Наши помощники - органы чувств. Окружающий мир. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 «А» классе.

Образовательная система «Школа 2100».

Учитель начальных классов: Гридинарь Надежда Николаевна Тема: Наши помощники - органы чувств. Тип урока: изучение нового материала.

Цель - показать роль и специфику разных органов чувств.

Задачи:

- показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

- прививать бережное отношение к своему организму, к природе;

- учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе). Оборудование: а)картины с изображением времени года - осень; б) для работы в группах - коробочки с предметами: 1) фрукты и овощи; 2) кофе, апельсин, лук, чеснок; 3) альбомные листы, кисточки, красная, жёлтая и синяя краски; 4) горох, гречка, манная крупа, рис; 5) свисток, детский барабан, погремушка, бубен. в) презентация «Органы чувств»; г) бланки ответов; д) условные знаки (ухо, глаз, нос, рука, язык); е) условное лицо человека (без глаз, носа, рта) для каждого учащегося; ж) опорные слова по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент

- У нас сегодня много гостей, посмотрите на них, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу удачи и примемся за работу. 2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. - Ребята, посмотрите на обложку, как называется наш учебник? («Я и мир вокруг».) - Что даёт нам возможность познавать окружающий мир?

- Посмотрите на картины, что на них нарисовано?(Природа осенью)

Учитель показывает ряд картин- осенних пейзажев.

- Как вы догадались, что нарисовано на картинах? (По набору предметов, по признакам)

- Как вы смогли распознать, что нарисовано на картинках? (Увидели при помощи глаз.)

- А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.)

- Что вы слышите, включая магнитофон? (Звуки, музыку)

- Что вы чувствуете, когда на улице мороз? (Холодно)

- Что вы чувствуете, когда едите конфеты? (Сладкий вкус)

- Что вы чувствуете, когда приходите в столовую? (Запахи)

- Как называются эти помощники, которые помогают нам чувствовать и узнавать предметы окружающего мира? (Органы чувств)

- Какая будет тема урока? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

Учитель фиксирует вопросы, которые, по сути, становятся планом урока. Используем символы: «ухо», «глаз», «рот», «рука», «нос». Эти символы могут в дальнейшем использоваться на других уроках как задание «Послушайте …», «Рассмотрите …» и т.д.

- Мы составили план урока, будем его выполнять. Возможно, последовательность не будет совпадать с детским планом. По ходу урока учитель фиксирует внимание, на какие вопросы уже получен ответ.

- Ребята, наш кабинет - это научная лаборатория, а мы с вами - исследователи, в каждой группе исследователей есть лаборант - помощник учителя, он отвечает за работу в группе.

-Повторим правила работы в группе: (опрос)

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен - объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

3. Совместное открытие новых знаний.

Фронтальная работа.

- Давайте откроем учебник на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите?

- Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена.

- Что мы делаем с помощью глаз?

- Что мы делаем с помощью ушей?

- Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?

- Что можно узнать о предметах с помощью рук?

- Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир.

-Как все они называются? (Органы чувств)

- Прочитайте тему урока.

- Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать признаки предметов.)

Работа в группах.

Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Учитель даёт капитану каждой группы коробочку, бланк ответов и объясняет задание. В коробочках- предметы, необходимые для выполнения задания.

Задания:

I группе - с закрытыми глазами определить фрукты и овощи.

Капитану выдаётся коробочка с фруктами и овощами. Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт овощи и фрукты, ученики должны по вкусу определить, что это.

II группе - с закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук, чеснок.

Капитану выдаётся коробочка скофе, апельсином, луком, чесноком.

Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт предметы, ученики должны по запаху определить, что это.

III группе - на первом альбомном листе смешать красную и жёлтую краски. Что получится? На втором альбомном листе смешать жёлтую и синюю краски. Что получится?

IV группе - с закрытыми глазами определить, где находятся горох, гречка, манная крупа, рис.

Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан раздаёт горох, гречку, рис, манную крупу. Ученики должны с помощью рук определить, что это.

