- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии для 1 класса Школа 21 века
Рабочая программа по технологии для 1 класса Школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бельских А.Г. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ
«ТЕХНОЛОГИЯ. СТУПЕНЬКИ К МАСТЕРСТВУ. 1 КЛАСС»
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»)
Программа составлена на основе авторской:
Е. А. Лутцева «Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс»
Структура документа Рабочая программа включает: краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы,общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»; основное содержание - содержится в опубликованной авторской программе; планируемые результаты обучения - содержатся в опубликованной авторской программе; учебно-методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам
Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по технологии за курс 1класса.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа «Технология» разработана:
• в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
• в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
• на основе авторской программы «Технология», автор Е.А. Лутцева, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями образовательной модели «Начальная школа XXI века»;
• в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся Основные задачи курса в первом классе:
Обоснование выбора программы: Программа «Технология» под редакцией Е.А. Лутцевой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, многообразие затрагиваемых тем программы стимулирует возникновение познавательного интереса у детей во многих областях науки. Практико-ориентированная направленность содержания предмета обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других предметов. Тем самым, продуктивная деятельность учащихся создает уникальную основу для самореализации личности гимназистов и социальной адаптации детей, приехавших на новое место
Общая характеристика учебного предмета Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста
Цели обучения Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде; • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов; • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами; • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Описание ценностных ориентиров содержания образования. Личностные ценности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7» В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета технология в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
• объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
• уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
• понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
• учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
• учиться планировать практическую деятельность на уроке;
• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
• учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
• работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные универсальные учебные действия:
• наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
• учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
• находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
• при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Основные содержательные линии программы
- Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
- Из истории технологии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся: 1. Технология: Ступеньки к мастерству. 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. 2. Технология: учимся мастерству. 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012.
Для учителя:
1. Технология. 1-4 кл. Программа (+СР-диск) / Лутцева Е.А. - М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Органайзер для учителя, сценарии уроков. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 кл.: методическое пособие / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. Материально-техническое обеспечение. 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»
С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУД
(программа Е.А. Лутцева «Технология»)
1 «Г» класс (2015-2016 уч.год) 33 часа
№ п/п
Тема
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)
1.
Рукотворный мир как результат труда человека
С помощью учителя:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;
- наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
- сравнивать, делать простейшие обобщения;
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;
- организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения
01.09.-04.09
2.
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
07.09.-11.09
3.
Природа в художествен-но-практической деятельности человека
14.09.-18.09
4.
Природа в художественно-практической деятельности человека
Лепка избушки
21.09.-25.09.
5.
Природа и техническая среда
28.09.-02.10.
6.
Дом и семья.
Самообслуживание
05.10.-09.10
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)
7.
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
С помощью учителя:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами;
- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
12.10.-16.10
8.
Как устроены различные изделия? Изделия и его детали
19.10.-23.10.
9.
Инструменты и приспособления для обработки материалов
26.10.-30.10.
10.
Одинаков ли порядок изготовления изделий из различных материалов?
09.11.-13.11.
11.
Общее представление о технологическом процессе
16.11.-20.11
12.
Этапы изготовления изделий из разных материалов
23.11.-27.11.
13.
Технологические операции ручной обработки материалов.
Как соединить детали?
30.11.-04.12.
14.
Новогодние сюрпризы из бумаги
07.12.-11.12.
15.
Новогодние сюрпризы из бумаги
14.12.-18.12.
16.
Технология изготовления панно в технике плоской аппликации
21.12.-25.12
17.
Зачем человеку нужны помощники
11.01.-15.01
18.
Познакомимся с ножницами. Почему они такие разные?
18.01.-22.01
19.
Фантазии из бумаги.
25.01.-29.01.
20. 21
Графические изображения в технике и технологии .
01.02.-05.02. 15.02.19.02
22.
Из ниточек и верёвочек.
22.02.-26.02..
23
Путь-дорожка.
29.02.-04.03
Конструирование и моделирование (10 ч)
24.
Изделие и его конструкция.
Размечаем круги
07.03.-11.03
25.
Элементарные представления о конструкции.
Размечаем прямоугольники
14.03.-18.03
26.
Элементарные представления о конструкции.
Размечаем треугольники
04.04.-08.04
27.
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций
11.04.-15.04
28.
Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки
18.04.-22.04.
29.
Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок
25.04.-29.04.
30.
Виды швов.
Прямая строчка и её дочки
02.05.-06.05.
31.
Ремонт книг
10.05.-13.05..
32.
Резерв
16.05.-20.05.
33.
Резерв
23.05.-25.05
Рассмотрено на заседании кафедры
_______________________________
Протокол № 1
от « 26 » августа 2015 года
Руководитель кафедры
___________/И.В.Наливкина/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева /
« 28» августа 2015 года
10