Рабочая программа по технологии с модулем информатика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯРабочая программа по технологии с модулем информатика

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»

МБОУ СОШ №27 г.Шахты


346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]


Утверждаю:

пр. №___от «____»____ 2015 г.


Директор МБОУ СОШ № 27

__________________________

Гарковец Т.Г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


технологии

по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

начальное общее (3-в класс)Уровень общего образования (класс)

_______________________________________________________________

34(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____________

Учитель________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой;М.:Вентана-Граф,2014 и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология»; М.:Вентана-Граф, 2015

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)



г.Шахты

2015



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы. Рабочая программа по технологии реализуется на основе следующих документов:

  1. закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf);

  2. федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  3. областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  4. примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  5. постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
  6. приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
  7. приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  8. основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты;
  9. программа формирования УУД;
  10. учебный план ОО на 2015-2016 учебный год;
  11. авторская издательская программа Е.А.Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2015).
  12. При реализации рабочей программы используется учебник для учащихся образовательных организаций: в 1 ч. Под ред. Е.А.Лутцевой- 2-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2011 ,входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях.
    1. Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико- технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико- технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения, как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле это представления не только о результатах научно- технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент - это практическое овладение обучающимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем. Цель: ознакомить обучающихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: - развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); - формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии; - формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. - использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; - воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений. Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка являются основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.). Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова). Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика. Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами. Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций. На уроках технологии, в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка, развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Программа представлена четырьмя разделами: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. 2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 3. Конструирование и моделирование. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико- технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда. Ценностные ориентиры содержания курса: Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
    1. Место предмета в базисном учебном плане.

В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты на 2015-2016 учебный год учебный предмет «Технология» реализуется в количестве одного урока в неделю, 34 часа в год. В качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности изучается учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».
  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы (34 ч)
  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч).
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем). Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
  1. Технология ручной обработки материалов (10 ч).
Элементы графической грамоты. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов). Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
  1. Конструирование и моделирование (5 ч).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч).
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер- классы), сеть Интернет, видео, DVD)







Практическая часть выполнения программы.

Перечень работ

Дата

план

факт

Самостоятельная работа (тестирование) «Человек в мире техники. Информационные технологии». 10.10.2015
Самостоятельная работа (тестирование) «Свойства объекта» 27.02.2016
Самостоятельная работа (тестирование) «Какая бывает информация.» 09.04.2016
Самостоятельная работа (тестирование) «Текст. Редакторы» 14.05.2016

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты изучения курса «Технология» У третьеклассника продолжат формироваться умения:
  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,
результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса «Технология». Регулятивные универсальные учебные действия. У третьеклассника продолжат формироваться умения:
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (РИСУНКИ, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные и универсальные учебные действия. У третьеклассника продолжат формироваться умения:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия У третьеклассника продолжат формироваться умения:
  • слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Третьеклассники будут иметь представление:
  • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном),
  • о качествах человека-созидателя;
  • о производительности труда (не вводя термин);
  • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
  • о способах получения искусственных и синтетических материалов;
  • о передаче вращательного движения;
  • о принципе работы парового двигателя;
  • о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Третьеклассники узнают:
  • сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);
  • простейшие способы достижения прочности конструкций;
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;
  • назначение технологических машин;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
  • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;
  • правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Третьеклассники научатся:
  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
  • соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов - к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • осуществлять перевалку и пересадку растений;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых
отпрысков и делением куста;
  • обирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
  • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями Самостоятельно: анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы; обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности; выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя: формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.
    1. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.


Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» в четвертом классе носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  1. полнота и правильность ответа,
  2. соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
  3. аккуратность сборки деталей,
  4. общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение,
  5. внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на:
  1. умение принять поставленную задачу,
  2. умение искать и отбирать необходимую информацию,
  3. умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско- технологических проблем,
  4. умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
  5. умение оформлять сообщение,
  6. активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
  7. умение выполнять свою роль в группе,
  8. умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
  9. умение защищать проект.
Текущие достижения школьников фиксируются в таблице «Результаты учебно-познавательной деятельности обучающихся». Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности и т.п. Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце четвертого класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности. Важно, чтобы совокупность работ четвероклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть фото- и видеоизображения продуктов практической, проектной и исследовательской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии, видеофильмы, презентации и т.п. При достижении четвероклассниками устойчивого высокого уровня делается отметка в сводной карте личностного развития учащихся. Если достижения ребёнка долгое время остаются в графе низких показателей, учителю следует выяснить причины его затруднений. В конце каждой темы проводится самостоятельная работа. Если кто-то из обучающихся не знает правильного ответа, то можно предложить им найти ответы в учебнике. В дальнейшем, через несколько уроков, необходимо дать этим ученикам ещё одну попытку выполнить задания. Как только школьник правильно выполнит эту работу, результат нужно зафиксировать в учётных записях. Критерии оценивания в баллах Качество выполнения изделий:
  1. - низкий уровень;
  2. - средний уровень (с недостатками);
  3. - высокий уровень.
Творческие способности:
  1. - репродуктивный уровень (не может работать без посторонней помощи);
  2. - частично-продуктивный уровень (делает открытие и выполняет работу с посторонней помощью);
  3. - продуктивный уровень (самостоятельно открывает новые и использует известные знания в незнакомых ситуациях).
Личностные качества: умение работать с информацией; коммуникабельность; проектная деятельность:
  1. - низкий уровень;
  2. - средний уровень;
  3. - высокий уровень.
Годовым показателем развития являются результаты к концу четвертой четверти (не суммарные). Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда. Оценка устных ответов Оценка «5» -полностью усвоил учебный материал; -умеет изложить его своими словами; -самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» -в основном усвоил учебный материал; -допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; -подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» -не усвоил существенную часть учебного материала; -допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; -затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; -слабо отвечает на дополнительные вопросы. Оценка «2» -почти не усвоил учебный материал; -не может изложить его своими словами; -не может подтвердить ответ конкретными примерами; -не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Оценка выполнения практических работ Оценка «5» -тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; -правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; -изделие изготовлено с учетом установленных требований; -полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «4» -допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -в основном правильно выполняются приемы труда; -работа выполнялась самостоятельно; -норма времени выполнена или не выполнена 10-15 %; -изделие изготовлено с незначительными отклонениями; -полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «3» -имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -отдельные приемы труда выполнялись неправильно; -самостоятельность в работе была низкой; -норма времени не выполнена на 15-20 %; -изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; -не полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «2» -имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; -неправильно выполнялись многие приемы труда; -самостоятельность в работе почти отсутствовала; -норма времени не выполнена на 20-30 %; -изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; -не соблюдались многие правила техники безопасности.





  1. КАлендарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий)

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Ресурсы

уроков

По плану

Факт

1 четверть 9ч

Человек - строитель, созидатель, творец.

9 ч

viki.rdf.ru 1

05. 09


Вводный инструктаж по ТБ. Зеркало времени. Изготовление модели одежды (костюма) одной из временных эпох.

Постройки Древней Руси. Изготовление макета крепости. (Коллективный проект здания, защита проекта)

1

Называют правила безопасной работы с канцелярским ножом; ножницами, клеем.

Выполняют практическую работу с опорой на инструкционную карту.

Различают особенности построек Древней Руси.

Выполняют под руководством учителя коллективно тематические проекты.

Текущий

Практическая работа

Учебник с.40-59

Знакомство с информатикой


2

12.09


Человек и информация

Источники и приёмники информации

1 Называют источники информации и её виды . Выполнять учебные действия в разных формах. Принимать участие в коллективном обсуждении. Способность к самооценке.

Текущий.

Работа в рабочей тетради

Учебник с.5-14

3

19.09


Плоские и объёмные фигуры. Изготовление макетов предметов мебели.

Изготовление развёртки для объёмных фигур. (Индивидуальный проект «Моя комната», защита проекта.)

1

Подбирают и обосновывают наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; соблюдают последовательность выполнения разметки развёрток и выполняют её с помощью контрольно-измерительных инструментов. Вести небольшой познавательный диалог по теме урока, анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

текущий

Практическая работа

Учебник с.59-68

4

26.09


Искусственные естест-венные источники информации.

Носители информации.

1

Различают искусственные и естественные источники информации и приводят примеры.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.15-23

5

03.10


Изобретение русской избы.

(Коллективный проект терема, светлицы, горницы (по замыслу).)

Доброе мастерство.

Изготовление макета народной игрушки и её роспись в стиле народных промыслов

1

Под руководством учителя коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и их реализовывают, вносят коррективы в полученные результаты.

текущий

Учебник с.130

6

10.10


Что мы знаем о компьютере. Новые слова и термины.

1

Называют части компьютера и действия. Которые они выполняют. Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов, изделий). Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

С.Р.

«Человек в мире техники. Информационные технологии».

Учебник с.24-32

7

17.10


Разные времена - разная одежда. Русский национальный костюм. Создание модели русского национального костюма (рисунок, коллаж, фоторабота (по выбору).)

Какие бывают ткани.

Исследование свойств искусственных и синтетических тканей.

1

Под руководством учителя коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и их реализовывают, вносят коррективы в полученные результаты.

текущий

Учебник с. 73-84


Действия с информацией


8

24.10


Немного истории о действиях с информацией.

Сбор информации

1

Придумывают историю о том, как человек собирает информацию. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; смысловое чтение. Анализ описательных примеров. Установление причинно-следственных связей. Поиск и выделение необходимой информации. Способность к волевому усилию.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.34-43

9

31.10


Застёжки и отделка одежды. Изготовление салфетки с вышивкой. Проверь себя.

От замысла - к результату: семь технологических задач.

Проект: «Усовершенствование известных изделий». Проверь себя.

1

Различать косую строчку, её варианты, назначение.

Оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами.

Выполняет предлагаемые задания в группе, паре; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

текущий

Учебник с.85-98




2 четверть

10

14.11


Представление информации.

Кодирование информации.

1 Представлять информацию в виде рисунка, текста. Чисел. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.44-54


Растения в твоём доме.


4


11

21.11


Живая красота.

Сообщение о комнатном растении.

Выращивание комнатных растений из черенка.

Высадка черенков комнатных растений.

1

Выполняют основные правила ухода за комнат-ными растениями.

Выполняют простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста.

Сотрудничает, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы.

текущий

Практическая работа

12

28.11


Декодирование информации.

Хранение информации.

1 Декодируют информацию. Планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.5-66

13

05.12


Размножение растения делением куста и отпрысками. Когда растение просит о помощи. Сообщение по теме: «Пересадка растений».

1

Изучают деление куста;

агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений.

Осуществляют перевалку и пересадку растений.

текущий

Практическая работа

14

12.12


Обработка информации. Новые слова и термины.

1

Обрабатывать информацию с помощью компьютера. Планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

С.Р.

Работа в рабочей тетради

Учебник с.67-75

15

19.12


Цветочное убранство интерьера. Проверь себя.

Проектирование интерьера комнаты, окна.

Подбирают и обосновывают наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументированно высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений. Понимать: что управляет работой компьютера. Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи.

текущий

Практическая работа

Учебник с.


Преобразование энергии сил природы.


8




16

26.12


Человек и стихии природы. Сообщение: «Как человек учился обращаться с водой, ветром, огнём».

1

Составляют представление о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования. Вступает в общение, соблюдая правила общения, выражает свою точку зрения, слушает другого. Аргументированно высказывает свое мнение, внимательно и доброжелательно слушает мнение товарищей и гостей выставки. Производит оценку достижений. Понимать: что управляет работой компьютера. Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи.

