Учебный проект по технике чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западно-Казахстанская область

Таскалинский район

СОШ имени С.Жаксыгулова











Учебный проект



«Система работы по совершенствованию техники чтения»










Автор проекта: Айтасова Н.К.-учитель начальных классов

Содержание

Введение…………………………………………………….. ………………………стр2

Цель и задачи проекта……………………………………………….......................стр3

Постановка проблемы………………………………………………………………стр4

Система работы по совершенствованию техники чтения……………………стр 5

Заключение…………………………………………………………………………...стр9

Список используемой литературы………………………………………………..стр10





Введение.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.
Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Практика показывает, что число хорошистов в начальных классах составляет 60-70%, в среднем же звене это число резко снижается до 30-40%. На методическом объединении по преемственности наши коллеги пришли к выводу, что существенное влияние на успеваемость оказывает техника чтения.





Цель и задачи.

Главная цель проекта:

-научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать;

- повысить технику чтения и сознательность чтения;

Эта цель реализуется за счет решения следующих задач:

-изучение методики оптимального чтения Г.С. Швайко и И.Т.Федоренко, И.Г.Пальченко, В.Н.Зайцева;

- использование нетрадиционных методов обучения чтению;

-использование таблицы Шульте;

-ведение результатов замеров скорости чтения;

- использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций;

- повышение осмысленности чтения при помощи выполнения упражнений традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту;

-проведение разнообразных форм организации внеклассных занятий;

-поддержка семейного чтения;

-целенаправленное формирование читательской деятельности учащихся младших классов;

-внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности;




Постановка проблемы системы работы по совершенствованию техники чтения.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для современного ребенка чтение - одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!













Виды упражнений при работе с текстами на уроках чтения.

1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.
2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова.

Приемы и методы на каждом уроке:

• 1. Чтение за учителем (за лидером).
• 2. Чтение в парах, групповое чтение.
• 3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
• 4. Чтение с убыстрением темпа.
• 5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
• 6. Жужжащее чтение.
• 7. Чтение в темпе скороговорки.
• 8. Зрительные диктанты. (по Федоренко).

Упражнения по развитию фонематического слуха:

• 1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая.
• 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).
• 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)
• 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.
• 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.
• 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.
• 7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик - оса, слон, лось, ива, иволга, корова.
• 8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?"
• 9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? ( самолет, листопад, пылесос).

Использование упражнений по развитию памяти, воображения учащихся:

1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.
2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.
3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение: "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот

Работа над развитием зрительной памяти, внимания:

Даю такие задания:
• 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.
• 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
• 3. Найди лишнее слово:
А) река Б) слон В) мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
ручеек
• 4. Раздели слова на две группы:
А) корова Б) заяц В) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
• 5. Из какого произведения слова? Кто автор?
" "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной."
" Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"
" "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост".

Технология достижения оптимального результата чтения.


По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям можно рассматривать шесть диагностических ситуаций:
• если, скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить количество тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;
• если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что еще не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко;
• если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном.
• если падает осмысленность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко и И. Г.Пальченко;
• если ученик устойчиво «застрял» на каком-то значении скорости чтения ( в течение двух месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объема. Поскольку во 2-3 классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение обязательное в рассматриваемой технологии.

Использование самозамеров на уроках чтения.

Для самозамеров оставляю в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитают, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах возникают отрицательные эмоции у кого-то из школьников, то его надо временно освободить от самозамеров.

Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти.

Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое - от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: «А я не запомнил». Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: «Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить». На шесть предложений одного набора обычно уходит три дня, а всего 54 дня , или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память , но при непременном соблюдении ряда условий.
• Зрительные диктанты нужно писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается. В ходе эксперимента при ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составила в среднем 44 слова в минуту, то есть была в пять раз больше обычной.
• Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко.
Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает вслух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.
• Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.
• Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запомнить не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдет усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.
• Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идет не вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.
• По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

Условия, которые мешают быстрому чтению?

• 1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.
• 2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
• 3. Неумение найти главное в тексте.
• 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
• 5. Артикуляция. (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат).

Проверка навыков чтения

во 2 классе

учитель:Айтасова Н.К.


