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозмож­ные лады.» 2. «Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда летит - то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо све­тится.» 6. «..лазит по веткам, как попугай; и ла­пами цепляется, и клювом, хоть вниз хво­стом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним:


вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки пере­крещиваются на концах.»
Конкурс актёрского мастерства 2вед. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля еще и День смеха. Вот сейчас мы и посмеемся. Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить: - пение кукушки (для одной команды); - крик петуха (для другой команды); - крик гуся (для третьей команды) Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по жетону. Конкурс «Узнай птицу по голосу» 1вед. А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу (слайд 14). Ведущий включают фонограммы пения различных птиц (дятел, петух, чайка, синица и проч.). Жетон получает команда, которая первой правильно назовет «певца». Подведение итогов игры. 2вед. Наша игра подошла к концу. Можно ещё много и долго говорить о птицах, но мы должны помнить, что они нуждаются в нашей защите. Так давайте беречь всё, что нас окружает, не спешить раздавить паука, выстрелить из рогатки в птицу, наступить на лягушку или поймать хомячка. Природа у нас одна на всех. Награждение команд.


© 2010-2022