текущий

Сообще-ние по теме

Учебник с.100-101


Объект и его характеристика.




3 четверть

11ч

17

16.01


Объект.

Имя объекта.

1

Придумывают имена (названия ) объектам.

Выполняют практическую работу с опорой на инструкционную карту.

Дают характеристику объекту по общим и отличительным свойствам.

Выясняют основные свойства железа. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Справляется с доступными проблемами. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Реализовывает реальные собственные замыслы. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Осуществляет текущий и итоговый контроль выполненной работы, проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктивные доработки. Рассмотреть образцы панно в технике чеканки. Нарисовать сюжет для панно. Подготовить шаблон по эскизу. Выбрать готовый сюжет или свой собственный и выполнить панно в технике чеканки. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных и освоенных умений.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.77-88

18

23.01


Огонь работает на человека. Русская печь.

Изготовление изразца для печи.


текущий

Практическая работа

Учебник с.101-104

19

30.01


Свойства объекта.

Общие и отличительные свойства

1

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.89-98

20

06.02


Главный металл. Изготовление изделия из металлической проволоки (по замыслу).

1

текущий

Практическая работа

Учебник с.105-108

21

13.02


Существенные и св-ва и принятие решения. Элементный состав объекта.

1

Определять существенные и несущественные действия св-ва объекта. Планирует умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Проявляет терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдает культуру труда. Производит контроль и оценку результатов.

текущий

Учебник с.99-111

22

20.02


Ветер работает на человека. Сообщение: «Когда ветер становится разрушителем».

Составляют представление о передаче вращательного движения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

текущий

Учебник с.108

23

27.02


Действия объекта. Отношения между объектами. Новые слова и термины.

1

Составлять алгоритм решения задачи. Записанный на понятном компьютеру языке. Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

С.р.

«Свойст-ва объекта»

Учебник с.112-126

24

05.03


Устройство передаточного механизма.

Изготовление модели ветряка. (Коллективный проект.)

Вода работает на человека. Сообщение: « Водяной и паровой двигатель».

1

Под руководством учителя коллективно разрабатывают несложные тематические проекты и их реализовывают. Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

текущий

Практическая работа

Учебник с.108-111

25

12.03


Какая бывает информация.

Исследования на тему: «Способы получения информации».

Сохранение и передача информации.

Проект: «Передача информации знакам».

Изготовление дорожных знаков.

1

Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

текущий

Практическая работа

Учебник с.6-21

26

19.03


Получение и использование электричества. ТБ при работе с электричеством.

Практическая работа: «Электроприборы» (совместно со взрослыми).

1

Составить правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

текущий

Практическая работа

Учебник с.119-123




4 четверть

9




Информация и её преобразование.

6

текущий

Учебник с.5-14

27

02.04


Изобретение бумаги.

Составление коллекции бумаги. ( Коллективный проект.)

Конструкции современных книг. Исследование: «Устройство книги».

Ремонт книги. Проверь себя.

1

под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты

выполнить практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж. Предлагает конструкторско - технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных. Делает выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

текущий

Практическая работа

Учебник с.25-38

28

09.04


Практикум овладения компьютером. Включение компьютера. Компьютерные программы. Работа с компакт-диском.

Книга - источник информации. Как родилась книга.

1

Выяснить способы получения информации.

названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Подобрать и обосновать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий.

текущий

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа«Какая бывает информация.»

Учебник с. 6-21

29

16.04


Колокольня Ивана Великого. Тульский кремль.

Построение плана Тульского кремля.

1

Изготовить аппликацию из ниток и ваты

текущий

Практическая работа

Учебник с.

30

23.04


Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.

1

Придумывают пример объекта, созданного природой. Дать ему имя.

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.128-136

31

30.04


Технология строительства избы и её устройство. «Огненные» профессии. Из истории парового двигателя. Технологии изготовления печатной книги. (Сообщение по выбору).