Ф.И.О

месяцы

январь

февраль

март

1

Балыков Раиль

38

57

60

2

Бошенятова Полина

42

52

72

3

Володин Данила

82

83

78

4

Жакитов Эльнар

41

51

61

5

Избанов Диас

21

43

48

6

Избанов Мирас

31

43

46

7 Искалиев Диас

73

88

119

8

Мамбетова Сабина

82

87

95

9

Рахматуллина Дана

72

82

66

10

Скотникова Дарья

46

68

70

11 Хисаметдинова Элина

63

87

72

12 Щербинин Арлан

52

64

63

13

Ялфимова Анна

75

73

64

14

Отегенов Алибек

37

39

41

15 Ташмухамбетова Айлина

35

39

43




Примечание:

Учащиеся Отегенов А., Ташмухамбетова А.,прибыли со школы К.Сатпаева.







Вывод:

Читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно-первое очень важное общеучебное умение.
Нормальное чтение, это чтение со скоростью 80-90 слов в минуту, обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично». Необходим оптимальный уровень - чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.
Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.





Список используемой литературы:

1)Техники быстрого и эффективного чтения. Учимся экономить время, "схватывать" значимое, больше запоминать: Хольгер Баквинкель, Петер Штурц - Москва, SmartBook, 2010 г.- 128 с.

2)Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников: С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц - Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2009 г.- 32 с.

3)Как улучшить память и освоить технику скорочтения: Виолетта Хамидова - Санкт-Петербург, АСТ, 2009 г.- 320 с.

4)Методика развития речи младших школьников: М.Р.Львов- Москва, 1985г.- 62с.





Тест по знанию законодательства Республики Казахстан, по основам педагогики и психологии.



  1. Из нижеперечисленных нормативных правовых актов высшую юридическую силу имеет:

А) Кодекс Республики Казахстан;

Б) решение Верховного суда;

В) Закон республики Казахстан;

Г) Конституция Республики Казахстан;

Д) Конституционный Закон Республики Казахстан

2. «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей» гласит:

А) Закон РК «Об образовании», статья 41;

Б) Закон РК « О браке и семье», статья 34;

В) Конституция Республики Казахстан, статья 27;

Г) Кодекс РК « Об административных правонарушениях», статья 112;

Д) Государственная программа развития образования

3. Высшими ценностями в Республике Казахстан являются:

А) культурное и духовное наследие;

Б) человек, его жизнь, права и свободы;

В) народные традиции и обычаи;

Г) законы, нормативные правовые акты;

Д) памятники истории

4. В послании народу «Новый Казахстан в новом мире» Президент главной формулой нашего ускоренного продвижения вперед в современном мире обозначил:

А) системность;

Б) стремительность;

В) последовательность;

Г) закономерность;

Д) научность

5. Закон « О языках в Республике Казахстан» принят:

А) 11 июля 1997 года;

Б) 22 июля 1997 года;

В) 15 сентября 1999 года;

Г) 20 декабря 2001 года;

Д) 7 июня 1998 года

6. Государственный орган по борьбе с коррупцией вправе образовать:

А) Парламент Республики Казахстан;

Б) Правительство Республики Казахстан;

В) Президент Республики Казахстан;

Г) Совет безопасности Республики Казахстан;

Д) Закон Республики Казахстан « О труде»

7. Государственные общеобразовательные стандарты образования Республики Казахстан определяют требования, установленные к:

А) уставу организации образования;

Б) содержанию образования;

В) образованию педагога;

Г) нормативно-правовой базе;

Д) методическому инструментарию

8. Свод правил, определяющих устройство и деятельность образовательного учреждения:

А) Устав;

Б) Учебный план:

В) Закон Республики Казахстан « Об образовании»;

Г) Концепция развития образования;

Д) должностная инструкция

9.Коллективный договор согласно Закону Республики Казахстан « О труде» заключается на :

А) на усмотрение администрации;

Б) на 6 лет;

В) на срок, определяемый сторонами;

Г) на 4 года;

Д) на 2 года

10. Согласно Закону Республики Казахстан « О борьбе с коррупцией» находятся под защитой государства:

А) депутаты Парламента РК;

Б) лица, оказывающие содействие в борьбе с коррупцией;

В) органы прокуратуры;

Г) Министерство внутренних дел;

Д) руководители политических партий

11. В соответствии с Законом Республики Казахстан « О правах ребенка» по разрешению родителей в свободное от учебы время участвовать в общественно-полезном труде дети могут по достижению?

