- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов Занимательная грамматика
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов Занимательная грамматика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова И.М. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
для обучающихся 1-4 классов
Учитель начальных классов
Кузнецова И.М.
2015-2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Задачи курса: обучающие: · развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; · приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; · пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; · развитие мотивации к изучению русского языка; · развитие творчества и обогащение словарного запаса; · совершенствование общего языкового развития учащихся; · углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. воспитывающие: · воспитание культуры обращения с книгой; · формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. развивающие: · развивать смекалку и сообразительность; · приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; · развивать умение пользоваться разнообразными словарями; · учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
-
Содержание курса
1 класс (33 часа)
- От звука к букве - 26 часов
2 класс (34 часа) 1.Фонетика - 13часов Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, парный - непарный, согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор словаРазличение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков. Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему: «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен. Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке». 2. Графика - 14часов Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания. Формирование орфографической зоркости, правописание гласных и согласных в корне слова. Игры на применение правил правописания. Перенос слов. Формирование орфографической зоркости, правописание гласных и согласных в корне слова. Игры на применение правил правописания.Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Формирование орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением. Формирование орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щн. Формирование орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ. 3. Тайны слова - 7 часов Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи антонимов. Игры в слова и со словами. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
-
класс (34 часа)
-
Знаешь ли ты свой язык - 10 часов
-
Словесные раскопки - 13 часов
-
Почему мы так говорим - 11 часов
4 класс (34 часа)
- Состав слова - 2 часа
- Такие разные слова - 4 часа
- Главные и второстепенные члены предложения - 2 часа
- Части речи - 26 часов
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
4.Тематическое планирование
1 класс
№
Тема
раздела
Количество
часов
Виды внеурочной деятельности
1 От звука к букве
26 Знакомятся с языком как с предметом изучения, со словом и его составом, узнают звуки и их запись знаками - буквами в книге и на бумаге, осваивают все звуки и буквы русского алфавита.
2 Мой алфавит (работа над проектом)
4 Знакомятся с русским алфавитом. Правильно называют буквы русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
3 Уроки речевого творчества
3 Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
2 класс
№
Тема
раздела
Количество
часов
Виды внеурочной деятельности
1
Фонетика
13 Различать гласные и согласные звуки. Находить в слове ударные и безударные гласные звуки. Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Различать звонкие и глухие звуки, определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Выполнять качественную характеристику звука. Делить слова на слоги. Выполнять качественную характеристику звука в соответствии с нормами современного русского литературного языка Выполнять качественную характеристику звука в соответствии с нормами современного русского литературного языка Производить фонетический разбор слова в соответствии с нормами современного русского литературного языка Производить фонетический разбор слова в соответствии с нормами современного русского литературного языка Различать гласные и согласные звуки. Выполнять качественную характеристику звука. Делить слова на слоги. Составлять сочинения-миниатюры на тему: «Какой я?». Рисовать автопортрет. Игры на отгадывание имен. Готовиться к сочинению-миниатюре «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».
2
Графика
14 Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова. Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова. Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, правописания гласных и согласных в корне слова. Работать с орфографическим словарём. Игры на применение правил правописания Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости в случаях сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости в случаях сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щ Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания сочетания чк-чн, чт, щн Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ Выполнять упражнения для развития орфографической зоркости. Игры на применение правил правописания разделительных Ь и Ъ
3
Тайны слова
7 Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи синонимов. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи синонимов. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значения с помощью толкового словаря. Наблюдать за использованием в речи антонимов. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи антонимов. Демонстрация знаний по русскому языку.
3 класс
№
Тема
раздела
Количество
часов
Виды внеурочной деятельности
1
Знаешь ли ты свой язык
10 Решение разнообразных заданий из различных разделов курса, в том числе заданий, требующих творческого поиска путей решения;
2
Словесные раскопки
13 Организация исследовательской деятельности по истории русского языка; формирование умения ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
3
Почему мы так говорим
11 Развитие умения пользоваться разнообразными словарями; -формирование умения организации личной и коллективной деятельности при работе с книгой.
