Урок литературного чтения по рассказу Е. Емельянова Васька

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Открытый урок по

литературному чтению.

Класс: 3 «А»

Учитель: Ажикенова Р.К.

г.Павлодар.

Тема: Рассказ Б.Емельянова «Васька».

Цель: Создать условия, способствующие глубокому, осознанному осмыслению произведения.

Задачи:1. Создать условия, способствующие формированию навыка осознанного беглого чтения.

2. Содействовать развитию читательской догадки, развитию связной речи.

3. Способствовать развитию чувства юмора, любви к домашним животным, ответственности за собственное поведение.

Оборудование: иллюстрации охотничьих собак, изображения собак к картинному плану.

Словарная работа: «сорваться с цепи», «дать взбучку».

Ход урока.

Примечание

Время

1.



2.




















3.

Мотивационно-целевой этап.

а) Организационный момент:

- приветствие с гостями;

- посадка;

- На этом уроке познакомимся с новым произведением, вас ожидает интересная работа. Желаю вам удачи!

б) Работа над заголовком.

- Прочтите название произведения. Как вы думаете, о ком или о чём может быть произведение с таким названием?

- Как вы думаете, каким будет это произведение: смешным, грустным или не тем и не другим?

- Что бы вам хотелось узнать?

- Какую цель поставим себе на урок?

- На маршрутных листах будете отмечать, совпали ли ваши предположения.

Операционный этап.

а) Чтение 1 отрывка.

- Кем же оказался Васька? (собакой)

- Как вёл себя Васька в присутствии хозяина? Каким он был? (умный, послушный, тихо и смирно лежал, не лаял на кошку)- эти слова на доску.

- Отчего было «много хлопот, обид и разговоров»? Как вы думаете, верно ли поступал Васька, что слушался только хозяина?

- Как Васька выглядел? (чтение описания внешнего вида собаки)

Показать иллюстрации охотничьих псов.

- Какая из этих собак более всего подходит по описанию Ваське? Покажи.

- Как вы понимаете выражение «срывался с цепи»? (ответы детей, затем чтение словарной статьи учеником)

- Чем мог заниматься Васька после ухода хозяина?

- Узнаем, прочитав следующий отрывок.

б) Чтение 2 отрывка.

- Совпали ли ваши предположения? Отметь на марш. листе.

- Как вёл себя Васька после ухода хозяина?(не слушался, хулиганил, озорничал, срывался с цепи) Совпали ли ваши предположения?

- Какое к себе отношение вызывал Васька таким поведением?

- А как вы оцениваете его поведение?

- Как вы понимаете слово «взбучка»? (ответы детей, затем чтение словарной статьи)

- Как вы думаете, почему он слушался хозяина? (любил его, был ему предан)

- Кого вам напоминает Васька? (детей)

- Верно ли, что нужно вести себя хорошо только в присутствии взрослых?

- Какая «неприятность» могла произойти, что соседям пришлось позвонить хозяину на службу?

-Узнаем об этом, прочитав следующий отрывок.

в) Чтение 3 отрывка.

-Совпали ли ваши предположения?

- Какая неприятность произошла?

- На кого сердилась соседка? Только ли на собаку?

- Какие чувства испытывал во время разговора с соседкой по телефону хозяин? (ему было стыдно)

- Что бы испытывают взрослые, когда им сообщают что-то неприятное об их детях, учениках?

- Какие «решительные меры» мог предпринять хозяин? Он ведь не мог приехать?

Физминутка «Отдохнём глазами».

- Разогрей руки, потерев одну ладонь о другую. Делай это до тех пор, пока не почувствуешь, что руки стали тёплыми…

Теперь облокотись на стол. Сложи пальцы обоих рук в два полушария и мягко прикрой ими закрытые глаза. Почувствуй ,как приятны для глаз тепло и темнота…Сделай пару глубоких вдохов. Кислородом наполняются не только лёгкие, но и глаза.

г) Чтение 4 отрывка.

Совпали ли ваши предположения?

- Что предпринял хозяин?

- Как он говорил с Васькой? (сурово)

- Каким голосом? (строго, сердитым голосом) Прочитай этот отрывок.

- Что огорчило хозяина? (предательство друга)

- Если ребёнок что-то натворил, кого он подвёл? (родителей, коллектив, учителя)

-Как отреагирует Васька на слова хозяина, как ты думаешь?

д) Чтение 5 отрывка.

- Совпали ли ваши предположения?

- Как вёл себя Васька во время разговора по телефону? (портрет на доске)

-Что испугало Ваську?

- Как вы считаете, правильно ли поступил хозяин?

- Что произойдёт, когда хозяин вернётся с работы?

е) Чтение 6 отрывка.

- Совпали ли ваши предположения?

- Как вёл себя Васька после разговора по телефону?

- Как теперь относилась к Ваське соседка?

- Если бы Васька мог говорить, что бы он сказал хозяину? Прочитай этот отрывок.

Изображение Васьки.

- Каким мы здесь видим Ваську?

- Простит ли его хозяин? Почему? (любит Ваську)

- Кого напоминает хозяин? Кто обычно прощает любые ошибки? (мама) Почему?

- Как будет себя вести Васька в будущем?

Физминутка «Солнечный зайчик»

- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке.

Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним.

ж) Чтение 7 отрывка.

- Совпали ли ваши предположения?

- Как вёл себя Васька в дальнейшем?

- Почему?

- Всегда ли Ваське нужно будет показывать телефонную трубку, чтоб он не озорничал? (хорошее поведение может стать его привычкой)

- Может ли у детей развиться привычка хорошего поведения?

- Понравился ли вам главный герой Васька, несмотря на его поведение? Почему?

з) Самостоятельная работа.

Задание по группам.

1 группа- Илья, Серёжа, Жанира, Серик.

Составь стихотворение, поменяв местами строчки.

Чтобы не кончаться никогда

Дружба настоящая в школе начинается

Значит эта дружба навсегда

Дружба настоящая сердцем проверяется

2 группа- Дидара, Дамир, Настя, Айдархан.

- Собери пословицу:

Ищи, нет, друга, береги, а, нашёл.

3 группа- Наташа, Коля, Максим, Алина.

- Отгадай загадку:

Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (Собака)

- Проверка.

Рефлексия.

- К какому жанру относится это произведение?

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Раскрась мордочку собаки в тот цвет, который соответствует твоему настроению (на маршрутном листе).

- Что было смешным в рассказе?

- С каким чувством к этой истории отнёсся автор? (с чувством юмора)

- Чему учит этот рассказ?

- Оцени свою работу на уроке. (на маршрутном листе)

- На уроке хорошо работали…

- Домашнее задание:

1) чтение и пересказ текста;

2) придумать свою историю о собаке или о другом домашнем животном.



На доске название и автор.

Текст читает учитель. У учащихся на партах текст по частям на отдельных листках.

Марш. лист

Выставить изображение собаки, соответст. данному образу.

На доску.

Словарная работа

«Образ» Васьки и слова, соотв. его поведению - на доску.

Словарная работа



Марш.лист.

Портрет хозяина.



Выборочное чтение.


Испугался,

вздрогнул, дрожал

мелкой дрожью.

Виноватый вид, испуганный.

Выборочное чтение.

1 мин.

3 мин.


© 2010-2022