Рабочая программа по технологии для 1 класса Школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ

«ТЕХНОЛОГИЯ. СТУПЕНЬКИ К МАСТЕРСТВУ. 1 КЛАСС»

(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»)


Программа составлена на основе авторской:

Е. А. Лутцева «Технология. Ступеньки к мастерству. 1 класс»

Структура документа Рабочая программа включает: краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы,общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»; основное содержание - содержится в опубликованной авторской программе; планируемые результаты обучения - содержатся в опубликованной авторской программе; учебно-методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности (УУД) по тематическим разделам


Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по технологии за курс 1класса.




Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа «Технология» разработана:

• в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

• в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

• на основе авторской программы «Технология», автор Е.А. Лутцева, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями образовательной модели «Начальная школа XXI века»;

• в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся Основные задачи курса в первом классе:


Обоснование выбора программы: Программа «Технология» под редакцией Е.А. Лутцевой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Цели программы близки идеям развития гармоничной личности в гимназии, многообразие затрагиваемых тем программы стимулирует возникновение познавательного интереса у детей во многих областях науки. Практико-ориентированная направленность содержания предмета обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других предметов. Тем самым, продуктивная деятельность учащихся создает уникальную основу для самореализации личности гимназистов и социальной адаптации детей, приехавших на новое место
Общая характеристика учебного предмета Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста
Цели обучения Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде; • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов; • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами; • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Описание ценностных ориентиров содержания образования. Личностные ценности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7» В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета технология в 1 классе отводится 33 часа, из расчета 1 час в неделю.


Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.

3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.


Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

• объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;

• уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;

• понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

• определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;

• учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

• учиться планировать практическую деятельность на уроке;

• под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

• учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

• работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).

Познавательные универсальные учебные действия:

• наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

• сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

• учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;

• находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

• при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

• самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.



Основные содержательные линии программы

  • Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
  • Из истории технологии.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся: 1. Технология: Ступеньки к мастерству. 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. 2. Технология: учимся мастерству. 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012.
Для учителя:
1. Технология. 1-4 кл. Программа (+СР-диск) / Лутцева Е.А. - М.: Вентана-Граф, 2012. 2. Органайзер для учителя, сценарии уроков. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 кл.: методическое пособие / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. Материально-техническое обеспечение. 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»

С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУД

(программа Е.А. Лутцева «Технология»)


1 «Г» класс (2015-2016 уч.год) 33 часа

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)

1.

Рукотворный мир как результат труда человека

С помощью учителя:

- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;

- наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;

- сравнивать, делать простейшие обобщения;

- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

- планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

- оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения






01.09.-04.09



2.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

07.09.-11.09



3.

Природа в художествен-но-практической деятельности человека

14.09.-18.09



4.

Природа в художественно-практической деятельности человека

Лепка избушки

21.09.-25.09.



5.

Природа и техническая среда

28.09.-02.10.



6.

Дом и семья.

Самообслуживание

05.10.-09.10



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)

7.

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

С помощью учителя:

- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами;

- анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);

- воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;

12.10.-16.10



8.

Как устроены различные изделия? Изделия и его детали

19.10.-23.10.



9.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

26.10.-30.10.



10.

Одинаков ли порядок изготовления изделий из различных материалов?

09.11.-13.11.



11.

Общее представление о технологическом процессе

16.11.-20.11



12.

Этапы изготовления изделий из разных материалов

23.11.-27.11.

13.

Технологические операции ручной обработки материалов.

Как соединить детали?

30.11.-04.12.



14.

Новогодние сюрпризы из бумаги

07.12.-11.12.



15.

Новогодние сюрпризы из бумаги

14.12.-18.12.



16.

Технология изготовления панно в технике плоской аппликации

21.12.-25.12



17.

Зачем человеку нужны помощники

11.01.-15.01



18.

Познакомимся с ножницами. Почему они такие разные?

18.01.-22.01



19.

Фантазии из бумаги.

25.01.-29.01.



20. 21

Графические изображения в технике и технологии .

01.02.-05.02. 15.02.19.02



22.

Из ниточек и верёвочек.

22.02.-26.02..

23

Путь-дорожка.

29.02.-04.03

Конструирование и моделирование (10 ч)

24.

Изделие и его конструкция.

Размечаем круги


07.03.-11.03

25.

Элементарные представления о конструкции.

Размечаем прямоугольники


14.03.-18.03

26.

Элементарные представления о конструкции.

Размечаем треугольники


04.04.-08.04

27.

Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций


11.04.-15.04

28.

Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки


18.04.-22.04.

29.

Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок


25.04.-29.04.

30.

Виды швов.

Прямая строчка и её дочки


02.05.-06.05.

31.

Ремонт книг


10.05.-13.05..

32.

Резерв


16.05.-20.05.

33.

Резерв


23.05.-25.05


Рассмотрено на заседании кафедры

_______________________________

Протокол № 1

от « 26 » августа 2015 года

Руководитель кафедры

___________/И.В.Наливкина/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ О.М.Пискурева /

« 28» августа 2015 года



































10


© 2010-2022