Проект Чемпион-физкультура (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проет

Руководитель Малородова Ольга Владимировна

Автор Божко Виктория Андреевна

Муниципальное казённое образовательное учреждение Райгородская средняя общеобразовательная школа Светлоярского района Волгоградской области





Исследовательская работа

Тема: Народные игры и забавы

План:

Введение.

  1. Игры детские.

  2. Игры девические и мужские.

  3. Сезонные игры

Вывод.

Цель исследования: как можно больше узнать о старинных народных играх.

Задачи исследования:

- прочитать научно-популярную литературу и художественно публицистическую литературу о народных играх и забавах;

- провести игры с учащимися начальных классов на переменах и уроках физкультуры;

- сделать вывод по проделанной работе.

Описание работы

Я, никогда не задумывалась всерьёз, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «пряткам», «казакам-разбойникам», «салочкам». В эти игры играли ещё наши пробабушки и продедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы. Мир детства не может быть без игры, вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребёнку необходимо играть. Игра-это минуты радости, забавы, соревнования.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение.

Я считаю, что русские народные игры для детей и подростков оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают физически, создают интерес к народному творчеству.

Игры детские.

Самая распространённая игра для младенцев «Сорока». Ёю веселят маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребёнка на свои колени или поставив его возле себя, перебирают по пальцам дитяти и ласкают, чтобы оно не плакало, приговаривая: «Сорока-ворона, детям кашу варила: одному дала, другому дала, - и, защекотав его под мышкой, произносят быстро:- а третьему не дала. Сорока улетела!»

Игра «Лошадка» - одна из любимых игр детей в детском саду и в начальной школе. Ребёнок садиться на палочку и, воображает себе, что он едет на лошадке. Ребёнок скачет галопом и кричит: «Пошёл! Но-но-но!».

Игра «Перегонки» в старину называлась «Выпередки». Играющие перегоняют друг друга , и кто кого перегонит, тот хвастается.

Эта игра способствует телесному укреплению и развитию проворства. На уроках физкультуры мы часто соревнуемся в беге на перегонки.

Старинная игра «Шнур» - это обыкновенные прыжки на скакалке. В старину, как и сейчас дети приучаются ловко прыгать через «шнур» или, как сейчас говорят - скакалку. Эта игра представляет собой гимнастическое упражнение.

В игру «Волк и гуси» играли как в старину, так и сейчас. Правила остались прежними. Несколько детей становятся в ряд с названием гусей и держаться за полы платья друг друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусёнка. Волк не может хватать из пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить.

Игра «Терять» .Обычно эту игру дети затевали перед сном. Они становились в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находиться тот, кто повалиться. Над упавшим начинали потешаться, его больше не принимали в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость на ногах никогда не были лишними.

Игры девические и мужские.

В тёплое время собирались перед домом молодые юноши и девушки. Сначала юноши приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а девушки встречали их с улыбкой или вопросом о здоровье; потом садились на лавочку. Они разговаривают, поют песни под балалайку, танцуют. Девушки-в сарафанах, с длинными рукавами белой рубашки и с белым платком в руке. Юноши-в кафтанах, с отворотом красной рубашки и в шапке набекрень. Когда развеселяться, тогда затевают общие игры, в которые не принимали только детей. Но девушки и мужчины , кроме общих забав, имеют также свои отдельные: тогда парни не вмешиваются в девические, а девушки в мужские игры.

Игра «Взвешивание соли». Двое парней становятся плечами друг к другу и переплетаются руками таким образом, что когда один нагнётся головой к земле , то в то же время другой поднимается навзничь вверх; потом оба выпрямляются. Тогда другой начинает то же действие, и продолжают, пока не устанут.

Эта игра изображает весы, на которых взвешивают соль. Игра развивает крепость, ловкость, силу.

Игра «Колючки». В скучные зимние вечера девушки и мужчины забавлялись ею с большим удовольствием. Собравшись в одно место, они перешёптываются сначала между собой, а потом мужчины и женщины идут прятаться, как того требует игра. Девушка или мужчина, кому нет пары, садиться где-нибудь в углу или около стены; лицо и глаза завязывают платком. В это время все остальные прячутся, а сидящий говорит: « Колю, колю, баба! Не выколи глаза. Пора ли?» Если отвечают «нет», то он снова повторяет эти слова, и, когда все спрячутся и на его вопрос отвечают «пора», тогда он начинает отыскивать спрятавшихся, и первый пойманный сменяет его, а все попрятавшиеся сзываются.

Эта игра очень похожа на игру «Прятки». Вот только играли в неё уже взрослые.

Ещё я узнала, что девушки и юноши очень любили кататься на качелях, с ледяных горок на санях. Это была уже не игра , а приятное развлечение, забава, потеха и весёлая резвость.

Сезонные игры.

Игра «Рыбка». Эту игру затевали преимущественно осень, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается верёвка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков , новый коноводец определён.

Игра «Хлопанье». Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвётся с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбивались в группы, и щёлкали ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искустнее исполнять щёлканье, тем громче звук.

Игра «Волчок». Эта игра - старинная и любимая детьми; ею преимущественно забавлялись в доме поздней осень и зимой. Волчок - продолговатая деревянная шишка с деревянным шпилем. Намотав шнурочек на шпиль, вкладывают его в просверленную на деревянной лопатке дыру; потом дёргают за конец шнурочка, выпущенного из-под шпиля, и пускают волчок по ровному месту, но чаще всего по деревянному полу. Выпущенный волчок делает прыжки, свистит и гудит.

Вывод.

Чтобы привлечь одноклассников и других ребят к игре я выучила зазывалки и считалки. Они привлекают внимание ребят к началу игры. Я кричу: «Тай-тай, налетай!».Вытягиваю руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Когда набирается достаточное количество игроков, говорю: «Тай-тай, налетай! Никого не принимай!».

Считалки применяю для определения водящего или для распределения ролей в игре. Они вырабатывают такие качества, как чувство товарищества и честность.

Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто брал?
- Родион.
- Выйди вон!

Ехала белка не тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!

Первинчики-другинчики,
Летали голубенчики
По ранней росе,
По зеленой полосе.
Там яблоки, орешки,
Медок, сахарок, -
Поди вон, малышок!

Курочка-погатурочка,
Кукушка-рябушка
Сели, горели,
За море летели.
За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица,
Красная девица,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк!


Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наше время: телефоны, компьютеры, планшеты, игровые приставки. Игра - это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру, справедливости, любви и долгу, чести и порядочности.

Конечно не все нынешние дети играли в народные игры. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть наиглавнейшая цель нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

© 2010-2022