- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению с использованием проблемной ситуации (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению с использованием проблемной ситуации (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорова М.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
по литературному чтению в 1 классе,
с использованием проблемных ситуаций
Работу выполнила
Егорова Марина Витальевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ№ 7 г. Боровичи
Пояснительная записка
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий. Эта ситуация и называется проблемной. Она рассматривается как центральное звено проблемного обучения, одно из условий возникновения познавательной потребности, так как помогает учащимся осознать значение темы урока в целостном процессе обучения. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы, и деятельность ученика, подчиняясь достижению цели, приобретает активный, целенаправленный характер. На каждом уроке изучения нового материала учитель проводит школьников через все звенья научного творчества: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и его реализацию. В отличие от традиционного, проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно "учение с увлечением", значительно снижающее нервные нагрузки. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
Урок по теме: Звуки [к'], [к] и буква К,к.
Задача: познакомить с буквой к, со звуком [к'] [к] , с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке.
Цели: 1) формировать умение выделять звук [к'] [к] в речи, умение слышать и слушать;
2) развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой к;
3) воспитывать любовь к животным
Оборудование: интерактивная доска, модели звуков. 1. Организационный момент. - Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. - Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…». - Какое у вас настроение? 2. Основной этап урока Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадки.(слайды1-3) Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами И с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу.(кабан)
Безобиден, травояден, Нет полос на шкуре, пятен. Сумка есть и длинный хвост, Плюс к тому немалый рост. Он подвижен, быстроног, Целый день скакать бы мог. Австралийскую жару Любит рыжий … ( кенгуру)
Острые ушки, На лапах подушки, Усы, как щетинка, Дугою спинка. Днем спит, На солнышке лежит. Ночью бродит, На охоту ходит.( кот)
-Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока. -Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого фразы(слайд 4) Знакомство с новыми звуками. -Одно из животных хочет сегодня попасть к нам в класс и принять участие в нашей работе. Это домашнее животное. В название которого один слог и три звука. Подумайте, кто это.(слайд 5) -Назовите первый звук в этом слове. -Произнесите этот звук хором. - Скажите какой это звук.( Этот звук согласный, твердый, глухой) -У нашего кота есть одна проблема. Ему нравятся две клички, а какую выбрать- он не знает. Какая кличка подойдет ему сегодня на уроке: Кеша или Вася?Почему?(слайд 6) -Какой это звук? -Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его. .( Этот звук согласный, твердый, мягкий). -Сделайте вывод по первой части урока. Физкультминутка. -Во время физкультминутки мы узнаем места, где любит бывать наш Кеша. Скажите по какому признаку мы будем определять? -Если услышите слово со звуком[к']или [к], то поднимаете руки вверх и потягиваетесь, как Кеша. Если в слове нет звуков[к']или [к],то наклоняетесь вперед, опуская руки вниз. Крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, печка, сугроб, коврик, самолет. Знакомство с буквой К. - Котик очень хочет увидеть букву, с которой начинается его имя. Найдите ее и покажите. (слайд 7) - Вот она.(слайд 8) - Изобразите букву К с помощью палочек. - В какой квадратик мы поместим букву К на ленте букв? -Котик говорит, что букву К он хорошо запомнил, но читать еще не научился,давайте почитаем. Чтение слогов с новой буквой. - Прочитайте написанные слоги. (слайд 9) - Котику очень понравилось это упражнение, но он слегка проголодался. Подумайте, чем его сегодня можно угостить? (слайд 10) -Прочитайте названия продуктов, в которых есть буква К. - Измените слова, в которых нет буквы К, таким образом, чтобы продукты, которые они называют, на уроке сегодня пригодились.(супчик, рыбка ит.п.). -Кеша любит не только читать , но и слушать, когда читают. Подумайте, о ком текст, и сосчитайте слова с новой буквой. (слайд 11) -О ком этот текст? -Сколько в нем слов с буквой К? Как вы понимаете предложение : Кошки хорошо влияют на здоровье людей? -Как надо относиться к кошкам? 3. Итог урока. - С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? -Охарактеризуйте звуки[к']или [к]. - Скажите, какое домашнее животное, кроме кота Кеши, могло прийти к нам на урок. Обоснуйте свой ответ. -Как бы вы его назвали, в соответствии с темой нашего урока?
Вывод Использование на уроках проблемной ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательных интересов в процессе овладения знаниями. Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе отвечает планируемым в ФГОС результатам. В процессе такой работы на уроках развиваются :
- регулятивные умения: дети принимают учебную задачу, планируют свои действия;
- познавательные умения: осуществляют поиск необходимой информации, проводят сравнение, анализ, синтез, устанавливают аналогии;
- коммуникативные: овладевают монологической и диалогической формой коммуникации;
- личностные: формулируют своё мнение и позицию, стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Список использованной литературы
-
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками-М.: АПК,2006
-
Носкова А.Б. Современный урок в начальной школе-В.: «Учитель»,2011
-
Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Ковалёвой Г.С.-М.: «Просвещение»,2010