Сценарий урока литературного чтения Павел Бажов Серебряное копытце

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого урока литературного чтения

Тема урока: Павел Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: анализ сказочного произведения

Класс:4

Цели урока:

-образовательная: познакомить учащихся с творчеством П. Бажова, учить чувствовать и понимать образный язык сказок, находить особенности сказочника;

-развивающая: развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческие способности, речь, умение работать самостоятельно, воображение;

-воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к родной природе, ко всему живому, интерес к предмету.

Сформировать УУД:

-личностные: самоопределение, смыслообразование;

-познавательные: мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства;

-коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества;

-регулятивные: коррекция, оценка.

Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, видеофильм.



ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Орг. момент.

2.Активизация знаний.


-Девиз нашего урока сегодня «Делай добро всему живому на земле, и оно ответит добром». - А сейчас прочитайте записи на доске.(Список сказок П.Бажова) Огневушка-поскакушка. Синюшкин колодец. Медной горы хозяйка. Каменный цветок. Малахитовая шкатулка. Горный мастер. Две ящерки. Приказчиковы подошвы. - Как вы думаете, что могут обозначать эти записи? - Интересные названия? -Это названия некоторых произведений, которые написал Павел Петрович Бажов. Одно из произведений Бажова вы прочитали дома. Его название «Серебряное копытце». (Повесить название сказки «Серебряное копытце») Сейчас я расскажу вам немного о жизни Павла Бажова. Он был удивительным человеком. Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем корреспондентом в одной из уральских газет. Бажов хорошо знал этот край России - Урал. Он много ездил по нему, собирал и записывал старинные истории, сказы, легенды. Именно из народных сказов появилась его знаменитая книга «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов очень любил свой край. В сказочном образе Хозяйки Медной горы у Бажова воплощена природа Урала, ее мощь, богатство. - А вы что-нибудь знаете об Урале? - Представляете,в каком замечательном месте жил Павел Бажов.

Учащиеся читают записи и осмысливают то, что прочитали.



Учащиеся слушают рассказ о писателе и отвечают на вопросы.


П.-мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста. Построение речевого высказывания.

3.Работа по теме урока.

1.Обмен впечатлениями о сказке.


- Вы прочитали эту сказку дома. Вам понравился это произведение? Чем именно оно вам понравилось? - Кто является героями сказки? Как вы можете описать деда Кокованю? Какая главная его черта? - Опишите девочку Даренку. Что вы можете рассказать об этой девочке? - Кого еще вы можете назвать героями сказки? - Какой эпизод в этой сказке вам понравился больше?

Учащиеся дают характеристику героям сказки.

Учащиеся характеризуют других героев сказки.

Р.-оценка, осознание учащимися усвоенных знаний.

К-.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Словарно-лексическая работа.


-А теперь давайте рассмотрим некоторые эпизоды сказки. Эпизоды сказки. 1.Найти эпизоды, в которых Даренка разговаривает с кошкой Муренкой. -Как характеризует это общение Даренку? 2. Найти эпизоды разговора деда с соседями. Обратите внимание на то, как говорит дед Кокованя, какие слова и выражения он употребляет. - Что вы можете сказать о его речи? - Вы обратили внимание на необычность его речи? -Какие слова вы можете объяснить? -Какие слова совсем непонятны для вас? - Есть что-нибудь интересное в его речи? -Какой вывод мы можем сделать? - Я запишу их на доске. -Я согласна с вами. Герои употребляют в речи устаревшие слова. - Герои этого произведения разговаривают на своем наречии. Дело в том, что наша страна огромна и в каждом крае разговаривают на своем диалекте.

Учащиеся находят устаревшие слова, выражения, обороты речи.

Учащиеся дают объяснение устаревших слов.

Учащиеся дают характеристику главным героям .Делают вывод на основе своих наблюдений.

П.-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательство. -извлечение необходимой информации из текста.

Р.-дают оценку полученной информации.

3. Выявление идеи сказки.


-Прочитайте начало сказки. Что вы можете сказать о нем? - А как вы считаете, сам текст является сказкой? Если да, то какая это сказка: волшебная, бытовая? -Что интересного вы заметили в сказке? -Как случилось чудо? -Эта сказка волшебная или она про жизнь? - Так в чем же смысл? В чем же смысл? - В чем эта тайна? -Прочитайте еще раз девиз нашего урока. Вот в чем заключается нехитрый смысл сказки. Природа связана с человеком, а человек с природой.

Учащиеся анализируют сказку.

Находят черты волшебной сказки, сравнивают ее с бытовой сказкой. Выделяют идею сказки, делают вывод.

П.-мыслительные операции, построение цепи высказывания, обобщение и вывод.

4.Творческая работа. Работа по развитию речемыслительной деятельности учащихся.


- Сейчас мы поиграем с вами в записочки. Вы получите небольшое письменное задание. Я раздам вам карточки с одним предложением. Оно будет одинаковое для всех. Вы запишите свое предложение и передадите своему товарищу и т.д. Затем вы передаете их наоборот, чтобы прочитать. Может кто-то захочет дописать рассказ. Но помните добавлять можно только одно предложение. Предложение: пусть у сказки будет другой конец.

Учащиеся получают задание, дописывают каждый свое предложения, выражают свое мнение или поддерживают чужое.

К.-учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения в позиции коммуникации

5.Чтение мини-сочинений учащихся.

- Сейчас мы прочитаем ваши сочинения. Все согласны на озвучивание ваших рассказов?

Чтение мини-сочинений.

Л.-смыслообразование.

6. Итог урока.


- Какие чувства вы испытали при чтении сказки? -Хотели бы вы прочитать другие сказки писателя Бажова? - В конце урока я вам предлагая посмотреть мультфильм Г. Сапгира «Серебряное копытце». - Я хочу, чтобы вы сравнили свои ощущения после прочитывания сказки и после просмотра мультфильма.

Учащиеся отвечают на вопрос, подводят итог всего урока.

Р.-коррекция, оценка.

Огневушка -поскакушка

Синюшкин колодец

Каменный цветок

Горный мастер

Две ящерки

Малахитовая шкатулка

Медной горы хозяйка

Приказчиковы подошвы

Серебряное копытце

Барская рукодельня

Несподручно

Пособник

Голбчик

Балаган

Покосные ложки

Статочное ли дело

Ворочается

© 2010-2022