Урок с презентацией по русскому языку по теме Притяжательные прилагательные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Притяжательные прилагательные (3 класс)

УМК «ШКОЛА XXI ВЕКА»

(по календарно - тематическому планированию урок проводится в 3 декаде апреля)

Учитель - Савченко Надежда Васильевна (высшая кв. категория),

МБОУ СШ №95

Цель урока: познакомить с притяжательными прилагательными

Задачи урока:

предметные

  • знакомство с признаками притяжательных прилагательных, уметь их отличать от других разрядов имён прилагательных;

  • наблюдение за значением и словообразовательными особенностями притяжательных прилагательных;

  • закрепление ранее изученного материала: раздел «Фонетика» (согласные звуки), «Синтаксис» (постановка знаков препинания при однородных членах предложения)

метапредметные

  • развивать положительное отношение к школе и учебой деятельности (ЛУУД);

  • учиться оценивать результат своих действий, вносить коррективы в свой ответ, если в этом есть необходимость (РУУД);

  • участвовать в разных формах работы в классе (коллективная, парная, групповая, индивидуальная ,договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах (КУУД);

  • учиться при наличии различных точек зрения приходить к общему решению (КУУД)

Оборудование:

  • карточки со буквами П, К,О (индивидуальные)

  • мультимедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие гостям. (Слайд №1)

2. Проверка домашнего задания (Рабочая тетрадь «Пишем грамотно" №2 страница 44, упражнение 4) выполняется фронтально.

- Из чисел, представленных на доске, 5 8 3 2 выберите то число, которое соответствует количеству запятых, поставленных вами в этом тексте (3).

- В каких случаях вы их поставили? (Перед союзами а, но)

3. Работа в тетради. Чистописание.

- На доске вы видите слова, одно слово "лишнее". Назовите это слово и объясните, почему вы так считаете ("лишнее" слово орден, т.к. это имя существительное, а остальные слова - имена прилагательные) (Слайд 2,3)

сильная, майского, светлым, дедушкин, орден, широкий, нагрудный, победный, великая, папин

- Эти слова относятся к событию, к которому готовиться весь наш народ. Какое это событие?

Даётся лексическое значение слова «орден»

О́РДЕН, -а, мн. ч. -а, -ов, м. Особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед государством. О. «Победа». О. Святого Георгия. О. Александра Невского.

| прил. ~ский, -ая, -ое. Орденская лента. Орденская планка. (Слайд 4)

- назовите в слове орден согласные буквы, обозначающие непарный звонкий согласный звук (р, н)

- прописываем эти буквы в тетради

4. Повторение знаний об имени прилагательном.

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- Какие группы имен прилагательных вы уже знаете? (качественные и относительные)

- Как вы их различаете? (краткая форма, антонимы, степени сравнения)

- Распределите имена прилагательные в известные вам группы.

- Все ли слова оказались распределенными? (нет)

- Почему слова - папин, дедушкин вы никуда не отнесли? ( не подходят по тем признакам, о которых мы знаем)

5. Учебная проблемная ситуация. Формулировка темы и цели урока.

- Как же нам быть? Мы не можем отнести эти имена прилагательные ни к относительным, ни к качественным. Может быть, это новая группа и у нее свои признаки?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? чей?....)

- А какие вопросы подходят для наших прилагательных? ( чей?, чья?)

- На что указывают такие вопросы? (кому принадлежит предмет)

- Может кто-то знает, как называются такие имена прилагательные?

- Они называются притяжательными

-Подберите однокоренные слова к слову притяжательные (тянуть , тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему - то, то, что кому - то принадлежит)

- Может быть вы сами сформулируйте тему урока?

Тема урока: "Притяжательные имена прилагательные". (Слайд 5)

Постановку цели и задач урока (дети ставят самостоятельно, учитель обобщает.

1. Познакомимся с притяжательными именами прилагательными.

2. Научимся отличать их от других разрядов имён прилагательных. Узнать отличительные признаки.

3. Узнаем, как образуются эти имена прилагательные.

4. Будем учиться правильно писать притяжательные имена прилагательные.

6. Закрепление полученных знаний. Работа с учебником стр.145. упр.1

- Какое прилагательное осталось неподчеркнутым? Бабушкин - оно притяжательное.

Чтение правила, стр.146

Физкультминутка

- Давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные.

- А может ли изменяться притяжательное прилагательное?

- Просклоняйте прилагательное - бабушкин (платок).(Слайд 6)

- Вывод - да, может изменяться.

- Сравним свой вывод с выводом в учебнике на стр.124

- Мы уже познакомились с притяжательными прилагательными, узнали их отличительные признаки. Сейчас нам предстоит узнать, как они образуются.

- Вспомним, как образуются уже известные нам группы прилагательных (приставочно-суффиксальным и суффиксальным способом)

- Может быть, притяжательные имена прилагательные так же образуются?

Лингвистическая сказка "Образование притяжательных прилагательных"

Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":

- Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.

- Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово "отец". - Помогите нам, замените нас прилагательными.

Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.

- Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, - сказала она. - Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?

Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса - -ов и -ин - да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" - получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" - получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание -ий - "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

-Кто догадался, каким способом образуются притяжательные имена прилагательные?

- Сравним свой вывод с выводом в учебнике на стр.147

Какая особенность есть у притяжательных имен прилагательных? (наличие суффиксов -ин-, -ов-, -ий-)

- А сейчас потренируемся в образовании притяжательных прилагательных стр.147, упр.3. Работа в парах.

Лингвистическая загадка (Слайды 7,8)

1.Зверь лохматый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь-медвежья шуба)

2.Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса - лисий хвост)

3.По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца - овечья шерсть)

4.Маленький , беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц - заячьи следы)

Задания:

- отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание « прилагательное + существительное».

- какие прилагательные по разряду вы записали?

Работа в группах.

Указать разряд имени прилагательного ( подписать над именем прилагательным буквы К, О, П) (Слайд 10)

Великая победа, советский воин, Сталинградская битва, Курская дуга, бабушкина медаль, походный котелок, дедушкина шинель, большая армия , храбрый солдат, материнская забота.

7. Домашнее задание. Урок 133, упр.4 (Слайд 11)

8. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня мы познакомились с новой группой имен прилагательных, узнали ее отличительные признаки, учились находить притяжательные прилагательные в тексте, посмотрели, как они образуются. Нам еще многое предстоит узнать об этой группе прилагательных, но это темы уже следующих уроков.

- Наш урок закончен. Спасибо за урок. (Слайд 12)

Работа в группах.

Указать разряд имени прилагательного

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, ясный месяц, чугунный котелок, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, длинная дорога, утиный нос, золотые серьги, золотые руки, добрый человек.


Задания:

- отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное, составить и записать с ним словосочетание « прилагательное + существительное».

- какие прилагательные по разряду вы записали?

Работа в группах.

Указать разряд имени прилагательного

Великая победа, советский воин, Сталинградская битва, Курская дуга, бабушкина медаль, солдатский котелок, дедушкина шинель

Буквенный диктант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

К к о п к о к о п п

(Ключ на доске)

Определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К, О, П).

1.Всё мне мерещится поле в гречихою,

В маленьком доме сирень на окне.

2.Милое детство моё вспоминается мне.

3.Перед нами простирались Кавказские горы.

4.Мамины руки помнятся мне.

5.Меня манит к себе глубокое озеро Байкала.

6.Её привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню волгоградской земли!

7.Меня покорил честный поступок моего товарища.

8.Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня.

9.Я помню отцово наставленье.

10.В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.



К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О



К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О

К

П

О


© 2010-2022