1

Иметь представление о внешнем виде, особенностях конструкции, этапы возведения избы. Сформулировать требования в конструкции изделия с учётом их назначения. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи).

текущий

Сообщение по теме

Учебник с.130-137




Великие изобретения человека.

4




32

07.05


Изобретение колеса. Изобретение часов.

Изготовление модели часов.

1

Выполнить практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж.

текущий

Практическая работа

Учебник с.143-145

33

14.05


Электронный документ и файл.

Текст и текстовый редактор.

Изображение и графический редактор.

1

Создают эл. документ с помощью компьютера и сохраняют в памяти компьютера. Планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Анализирует выполнение работы. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Самостоятельная работа «Текст. Редакторы»

Учебник с.136-147

34

21.05


Изобретение телескопа и микроскопа. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры.

( Сообщение по выбору).

Схема и карта. Число и программный калькулятор.

Таблицы и электронные таблицы.

1

1

Делать краткие сообщения. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области изобретений. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных и освоенных умений.

Составлять, заполнять и редактировать таблицы. Хранить в памяти компьютера табличные данные. Делать краткие сообщения. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области изобретений. Самостоятельно выполняет пробные поисковые действия (упражнения), отбирает оптимальное решение проблемы (задачи). Перерабатывает полученную информацию: сравнивает и классифицирует факты и явления. Делает выводы на основе обобщения полученных и освоенных умений.

текущий

Сообщение по теме

текущий

Работа в рабочей тетради

Учебник с.146-149

157-177


  1. Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    1. Литература.
  1. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник

  2. Учебник Информатика 3 класс. Н.В. Матвеева в 2 ч. - М.:2012

  3. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. - М.: Вентана - Граф, 2007.- 224 с.:

  4. Технология. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства» / авт. - сост. Н. А. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 255 с.

  5. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2009. - 336 с.: ил.

  6. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2010.- 128 с.: ил.

  7. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2011.- 48 с.: ил.

Дополнительно:

1. Атаулова О.В., Шкирдова Л.Н. Конспекты уроков для учителя технологии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 152 с.: ил.

2. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. - 6-е изд., испр. И доп.-М.: Айрис - пресс, 2007.-128 с.: ил.- (Внимание: дети!).

3. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник

4.Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2009. - 336 с.: ил.

5. Кабаченко С. Поделки из спичек / Сергей Кабаченко. - М.: Эксмо, 2009.- 64 с.: ил. - (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).

6. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество / О.В. Корчинова. - Изд. 3- е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-315. (1) с.: ил Оборудование Комплект таблиц по трудовому обучению, 3 класс Набор инструментов по трудовому обучению в начальной школе

  • Коллекция «Разные виды тканей»
Коллекция «Обработка ткани» Набор чертежных инструментов для начальной школы Коллекция «Натуральные ткани
  • Коллекция «Хлопчатник»
  • Коллекция «Тутовый шелкопряд»
  • Коллекция «Обработка бумаги»
  • Набор металлических конструкторов «Школьник»
  • Таблица «Одежды разных эпох»
  • Таблица - схема «Что такое земледелие»
  • Рисунки предметов русской ярмарки
  • Слайды «Первые изобретения человека»
  • Слайды «Первые самолёты и лётчики»
  • Слайды «Когда появился первый автомобиль?»
    1. Технические средства обучения и программное обеспечение

Мультимедиа проектор

1 Интерактивная доска

10 Программные средства

Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система

Windows 7 Pro, Офисные приложения

Microsoft Office 2010,


    1. Цифровые образовательные ресурсы.

WEB-ресурсы для реализации ФГОС

1. Министерство образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/pro/fgos/

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт standart.edu.ru/

3. Портал "Начальная школа" nachalka.edu.ru/

4. Портал "Введение ФГОС НОО" nachalka.seminfo.ru/

5. Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №27 г.Шахты

_________ В.А. Трофимова

от __________2015 года №_____ (подпись)

«___»_____________2015 года

Руководитель МО

И.А.Гончарова _____________



© 2010-2022