Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа» Черлакского района Омской области.

Учитель: Дядич Валентина Геннадьевна

Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: открытие нового знания Цель:

  1. Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с темой: «Имя прилагательное как часть речи».

Задачи: 1. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

2. Формировать умение классифицировать имена существительные ,глагол ,имя прилагательное ; объединять их в тематические группы, самостоятельно подбирать части речи в каждую группу, формулировать вывод по результатам наблюдений. .
Обучающийся научится: ставить вопросы от существительных к прилагательным, находить прилагательные в тексте, устанавливать связь между прилагательным и существительным. Получит возможность научиться: - подбирать примеры с определённой орфограммой Результат деятельности: Личностные: -развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в учебном процессе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и предвидеть возможности получения конкретного результата при решении учебно-познавательной или практической задачи. -проведение самооценки на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха ,неуспеха в учебной деятельности. Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из учебника; обрабатывать информацию (определение основной и второстепенной информации); анализировать, применять и представлять информацию.

Коммуникативные:

-определять общую цель и пути ее достижения ,принимать участие в работе парами и группами; анализировать работу товарищей и оценивать ее по правилам; формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; задавать вопрос.
Предметные: Формировать умение распознавать, классифицировать имена существительные собственные и нарицательные; объединять их в тематические группы, самостоятельно подбирать имена существительные в каждую группу, писать имена собственные с заглавной буквы, формулировать вывод по результатам наблюдений.

Методы и формы обучения:

Частично - поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа

Оборудование: учебник русского языка, карточки, ноутбук

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать. (Слайд1)

Проверка готовности к уроку

Посмотрите внимательно на слайд и выберите

- 2 имени существительных

- 2 глагола

Вспомните, какие части речи мы уже изучили и на какие вопросы они отвечают?

Какое у вас сегодня настроение?

Настроение ,веселое, грустное, радостное, весеннее, игривое, жизнерадостное, праздничное, превосходное. ( Слайд 2)

На слайде записаны слова, найдите, знакомую часть речи.

Обоснуйте свою точку зрения.

Как вы считаете, какой частью речи можно назвать остальные слова ?

- имя существительное

- глагол

- имя прилагательное

Почему вы так считаете?

Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.

Работа в группах.

Опишите предметы по форме ,размеру, цвету вкусу, чувству и настроению.

Мяч ягода солнышко дети

Вывод:

Как вы считаете, для чего нужны в нашей речи имена прилагательные?

Какой частью речи является группа слов( мяч, ягода, солнышко, дети)?

Какой частью речи является остальные слова?

На какие группы распределим слова?

Как между собой связаны имена существительные и имена прилагательные?

Задайте вопросы от имени существительного к имени прилагательному при помощи вопросов (какой? какая? какое? какие?)

Какой вопрос подходит к первому набору слов?

Какой вопрос подходит ко второму набору слов? Какой вопрос подходит к третьему набору слов?

Какой вопрос подходит к четвертому набору слов?

Вывод: Подберите по одному слову в каждую группу.

Игра «Да», «Нет» · Имя прилагательное - часть речи. · Имя прилагательное обозначает предмет. · Имя прилагательное обозначает признак предмета. · Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? · Имя прилагательное обозначает действие предмета? · Имя прилагательное зависит от имени существительного, с которым оно связано. . Имя прилагательное указывает( форму, размер, цвет, вкус, чувства, настроение) . Можно ли, если точно описать предмет с помощью прилагательных узнать его, даже не видя?

Используя задания, которые выполняли и схему, попробуйте назвать тему урока, сформулировать цель и задачи урока.

Научиться распознавать…….

Ставить вопросы……

Подбирать……

Развивать навыки……

Принимать участие….

Анализировать…..

Оценивать…..

- Посмотрите на экран, перед вами предложения.

Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Светит ласковое солнце.

Летят перелетные птицы.

Выбрать имена прилагательные.

После выполнения задания - поднимаем зеленую сигнальную карточку.

Какой вывод? Имя прилагательное -это…..

Назовите вопросы имени прилагательного…..

Для чего нужны имена прилагательные…..

А где мы можем прочитать правило?

