Открытый урок по окружающему миру на тему Растениеводство (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Растениеводство.

Цели урока: ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством; научить различать культурные растения; учить анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Задачи:
Личностные
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
• Способствовать развитию умения работать в группе;
• Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Предметные
• Систематизировать и расширять знания детей о растениеводстве.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование: ИКТ - презентация "Растениеводство", рисунки с изображением с\х культур, карточки с названиями культур.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

-Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным)

-От чего это будет зависеть? (От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Внимательным и наблюдательным)

-Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, поприветствуем улыбкой гостей. Чтобы сегодняшний урок был интересным и полезным, я попрошу вас быть моими помощниками, слушать внимательно. И конечно не молчать, а на вопросы отвечать. Пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

II. Проверка домашнего задания.

- Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что

мы изучали на прошлом уроке.

Тест по теме: « Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) врачи
б) геологи
в) строители
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а)песок, глина
б) гранит, торф
в) каменный уголь, поваренная соль
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медные руды
б) каменный уголь, природный газ
в) графит, сера
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) мрамор, гранит
б) природный газ, нефть
в) золото

Взаимопроверка
III. Создание проблемной ситуации. Самоопределение к деятельности

-Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей,

деревьев)

-Что это за предметы? Что общего? (это растения)

-Что различного в них? (одни - фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

-А есть ли еще различия? (одни ответят, НЕТ, другие скажут, что есть

растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

IV. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки.

С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною -
Золотые усачи. (Пшеница.)

Что за две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливается,
Две недели подсыхает? (Рожь.)

- Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.)

- Какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? (Растениеводство.)

V. Актуализация знаний.

Введение в новую тему.

- Давайте рассмотрим отрасли растениеводства (слайд 2).

- К какой отрасли растениеводства можно отнести названные культуры?(Полеводство.) (слайд 3)

- Какая зерновая культура даёт нам белый хлеб? (Пшеница.) (слайд 4).

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая (слайд 5).

- Отгадайте загадку.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (Мука.) (слайд 6).

- Какая зерновая культура даёт нам тёмный хлеб? (Рожь.) (слайд 7,8 ).

- Ещё одной из самых признанных культурных растений является - гречиха. Гречневая каша - богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: "Матушка наша - гречневая каша, а хлебец ржаной - отец родной" (слайд 9,10).

VI. Физкультминутка

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Повертелись, покружились,

Раз - присели, два - присели,

Потянулись и сели за парты.

VII. Работа по теме урока.

- Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. О картофеле поговорим подробнее. Он родом из Южной Америки. В 1697 году Царь Пётр I привёз первые клубни в Россию. Крестьяне долго отказывались разводить картофель. Были даже картофельные бунты. Петербургские модницы украшали цветами свои причёски (слайд 11).

- Ещё мы остановимся на одной из самых распространённых культур растениеводства в нашем краю - подсолнечнике, из семян которого получают замечательное подсолнечное масло. (Слайд 12)

- Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу (слайд 13).

- Для другой цели выращивают прядильные культуры - хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани (слайд 14).

- Следующая отрасль растениеводства - овощеводство (слайд 15).

- Чем занимается эта отрасль?

- Какие овощные культуры вам известны?

- Где выращивают овощи?

- Что называют открытым и защищённым грунтом?

- У кого из вас есть садовый участок, дача или дом в деревне?

- Выращивают ли ваши родители что-то в теплицах?

- Для чего строят теплицы?

- Ещё одна отрасль растениеводства - плодоводство (слайд 16).

- Попробуйте с помощью словообразования объяснить смысл слова плодоводство. (Разведение плодов.)

- Какие растения дают плоды?

- Для чего люди выращивают плодовые культуры?

- А для чего выращивают цветы?

- Как называется отрасль растениеводства, занимающаяся разведением цветов? (Цветоводство.) (слайд 17).

Работа с учебником (стр.с 51 - 53)

VIII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по таблицам-карточкам. (Работа в группах)

Класс делится на три группы. Каждой группе выдаётся конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая - с кормовыми, третья - с прядильными.

Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница.

Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла.

Прядильные: лён, хлопчатник.

2. Представьте, что вы бригадиры в хозяйстве, где собирают большой урожай яблок и груш. Расскажите о своей работе.

План рассказа.

  1. Что вы предложите для лучшего хранения и использования урожая?

  2. Какое предприятие нужно построить в этом хозяйстве?

  3. Что у вас за профессия?

IX. Итог урока.

- Что такое растениеводство? (выращивание культурных растений)
- Для чего человек выращивает культурные растения? ( для того чтобы получать продукты питания, корм животным, материал для промышленности)
- Люди каких профессий работают в растениеводстве? (садоводы, хлеборобы, овощеводы, бахчеводы, хлопкоробы)
X. Рефлексия результативности. Самооценка.
Игра « Узнай растение»

- Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

Колоски мы соберём,

Что растут на поле.

Чёрный хлебец испечём.

И посыплем солью. (Рожь, полеводство).

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк,

Пышный, важный,

Словно пан

Нежный, бархатный…. (Тюльпан, цветоводство)

Расселась барышня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь-

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

-Молодцы! Сегодня очень хорошо, активно работали на уроке.

- Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны - слышу я хлопок,

А не согласны - помолчите,

И тихо-тихо посидите.

- Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

Чтение вывода в учебнике на стр.58
XI. Домашнее задание. (Слайд 19)

1. стр. 51- 53, изучить; ответить на вопросы раздела "Проверь себя", стр. 54.

2. Выполнить задания в рабочей тетради стр. 32 - 34

3. Прочитать статью о Н.И.Вавилове, стр. 54-55.



© 2010-2022