4 класс
№
Тема
раздела
Количество
часов
Виды внеурочной деятельности
1 Состав слова
2 Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.
2 Такие разные слова
4 Ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
3 Главные и второстепенные члены предложения
2 Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
4
Части речи
26 Классифицировать и обобщить полученные ранее знания о частях речи. Определение частей речи в тексте. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов - имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.Определять грамматические признаки имен существительных: одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Распознавать наречие среди других частей речи. Определять роль наречия и частиц в предложении.
5.Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Дата
Тема
план
факт
1 четверть - 9 часов
От звука к букве - 26 часа
1
02.09
Игровое занятие. Зачем нужна речь?
2
09.09
В мире безмолвия и неведомых звуков.
3
16.09
В страну слов. Первые встречи.
4
23.09
К тайнам волшебных слов.
5
30.09
Чудесные превращения слов.
6
07.10
Поговорим о гласных и согласных звуках.
7
14.10
Путешествие в мир гласных и согласных звуков.
8
21.10
Игровое занятие «Я знаю звуки речи»
9
28.10
Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.
2 четверть - 7 часов
10
11.11
Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).
11
18.11
В гостях у сказки «Про букву Р».
12
25.11
Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
13
02.12
Зачем нам нужен ь?
14
09.12
В гостях у парных согласных З-С, Б-П.
15
16.12
В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.
16
23.12
В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.
3 четверть - 9 часов
17
13.01
Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.
18
20.01
Знаем твердо ча ища пишем только с буквой а.
19
27.01
Знаем твердо чуи щу пишем только с буквой у.
20
03.02
Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных.
21
10.02
Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.
22
17.02
Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»
23
02.03
Отгадываем и сочиняем загадки о буквах.
24
09.03
Встреча с буквой й.
25
16.03
В гостях у шипящих.
4 четверть - 8 часов
26
06.04
Город Буквоград.
Мой алфавит (работа над проектом) - 4 часа
27
13.04
Мой алфавит. Начало работы над проектом.
28
20.04
Мой алфавит. Создание книжки - малышки.
29
27.04
Мой алфавит. Оформление книжки - малышки.
30
04.05
Мой алфавит. Презентация проектов.
Уроки речевого творчества - 3 часа
31
11.05
«Что такое творчество?»
32
18.04
«Я и мое настроение»
33
25.05
Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»
2 класс
№
Дата
Тема
план
факт
1 четверть - 9 часов
Фонетика- 13 часов 1
02.09
Что изучает фонема? 2
09.09
Легко ли быть согласным звуком? 3
16.09
Легко ли быть согласным звуком? 4
23.09
Мягки ли мягкие согласные? 5-6
30.09
07.10
Звук под «маской». 7-8
14.10
21.10
Самый долгий слог. 9
29.10
Буквы в слове переставим - много новых слов составим.
2 четверть - 7 часов 10
11.11
Буквы в слове переставим - много новых слов составим 11
18.11
Ударение и слог 12
25.11
Ударение и слог 13
02.12
Урок-игра: «Все о фонетике» 14
09.12
«Автопортрет» 15
16.12
«Моя дружная семья»
Графика-14 часов 16
23.12
Что такое графика?
3 четверть - 10 часов 17
13.01
Зачем изучать графику? 18
20.01
Писать ли, как слышится, или что такое орфография? 19
27.01
Обиженные гласные. 20
03.02
Орфографический словарь. 21
10.02
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. 22
17.02
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. 23
24.02
Про чк, чн, чт, нч, рщ… 24
02.03
Про чк, чн, чт, нч, рщ… 25
09.03
Ъ и Ь - помощники в словах 26
16.03
Ъ и Ь - помощники в словах
4 четверть - 8 часов
Тайны слова - 7 часов 27
06.04
Корень- родоначальник, или что такое словообразование? 28
13.04
Корень- родоначальник, или что такое словообразование? 29
20.04
К тайнам слова. Синонимы. 30
27.04
К тайнам слова. Синонимы. 31
04.05
К тайнам слова. Антонимы. 32-33
11.05
18.05
Игры в слова и со словами. 34
25.05
Итоговое занятие.
