- Преподавателю
- Начальные классы
- Активизация словаря младших школьников
Активизация словаря младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснятова О.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
Энгельсского района Саратовской области
Исследовательская работа
Активизация словаря младших школьников
подготовила
учитель начальных классов
Краснятова Ольга Александровна
Энгельс 2015
Активизация словаря младших школьников Детство - важнейшая ступень в формировании языковой личности, в овладении речью. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста. Именно в младшем школьном возрасте усваивается основной словарный запас. Причем расширение словаря учащихся должно идти не столько за счет увеличения количества речевых единиц, сколько за счет уточнения значения каждого слова, углубления понимания значения известных и активно употребляемых слов, уяснения взаимосвязей между словами. Работа с синонимами и антонимами - наиболее важная область словарной работы, обогащающей активный словарь младших школьников. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях, о признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре детей синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному. В данной статье представлен небольшой опыт работы с учащимися начальной школы в период педагогической практики. С целью выявления уровня знаний о синонимах и антонимах (на данный момент) обучения была проведена экспериментальная работа среди учащихся 1, 2, 3 классов. Данный эксперимент включал 2 этапа: констатирующий и обучающий. Констатирующий этап. На этом этапе был предложен тест учащимся с 1-3 классы. Цель теста: Выявление уровня знаний о синонимах младших школьников на данный момент обучения. Задания в тесте были одинаковы для всех классов, для того чтобы проследить динамику увеличения словарного запаса младших школьников с каждым годом.
Содержание теста:
- Подчеркните синонимы.
- Подберите синонимы к словам:
- Подчеркните из ряда слов наиболее точные слова.
Результаты получились такими: 1 класс Всего в классе 29 человек. В эксперименте участвовало 26 человек. В первом классе начинается элементарная работа с синонимами, но не вводится понятие синонима. Перед тем как приступить к выполнению теста, на уроке литературного чтения, учащиеся познакомились с рассказом В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? Дети дали характеристику щенку. Какой он? Глупый, смешной. Учитель: «А как по-другому можно сказать смешной»? Дети: забавный, потешный. Учитель обратила внимание детей, что одного и того же щенка мы охарактеризовали разными словами, но по значению эти слова близкие. (Как нам представляется, вводить термин «синонимы» в первом классе не следует). Тестовые задания выполнялось под руководством учителя. Фрагмент занятия: 1 задание. У: Прочитайте слова в первой строчке. (Большой, огромный, маленький, великий) У: Покажите жестами, как вы понимаете слова большой; огромный; маленький; великий. У: А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать из данных слов лишнее и обвести его в кружок, а те слова, которые у вас остались, подчеркнуть. Аналогично выполнялось задание в оставшихся двух строчках. 2 задание: У: Как вы понимаете словосочетание верный друг? (Друг, который никогда не оставит в беде, который всегда поможет, никогда не придаст). У: А как по-другому можно сказать «верный»? (преданный, надежный) У: Я предлагаю вам записать те слова, которые вы сейчас назвали. Верный (друг) - преданный, надежный. Аналогично выполняется задание с оставшимися двумя строчками. Верный (ответ)- Смотреть- 3 задание: После сильного дождя деревья в саду стали (мокрыми, влажными, сырыми). У: Как вы думаете, есть ли различия между словами мокрый, влажный, сырой? (ответы детей) Учитель на опытах показывает разницу этих слов: Мокрый - в сосуд с водой учитель полностью опускает кусочек ткани и тут же вынимает. (Дети наблюдают, как с кусочка ткани стекает вода). Влажный и сырой - учитель слегка намачивает кусочек ткани. (Дети сравнивают, что с первого кусочка текла вода, а со второго нет, второй кусок ткани немного влажный, в нем меньше воды). У: А теперь, прочитайте первое предложение и из слов, которые даны в скобках. Выберите одно наиболее точное слово для данного предложения. Аналогично проводилась работа с остальными предложениями. Результаты выполнения тестовых заданий.
- Правильно определили синонимы - 26 % (7 чел.)
- Правильно определили: Верный (друг) - 93%
- Верно, выделили слова - 38% (10 чел.)
Список использованной литературы
-
Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
-
Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.
-
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана - Граф, 1997.- 201с.