- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий урока литературного чтения Павел Бажов Серебряное копытце
Сценарий урока литературного чтения Павел Бажов Серебряное копытце
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белякова А.Н. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий открытого урока литературного чтения
Тема урока: Павел Бажов «Серебряное копытце»
Тип урока: анализ сказочного произведения
Класс:4
Цели урока:
-образовательная: познакомить учащихся с творчеством П. Бажова, учить чувствовать и понимать образный язык сказок, находить особенности сказочника;
-развивающая: развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческие способности, речь, умение работать самостоятельно, воображение;
-воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к родной природе, ко всему живому, интерес к предмету.
Сформировать УУД:
-личностные: самоопределение, смыслообразование;
-познавательные: мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства;
-коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества;
-регулятивные: коррекция, оценка.
Оборудование: компьютер, телевизор, раздаточный материал, видеофильм.
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
1.Орг. момент.
2.Активизация знаний.
-Девиз нашего урока сегодня «Делай добро всему живому на земле, и оно ответит добром». - А сейчас прочитайте записи на доске.(Список сказок П.Бажова) Огневушка-поскакушка. Синюшкин колодец. Медной горы хозяйка. Каменный цветок. Малахитовая шкатулка. Горный мастер. Две ящерки. Приказчиковы подошвы. - Как вы думаете, что могут обозначать эти записи? - Интересные названия? -Это названия некоторых произведений, которые написал Павел Петрович Бажов. Одно из произведений Бажова вы прочитали дома. Его название «Серебряное копытце». (Повесить название сказки «Серебряное копытце») Сейчас я расскажу вам немного о жизни Павла Бажова. Он был удивительным человеком. Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем корреспондентом в одной из уральских газет. Бажов хорошо знал этот край России - Урал. Он много ездил по нему, собирал и записывал старинные истории, сказы, легенды. Именно из народных сказов появилась его знаменитая книга «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов очень любил свой край. В сказочном образе Хозяйки Медной горы у Бажова воплощена природа Урала, ее мощь, богатство. - А вы что-нибудь знаете об Урале? - Представляете,в каком замечательном месте жил Павел Бажов.
Учащиеся читают записи и осмысливают то, что прочитали.
Учащиеся слушают рассказ о писателе и отвечают на вопросы.
П.-мыслительные операции, извлечение необходимой информации из текста. Построение речевого высказывания.
3.Работа по теме урока.
1.Обмен впечатлениями о сказке.
- Вы прочитали эту сказку дома. Вам понравился это произведение? Чем именно оно вам понравилось? - Кто является героями сказки? Как вы можете описать деда Кокованю? Какая главная его черта? - Опишите девочку Даренку. Что вы можете рассказать об этой девочке? - Кого еще вы можете назвать героями сказки? - Какой эпизод в этой сказке вам понравился больше?
Учащиеся дают характеристику героям сказки.
Учащиеся характеризуют других героев сказки.
Р.-оценка, осознание учащимися усвоенных знаний.
К-.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
2.Словарно-лексическая работа.
-А теперь давайте рассмотрим некоторые эпизоды сказки. Эпизоды сказки. 1.Найти эпизоды, в которых Даренка разговаривает с кошкой Муренкой. -Как характеризует это общение Даренку? 2. Найти эпизоды разговора деда с соседями. Обратите внимание на то, как говорит дед Кокованя, какие слова и выражения он употребляет. - Что вы можете сказать о его речи? - Вы обратили внимание на необычность его речи? -Какие слова вы можете объяснить? -Какие слова совсем непонятны для вас? - Есть что-нибудь интересное в его речи? -Какой вывод мы можем сделать? - Я запишу их на доске. -Я согласна с вами. Герои употребляют в речи устаревшие слова. - Герои этого произведения разговаривают на своем наречии. Дело в том, что наша страна огромна и в каждом крае разговаривают на своем диалекте.
Учащиеся находят устаревшие слова, выражения, обороты речи.
Учащиеся дают объяснение устаревших слов.
Учащиеся дают характеристику главным героям .Делают вывод на основе своих наблюдений.
П.-построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательство. -извлечение необходимой информации из текста.
Р.-дают оценку полученной информации.
3. Выявление идеи сказки.
-Прочитайте начало сказки. Что вы можете сказать о нем? - А как вы считаете, сам текст является сказкой? Если да, то какая это сказка: волшебная, бытовая? -Что интересного вы заметили в сказке? -Как случилось чудо? -Эта сказка волшебная или она про жизнь? - Так в чем же смысл? В чем же смысл? - В чем эта тайна? -Прочитайте еще раз девиз нашего урока. Вот в чем заключается нехитрый смысл сказки. Природа связана с человеком, а человек с природой.
Учащиеся анализируют сказку.
Находят черты волшебной сказки, сравнивают ее с бытовой сказкой. Выделяют идею сказки, делают вывод.
П.-мыслительные операции, построение цепи высказывания, обобщение и вывод.
4.Творческая работа. Работа по развитию речемыслительной деятельности учащихся.
- Сейчас мы поиграем с вами в записочки. Вы получите небольшое письменное задание. Я раздам вам карточки с одним предложением. Оно будет одинаковое для всех. Вы запишите свое предложение и передадите своему товарищу и т.д. Затем вы передаете их наоборот, чтобы прочитать. Может кто-то захочет дописать рассказ. Но помните добавлять можно только одно предложение. Предложение: пусть у сказки будет другой конец.
Учащиеся получают задание, дописывают каждый свое предложения, выражают свое мнение или поддерживают чужое.
К.-учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения в позиции коммуникации
5.Чтение мини-сочинений учащихся.
- Сейчас мы прочитаем ваши сочинения. Все согласны на озвучивание ваших рассказов?
Чтение мини-сочинений.
Л.-смыслообразование.
6. Итог урока.
- Какие чувства вы испытали при чтении сказки? -Хотели бы вы прочитать другие сказки писателя Бажова? - В конце урока я вам предлагая посмотреть мультфильм Г. Сапгира «Серебряное копытце». - Я хочу, чтобы вы сравнили свои ощущения после прочитывания сказки и после просмотра мультфильма.
Учащиеся отвечают на вопрос, подводят итог всего урока.
Р.-коррекция, оценка.
Огневушка -поскакушка
Синюшкин колодец
Каменный цветок
Горный мастер
Две ящерки
Малахитовая шкатулка
Медной горы хозяйка
Приказчиковы подошвы
Серебряное копытце
Барская рукодельня
Несподручно
Пособник
Голбчик
Балаган
Покосные ложки
Статочное ли дело
Ворочается