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
3 класс
№
Дата
Тема
план
факт
1 четверть - 9 часов
Знаешь ли ты свой язык - 10 часов
1
08.09
Организационное занятие. Викторина «Умеешь ли ты грамотно говорить и писать?»
2
15.09
Науки о языке
3
22.09
Науки о языке
4
29.09
Сколько языков на Земле?
5
06.10
Можно ли писать без букв?
6
13.10
Буквы: понятные, потерянные, редкие
7
20.10
Буквы: понятные, потерянные, редкие
8
23.10
Загадочный папирус.
9
27.10
Практикум «Интересные буквы и звуки».
2 четверть - 7 часов
10
10.11
Викторина «Интересные буквы и звуки».
Словесные раскопки - 13 часов
11
17.11
Увлекательное вокруг нас (история географических названий).
12
24.11
Бывают ли у слов родственники.
13
01.12
Проект «Родословная слова».
14
08.12
«Тёзки наоборот».
15
15.12
О словах одинаковых, но разных.
16
22.12
О словах одинаковых, но разных.
3 четверть - 10 часов
17
12.01
Устаревшие слова.
18
19.01
Незаменимые советчики - словари.
19
26.01
Незаменимые советчики - словари.
20
02.02
Игра «Поле чудес» на тему «Устаревшие слова»
21
09.02
Проект «Словесные раскопки».
22
16.02
Проект «Словесные раскопки».
23
24.02
Игра «Лексическое лото».
Почему мы так говорим - 11 часов
24
01.03
Почему мы так говорим?
25
07.03
Новые слова.
26
15.03
Практикум «Придумай слово».
4 четверть - 8 часов
27
05.04
Практикум. Решение заданий викторины «Русский медвежонок»
28
12.04
Практикум. Решение заданий викторины «Русский медвежонок»
29
19.04
Проект «Что в имени моём»
30
26.04
КВН «Занимательный русский язык»
31
03.05
Сокровища родного языка.
32
10.09
Сокровища родного языка.
33
17.05
Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч»
34
24.05
Итоговое занятие.
4 класс
№п/п
Дата
Тема
План
Факт
1 четверть - 9 часов
Состав слова - 2 часа
1
02.09
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
2
09.09
Где прячутся ошибки?
Такие разные слова - 4 часа
3
16.09
Как образуются слова?
4
23.09
Слово одно, а значений несколько.
5
30.09
Слова-тёзки. Омонимы.
6
07.10
Синонимы и антонимы.
Главные и второстепенные члены предложения - 2 часа
7
14.10
Почему подлежащее и сказуемое - главные в предложении?
8
21.10
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Части речи - 26 часов
9
28.10
Как морфология порядок навела. (О частях речи).
2 четверть - 7 часов
10
11.11
Имя существительное - часть страны Речь.
11
18.11
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
12
25.11
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
13
02.12
Очень занимательное - имя прилагательное.
14
09.12
Имя прилагательное - часть страны Речь.
15
16.12
Словарное богатство родного языка.
16
23.12
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
3 четверть - 10 часов
17
13.01
Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
18
20.01
Глагол - часть страны Речь.
19
27.01
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
20
03.02
Глагол и его друзья.
21
10.02
Глагол - настоящий богач среди частей речи.
22
17.02
Сила любви. НЕ с глаголами.
23
24.02
Откуда появились глаголы - исключения?
24
02.03
Хорошо ли ты знаешь глагол?
25
09.03
Хорошо ли ты знаешь глагол?
26
16.03
В царстве наречий.
4 четверть - 8 часов
27
06.04
Ссора предлогов совсеми словами.Служебное положение частиц.
28
13.04
Служебное положение частиц.
29
20.04
Хорошо ли ты знаешь части речи?
30
27.04
Слова - родственники.
31
04.05
Слова - родственники.
32
11.05
Проект «Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь»
33
18.05
Проект «Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь»
34
25.05
Презентация проектов.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
-
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.:ВАКО,2009
- Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1995
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. - Ш: Знание,1982
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. - М, 1987
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Компьютер.
- Экран.
- Проектор.
- Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
- Шкафы для наглядных пособий
- Стол учительский с тумбой.