А) 15 лет;

Б) 13 лет;

В) 16 лет;

Г) 12 лет;

Д) 14 лет

12. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, согласно Кодексу Республики Казахстан « Об административных правонарушениях»

А) влечет порицание родителей;

Б) влечет наказание родителей по статье 111.;

В) влечет наложение штрафа;

Г) объявление выговора;

Д) административный арест сроком до 10 суток

13.Содержание обучения-это:

А) цели обучения;

Б) владение понятиями, научными фактами;

В) совокупность знаний, умений и навыков;

Г) современная гуманистическая педагогика;

Д) перечень определенных дисциплин.

14.Первым ученым-психологом в Казахстане является:

А) К.Жарыкбаев ;

Б) А.Кунанбаев;

В) К.Сатпаев;

Г) М.Сералин;

Д) Ж.Аймауытов.

15.Ведущим компонентом в структуре личности учителя является:

А) конструктивные умения;

Б) упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися;

В) профессионально-педагогическая направленность;

Г) педагогические способности;

Д) педагогический опыт

16. Становление педагогики связано с именем:

А) С.Шацкого;

Б) Ш. Амонашвили;

В) А. Макаренко;

Г) К. Ушинского;

Д) Я. Коменского

17. Педагог, который считал, что «душа ребенка-это чистая доска и опыт пишет на ней свои письмена»:

А) А. Кунанбаев;

Б) Д. Локк;

В) Ы. Алтынсарин;

Г) В.Сухомлинский;

Д) И. Иванов

18.Педагогическая наука неразрывно связана с:

А) психологией;

Б) педагогической технологией;

В) преемственностью обучения;

Г) этнопедагогикой;

Д) философией

19.Теория обучения- это:

А) диагностика;

Б) научные знания;

В) социометрия;

Г) дидактика;

Д) моделирование

20. Предмет педагогики:

А) воспитательный процесс;

Б) педагогический процесс;

В) коллектив учеников;

Г) хорошо организованная группа людей;

Д) взаимодействующая группа лиц

21. Прогнозируемые результаты обучения учащихся входят в:

А) сущность обучения;

Б) приемы обучения;

В) цели обучения;

Г) методы обучения;

Д) задачи обучения

22. Направленность сознания на определенный предмет называется:

А) эмоциональностью;

Б) активностью;

В) вниманием;

Г) воображением;

Д) восприятием

23. Владение способом деятельности-это:

А) навык;

Б) образование;

В) процесс;

Г) умение;

Д) квалификация

24. Признак, по которому определяют тип урока:

А) деятельность учащихся;

Б) деятельность учителя;

В) дидактические цели;

Г) творческие упражнения;

Д) наглядные методы обучения

25.Устный контроль, письменный контроль, практическая работа:

А) диагностика;

Б) систематизация;

В) обучение;

Г) преподавание;

Д) методы контроля

26. Объект педагогического анализа:

А) учителя и родители;

Б) деятельность ученика;

В) деятельность учителя;

Г) урок, воспитательные мероприятия;

Д) методический совет

27. Основной фактор, определяющий цель воспитания:

А) педагогические исследования;

Б) правила педагогического процесса;

В) политика, идеология процесса;

Г) обоснованная наукой система принципов;

Д) педагоги-новаторы

28.Самый высокий уровень мышления называется:

А) наглядно-образным;

Б) предметно-действенным;

В) абстрактно-логическим;

Г) словесно-логическим;

Д) теоретическим

29. Элементарной единицей педагогического процесса является:

А) умения;

Б) задача;

В) форма;

Г) навыки;

Д) наблюдение

30.Ведущий фактор, влияющий на развитие личности:

А) воспитание, среда, наследственность;

Б) коллектив учеников;

В) учебный процесс;

Г) прием стимулирования;

Д) естественный эксперимент в педагогике

Ключи к тестам:

1.

Г.

2.

В.

3.

Б.

4.

Б.

5.

А.

6.

В.

7.

Б.

8.

А.

9.

В.

10.

Б.

11.

Д.

12.

Б.

13.

В.

14.

А.

15.

В.

16.

Д.

17.

Б.

18.

А.

19.

Г.

20.

Б.

21.

В.

22.

В.

23.

Г.

24.

В.

25.

Д.

26.

Г.

27.

В.

28.

Г.

29.

Б.

30.

А.











Учебный проект по технике чтения


© 2010-2022