V группе - с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Капитану выдаётся коробочка со свистком, детским барабаном, бубном, погремушкой.Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан издаёт звуки, ученики должны с помощью слуха определить, что это.

5. Анализ работы в группах

Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы - органы чувств, которые помогли выполнить задание.

I группа. Ученики: «Мы смешали красную и жёлтую краски - получилась оранжевая. Когда мы смешали жёлтую и синюю, у нас получилась зеленая. Определять цвет нам помогают глаза».

- Какой можно сделать вывод? (Глазами мы различаем цвета.)

- Глаза - это орган зрения. (Слайд 2)

- Какие ещё признаки помогают различать глаза?

Учитель демонстрирует коробки разной формы: круглые, квадратные, овальные (Глазами мы различаем форму предметов.)

Учитель демонстрирует заводную игрушку. (С помощью глаз мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.)

- Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину.Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.)

- Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь! Как беречь глаза? Прочитаем советы Доктора Пилюлькина. (Слайд 3)

Физминутка для глаз. Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15.
Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.
Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.

II группа. Ученики: «Мы определили, где находится свисток , бубен , барабан, погремушка. Нам помогли выполнить задание уши».

- Как помогают нам уши? (Уши - это орган слуха.) (Слайд 4)

Вспомним, картины природы, которые рассматривали в начале урока. Закройте глаза, представьте, что вы оказались в осеннем лесу, Вокруг много деревьев, под ногами шуршат листья, раздаются разные звуки. Включить музыку - звуки природы, голоса птиц.

- Откройте глаза.

- Что вы услышали? Все ли птицы остаются у нас на зиму? Каких перелетных птиц вы знаете? Почему они улетают в тёплые края?

- Каких оседлых птиц знаете? Как им живется зимой в наших суровых краях? Чем мы можем им помочь?

- Какой орган вам помог услышать звуки природы? Как сберечь хороший слух? Прочитаем советы Доктора. (Слайд 5)

III группа. Ученики: «Мы определили, где находятся дольки апельсина, яблока, помидора, огурца, с помощью языка».

- Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) На доске: Язык - орган вкуса. (Слайд 6)

IV группа. Ученики: «Мы определили, где находятся лук, чеснок, кофе, апельсин с помощью носа».

- Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.)

Нос - орган обоняния. (Слайды 7,8)

- Как сохранить обоняние? Прочитаем советы Доктора Пилюлькина. (Слайд 9)

V группа. Ученики: «Мы определили, где находятся горох, гречка, рис, манная крупа, с помощью кожи рук».

- Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность.) Кожа - орган осязания. (Слайд 10)

- Очень важно ухаживать за кожей. Обратимся снова к доктору Пилюлькину. (Слайд 11)

- Какой вывод можно сделать? Какие органы являются нашими помощниками? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка.

Дети читают по одному предложению и комментируют.

- Совпал ли наш вывод с выводом учебника?

Физминутка. Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя - запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей - правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.

4. Применение нового знания.

1. Работа по учебнику.

- Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.

Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

- Назовите предметы. По каким признакам вы узнаете их в жизни?

Какие органы чувств работают?

Роза - глаза, нос , кожа.

Яблоко - глаза, рот, кожа, уши.

Моб. Телефон - уши, глаза, кожа.

- Чем полезен моб.телефон? Может ли он нанести вред органам чувств?

2.Работа в рабочей тетради.

- Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках?

- Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Прочитаем задание.

- Выполните задание. У кого возникли сомнения, посовещайтесь в группе.

- Проверка.

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок? сам? Кому потребовалась помощь одноклассников? Молодцы! Сейчас мы учились оценивать свою работу.

5. Итог урока.

- Наши научные исследования подошли к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Разгадаем кроссворд. (Слайд 12)

- Почему органы чувств - наши помощники?

- На листочках дорисуйте лицо человека и покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

- У кого получился довольный человечек? Я очень рада. Спасибо вам за работу, внимание и старание.


© 2010-2022