Откройте учебник на стр.86, прочтите правило.

Сначала читают про себя (шепотом), потом вслух.

- Слова для игры:

Травка, солнышко, голубое, день, снег, ласточка, зелёная, , ласковое, солнечный, ранняя, птицы, пушистый, грязный, перелетные.

Работа по учебнику стр.86 упр.148 (работа в парах)

- Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос.

Признаки каких предметов могут обозначать эти слова.

- Запишите(без вопросов), вставляя подходящие по смыслу слова.

- К какой части речи относятся слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Работа в тетради на печатной основе.стр.42 упр.91

Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему « Весна». Запишите. Взаимопроверка -Что понравилось в работе товарища? -Что помогло найти ошибку (неточность)?

Вывод:

Прочитайте высказывание А.Н. Толстого

- Какой по мнению автора русский язык? Прочитайте эти слова.

- С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского

языка?

- Спишите.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова?

- Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией.

Домашнее задание на выбор.

Рефлексия.

-Давайте определим с какими задачами, поставленными в начале урока, справились?

Научились

П - 1. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи.

2.Ставить вопросы от существительных к прилагательным

3.Подбирать части речи в каждую группу

Л.- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

К.- 1.Определять общую цель и пути ее достижения.

2.Принимать участие в работе парами и группами.

3. Анализировать работу товарищей и оценивать ее по правилам.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности.

- Анализ своих успехов

1.На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. "Я научился…";

4. "Мне нужна помощь.…";

5. " Я ничего не понял…"

- Как я работал?

отлично/ хорошо/ удовлетворительно/ неудовлетворительно

- Анализ работы группы.

отлично/ хорошо/ удовлетворительно/ неудовлетворительно

- Анализ работы пары. отлично/ хорошо/ удовлетворительно/ неудовлетворительно

- Каким было общение на уроке?

занимательным / познавательным / интересным / игровым / скучным.

-Имя существительное

(кто? или что?)

-глагол

(что делать? что сделать?)

смайликами показывают оценку настроению

слово настроение - является именем существительным, потому что отвечает на вопрос - что?

Мнения ребят

Мяч - круглый, большой красный

Ягода- красная, вкусная, сладкая

Солнышко- ласковое, яркое, теплое, весеннее

Дети - веселые, радостные, счастливые, довольные, маленькие

(Слайд 3)

Имена прилагательные делают нашу речь более красочной, выразительной, обогащают наш язык.

Имена существительные

имена прилагательные

2 группы(имена существительные, имена прилагательные)

Имена существительные связаны с именами прилагательными при помощи вопросов.

какой ?

какая?

какое?

какие?

Часть речи признак предмета какой? какая? какое? какие? ,зависит от имени существительного.

(да)

(нет)

(да)

(да)

(нет)

(да)

(да)

(да)

Формулировка темы и целей урока обучающимися:

П - 1. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи.

2.Ставить вопросы от существительных к прилагательным

3.Подбирать части речи в каждую группу

Л.- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

К- 1. Принимать участие в работе парами и группами

2. Анализировать работу товарищей

3. Оценивать ее по правилам.

4 человека по очереди выписывают, эксперт координирует работу и зачитывает выписанные слова.

Вывод: имя прилагательное-это признак предмета,

отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

В учебнике

«Приседайте», если я называю имя существительное,

«Хлопайте», если имя прилагательное

Легкий, белый, пушистый (снег)

Спелая, сладкая, душистая (земляника)

Весеннее, яркое, лучистое, теплое (солнце)

Добрые, вежливые, правдивые (дети)

иллюстрации

самостоятельная работа

Небо(какое?)голубое, облака(какие?)кучевые, солнце(какое?) яркое, ветер(какой?)легкий, погода (какая?)теплая

Яркий, меткий, певучий, задушевный

Автор сравнивает русский язык с радугой, стрелами, песней.

Выделенные слова отвечают на вопрос какой?

Они являются именами прилагательными.

Вывод:

Часть речи, признак предмета, какой? какая? какое? какие? ,зависит от имени существительного.

Смайликами показывают настроение





© 2010-2022