- Преподавателю
- Начальные классы
- Наши помощники - органы чувств. Окружающий мир. 1 класс
Наши помощники - органы чувств. Окружающий мир. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гридинарь Н.Н. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира в 1 «А» классе.
Образовательная система «Школа 2100».
Учитель начальных классов: Гридинарь Надежда Николаевна Тема: Наши помощники - органы чувств. Тип урока: изучение нового материала.
Цель - показать роль и специфику разных органов чувств.
Задачи:
- показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
- прививать бережное отношение к своему организму, к природе;
- учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе). Оборудование: а)картины с изображением времени года - осень; б) для работы в группах - коробочки с предметами: 1) фрукты и овощи; 2) кофе, апельсин, лук, чеснок; 3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски; 4) горох, гречка, манная крупа, рис; 5) свисток, детский барабан, погремушка, бубен. в) презентация «Органы чувств»; г) бланки ответов; д) условные знаки (ухо, глаз, нос, рука, язык); е) условное лицо человека (без глаз, носа, рта) для каждого учащегося; ж) опорные слова по теме.
Ход урока
-
Организационный момент
- Посмотрите на картины, что на них нарисовано?(Природа осенью)
Учитель показывает ряд картин- осенних пейзажев.
- Как вы догадались, что нарисовано на картинах? (По набору предметов, по признакам)
- Как вы смогли распознать, что нарисовано на картинках? (Увидели при помощи глаз.)
- А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.)
- Что вы слышите, включая магнитофон? (Звуки, музыку)
- Что вы чувствуете, когда на улице мороз? (Холодно)
- Что вы чувствуете, когда едите конфеты? (Сладкий вкус)
- Что вы чувствуете, когда приходите в столовую? (Запахи)
- Как называются эти помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира? (Органы чувств)
- Какая будет тема урока? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?
Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока. Используем символы: «ухо», «глаз», «рот», «рука», «нос». Эти символы могут в дальнейшем использоваться на других уроках как задание «Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д.
- Мы составили план урока, будем его выполнять. Возможно, последовательность не будет совпадать с детским планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие вопросы уже получен ответ.
- Ребята, наш кабинет - это научная лаборатория, а мы с вами - исследователи, в каждой группе исследователей есть лаборант - помощник учителя, он отвечает за работу в группе.
-Повторим правила работы в группе: (опрос)
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
3. Совместное открытие новых знаний.
Фронтальная работа.
- Давайте откроем учебник на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите?
- Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена.
- Что мы делаем с помощью глаз?
- Что мы делаем с помощью ушей?
- Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?
- Что можно узнать о предметах с помощью рук?
- Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир.
-Как все они называются? (Органы чувств)
- Прочитайте тему урока.
- Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать признаки предметов.)
Работа в группах.
Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Учитель даёт капитану каждой группы коробочку, бланк ответов и объясняет задание. В коробочках- предметы, необходимые для выполнения задания.
Задания:
I группе - с закрытыми глазами определить фрукты и овощи.
Капитану выдаётся коробочка с фруктами и овощами. Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт овощи и фрукты, ученики должны по вкусу определить, что это.
II группе - с закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук, чеснок.
Капитану выдаётся коробочка скофе, апельсином, луком, чесноком.
Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт предметы, ученики должны по запаху определить, что это.
III группе - на первом альбомном листе смешать красную и жёлтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать жёлтую и синюю краски. Что получится?
IV группе - с закрытыми глазами определить, где находятся горох, гречка, манная крупа, рис.
Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт горох, гречку, рис, манную крупу. Ученики должны с помощью рук определить, что это.
V группе - с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Капитану выдаётся коробочка со свистком, детским барабаном, бубном, погремушкой.Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан издаёт звуки, ученики должны с помощью слуха определить, что это.
5. Анализ работы в группах
Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы - органы чувств, которые помогли выполнить задание.
I группа. Ученики: «Мы смешали красную и жёлтую краски - получилась оранжевая. Когда мы смешали жёлтую и синюю, у нас получилась зеленая. Определять цвет нам помогают глаза».
- Какой можно сделать вывод? (Глазами мы различаем цвета.)
- Глаза - это орган зрения. (Слайд 2)
- Какие ещё признаки помогают различать глаза?
Учитель демонстрирует коробки разной формы: круглые, квадратные, овальные (Глазами мы различаем форму предметов.)
Учитель демонстрирует заводную игрушку. (С помощью глаз мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.)
- Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину.Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.)
- Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь! Как беречь глаза? Прочитаем советы Доктора Пилюлькина. (Слайд 3)
Физминутка для глаз. Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.
II группа. Ученики: «Мы определили, где находится свисток , бубен , барабан, погремушка. Нам помогли выполнить задание уши».
- Как помогают нам уши? (Уши - это орган слуха.) (Слайд 4)
Вспомним, картины природы, которые рассматривали в начале урока. Закройте глаза, представьте, что вы оказались в осеннем лесу, Вокруг много деревьев, под ногами шуршат листья, раздаются разные звуки. Включить музыку - звуки природы, голоса птиц.
- Откройте глаза.
- Что вы услышали? Все ли птицы остаются у нас на зиму? Каких перелетных птиц вы знаете? Почему они улетают в тёплые края?
- Каких оседлых птиц знаете? Как им живется зимой в наших суровых краях? Чем мы можем им помочь?
- Какой орган вам помог услышать звуки природы? Как сберечь хороший слух? Прочитаем советы Доктора. (Слайд 5)
III группа. Ученики: «Мы определили, где находятся дольки апельсина, яблока, помидора, огурца, с помощью языка».
- Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) На доске: Язык - орган вкуса. (Слайд 6)
IV группа. Ученики: «Мы определили, где находятся лук, чеснок, кофе, апельсин с помощью носа».
- Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.)
Нос - орган обоняния. (Слайды 7,8)
- Как сохранить обоняние? Прочитаем советы Доктора Пилюлькина. (Слайд 9)
V группа. Ученики: «Мы определили, где находятся горох, гречка, рис, манная крупа, с помощью кожи рук».
- Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность.) Кожа - орган осязания. (Слайд 10)
- Очень важно ухаживать за кожей. Обратимся снова к доктору Пилюлькину. (Слайд 11)
- Какой вывод можно сделать? Какие органы являются нашими помощниками? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка.
Дети читают по одному предложению и комментируют.
- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?
Физминутка. Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя - запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей - правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.
4. Применение нового знания.
1. Работа по учебнику.
- Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.
Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.
- Назовите предметы. По каким признакам вы узнаете их в жизни?
Какие органы чувств работают?
Роза - глаза, нос , кожа.
Яблоко - глаза, рот, кожа, уши.
Моб. Телефон - уши, глаза, кожа.
- Чем полезен моб.телефон? Может ли он нанести вред органам чувств?
2.Работа в рабочей тетради.
- Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках?
- Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Прочитаем задание.
- Выполните задание. У кого возникли сомнения, посовещайтесь в группе.
- Проверка.
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок? сам? Кому потребовалась помощь одноклассников? Молодцы! Сейчас мы учились оценивать свою работу.
5. Итог урока.
- Наши научные исследования подошли к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Разгадаем кроссворд. (Слайд 12)
- Почему органы чувств - наши помощники?
- На листочках дорисуйте лицо человека и покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
- У кого получился довольный человечек? Я очень рада. Спасибо вам за работу, внимание и старание.