- Преподавателю
- Начальные классы
- Инклюзивное образование в начальной школе
Инклюзивное образование в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова Ю.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Макарова Юлия Владимировна
учитель начальных классов
Филиала Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Новобелоярской средней школы в селе Старый Белый Яр
У нас ограниченные возможности...
Так, почему-то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом!
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы не ставим мировых рекордов:
Рекорды ведь у каждого - свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поёт!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе! А не наоборот.
Ирина Пронина
В настоящее время в СМИ всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.
«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
Инклюзивное образование (включающее) - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
-
Каждый человек способен чувствовать и думать
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
-
Все люди нуждаются друг в друге
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение - это не интеграция:
-
Включение - это больше, чем интеграция
-
Молодые люди учатся вместе в обычной школе
-
Специалисты приходят помогать детям
-
Обычные школы изменяются
-
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
-
Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
-
Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
-
Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
-
Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Основные принципы инклюзии
Инклюзивные сообщества:
-
Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
-
Инклюзия - это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
-
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
-
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
-
Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
-
Всесторонне планируйте инклюзию
-
В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
-
Включайте родителей
-
Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
Неверные представления об инклюзии:
-
Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
-
Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
-
Фокусирование не на целях, а на действиях
-
Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
-
Представление, что молчаливое сидение - это нормальная альтернатива участию
Существующие барьеры:
-
Архитектурная недоступность школ
-
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
-
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
-
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Правила инклюзивной школы:
-
Все ученики равны в школьном сообществе
-
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
-
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
-
Планируется и проводится эффективное обучение
-
Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
-
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
-
Семьи активно участвуют в жизни школы
-
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
-
Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
-
Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
-
Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
-
Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
-
Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
-
Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
-
он достаточно гибок,
-
ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
-
он уважает индивидуальные различия
-
он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
-
он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
-
он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
-
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
-
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
-
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
-
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
-
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
-
Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
-
Существуют процедуры оценки эффективности
К группе, нуждающихся в инклюзивном обучении, можно соотнести таких детей:
-
детей с проблемами здоровья (психофизические нарушения, ВИЧ и СПИД - инфицированные дети и другие);
-
детей с проблемами в социальной адаптации в обществе (низкий социально - экономический или иной социально - психологический статус семьи; дети из неблагополучных семей, беженцев, сиротство).
Основной целью интегрированного (инклюзивного) образования является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования по месту жительства в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях - сотрудничества на равных условиях.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в развитии - это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности и комплексного подхода для её реализации, поэтому вопросы инклюзивного образования продолжают оставаться актуальными.
«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь...». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по - детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни.
Приём детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого - медико - педагогической консультации (далее - ПМПК) с рекомендованной формой обучения.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:
-
«Всеобщая декларация прав человека»;
-
«Декларация о правах инвалидов»;
-
«Декларация о правах умственно отсталых лиц»;
-
«Конвенция о правах ребенка»;
-
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
На всех учащихся должны быть заведены психолого - педагогические карты, намечены пути коррекции. На контроле у психологов, классных руководителей должна быть работа с родителями учащихся.
Большую помощь в работе с «особыми» детьми могут оказывать специалисты кабинета психолого - педагогической коррекции, который должен находиться в здании школы. В штате специалистов, имеющихся в кабинете психолого - педагогической коррекции должен быть логопед, дефектолог, психолог и социальный педагог. Педагоги кабинета коррекции должны иметь возможность оказывать комплексную психолого - медико - педагогическую и социальную помощь детям в возрасте до 18 лет. Специалисты кабинета психолого - педагогической коррекции выделяют основные задачи инклюзивного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
-
укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
-
обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
-
осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
-
своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
-
формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.
В работе с детьми, организуя их свободное время, опора должна вестись на сотрудничество с семьей. Для детей и родителей должны проводиться:
-
Дни открытых дверей;
-
Работа родительского клуба «Родительская школа. Сотрудничество и партнёрство: азбука семейного общения»;
-
Встречи со специалистами в гостиной «Почемучка»;
- Участие родителей в проведении диспутов, коррекционно-игровых занятий, семинаров, обучающих тренингов, мастер-классов, плановых консультаций, бесед, совместных с детьми праздников, развлечений.
«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и спортом, создание художественных работ, участие в играх, праздниках, мероприятиях.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Стоит выделить проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работающие с детьми с отклонениями в развитии:
-
Негативное отношение большей части общества к комплектованию классов КРО.
-
При уменьшении количества учащихся в классах (по причине выравнивания детей) классы КРО закрываются из-за соображений экономии бюджетных средств. Дети попадают в обычные классы.
-
Ребёнка, имеющего отклонения в развитии, можно показывать на ПМПК только после окончания 1 класса. Хотя многие дети нуждаются в более ранней коррекции, на этапе детского сада.
-
Нет отдельных учебников для классов КРО, специальных пособий для обеспечения многократного повторения.
-
Необходима компьютеризация классов КРО для обеспечения условий индивидуального обучения.
-
Многие дети к 1 классу имеют общее недоразвитие речи, заикание. В школе необходимы специалисты - логопеды.
Несмотря на это есть и положительные стороны инклюзивного обучения в условиях школы:
-
Обучаясь среди равных себе, дети достигают определённых успехов в обучении.
-
Низкая накопляемость классов КРО даёт возможность опрашивать каждого ребёнка на уроке.
-
Идёт реальное осуществление коррекционной работы, развитие коммуникативных навыков.
-
Введён щадящий режим. Темп работы соответствует возможностям познавательной деятельности.
-
Осуществляется непрерывный процесс развития и реабилитации.
-
Осуществляется социальная профилактика. Решение нравственных проблем в семье.
Инклюзивное образование дает:
-
детям с ограниченными возможностями - свободу развития личности;
-
родителям - возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии;
-
школе - возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;
-
обществу - возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности;
-
государству - возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений.
Вопросы инклюзивного образования в школах остаются на контроле, так как количество детей, имеющих ограниченные возможности в развитии, не снижается. Администрация школ, имеющих классы КРО, продолжает совершенствовать процесс обучения этой категории детей, организует его в соответствии с необходимыми правилами и нормативными документами.
Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих.
Инвалидность не должны быть поводом, для того чтобы игнорировать «особого ребенка». Дети с ограниченными возможностями намного добрее и чувствительнее чем их здоровые сверстники. Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест, взгляд будут ими оценены.
Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.
«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему - то научить», - сказал известный канадский педагог Жан Ванье.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество - это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Мир «особого» ребёнка -
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка -
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Наталья Адамовна.
Используемые материалы интернет ресурса:
-
chelovechki.ru/stories/Stihi.htm
-
open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_118_2.htm
-
open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_101.htm
-
open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_112_1.htm
-
inclusion.kz/content/kazahstan-nachinaet-vnedrenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya