Технологическая карта урока по ИЗО на тему «ЮРТА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗО 10.02

Урок 19. Юрта как произведение архитектуры

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников, создать условия для развития интереса к истокам архитектурного искусства

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-

ция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция, коллаж, архитектура

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: symbolkz.narod.ru, simakov2008.blogspot.com, centralasia-travel.com

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: Н. Рерих «Юрты. Монголия», П. В. Кузнецов. «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: «Ата толгауы» («Зов предков») (пьеса Н. Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк); казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»)

Оборудование

Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, ножницы, клей

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Музыкальный фон: казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»)

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

Читает стихотворение о юрте китайского поэта.

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя ее твердеет грудь.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Тень ее прекрасна под луной,

А зимой она всегда со мной.

Войлок против инея - стена,

Не страшна и снега пелена.

Там меха атласные лежат,

Прикрывая струн певучих ряд.

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению
о юрте.

Слушают музыку

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к стихотворению о юрте



Там певец садится в стороне,

Там плясунья пляшет при огне.

В юрту мне милей войти, чем в дом,

Пьяный сплю на войлоке сухом.

Очага багряные огни

Весело сплетаются в тени,

Угольки таят в себе жару,

Точно орхидеи поутру.

Медленно над сумраком пустым

Тянется ночной священный дым,

Тает тушь замерзшая, и вот

Стих, как водопад весной, течет.

Даже к пологу из орхидей

Не увлечь из этих юрт людей.

Тем, кто в шалашах из тростника,

Мягкая зима и то горька.

Юрте позавидует монах

И школяр, запутанный в долгах.

В юрте я приму своих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой -

Что они пред юртой голубой!

Я вельможным княжеским родам

Юрту за дворцы их не отдам.

Бо-Цзюи

- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о народном жилище…

(юрте).





Устные

ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей».

Просмотр мультимедийной презентации «Юрта».

- Но не только в Китае пользовались юртой.

- Посмотрите на слайды и попробуйте ответить на вопросы.

- Как вы думаете, какой стране посвящены эти фотографии? (Это Казахстан.)

- А где находится эта страна?

- Степи стелются во все стороны.

Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый купол голубого неба накрывает плоский травяной ковер зеленой равнины. Весной изумрудно-зеленая степь покрывается алыми цветами.

Над травяными коврами равнины стоит звенящая тишина.

Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада
домашних животных (лошадей и овец), поэтому народы степей - скотоводы.

Их называют кочевыми. Как вы думаете почему?

- Правильно, потому что они передвигаются по просторам степей.

Юрта - теплый, просторный войлочный шатер, легко переносимый с места
на место.

Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не при-

хотью, но необходимостью.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.


Отвечают
на вопрос.

Фронтальная работа.



Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства,
понимают значимость
предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществ-

ляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

Устные
ответы.


Юрта - ровесница кочевничества и в некотором смысле его образное представление, символ. Снаружи она похожа на купол. Часто бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Ярко и выразительно украшена дверь, ее видно издалека, она привлекает внимание, радует, приглашает в дом. В самой середине юрты очаг, а прямо над ним в центре отверстие - дымник. Это единственное окно юрты, через которое всегда можно увидеть небо и звезды. Юрта служит надежной защитой от зимних бурь, дождей и летнего зноя. При этом в ней всегда живет аромат трав, чистый дух ветра, тепло солнца. Казахи любят петь песни и играть на домбре (традиционный музыкальный инструмент). Национальная костюм - халат и тюбетейка. Халат носили и мужчины, и женщины, шили его не только из замши, но и из привозных шерстяных и хлопчатобумажных тканей черного или синего цвета. Тюбетейка - легкая летняя шапочка из бархата или парчи. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали серебряной и золотой тесьмой. Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и выши-

Фронтальная работа

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

того бархатного жилета. Невесты надевают высокую остроконечную богато украшенную шапку с пучком перьев на макушке.

ЮРТА

Юрта, юрта, круглый дом,

(Шаги на месте.)

Побывайте в доме том!

(Разводят руки в стороны.)

Гости явятся едва

(Повороты туловища влево, вправо.)

В печку прыгают дрова.

(Прыжки на месте.)

Печка жарко топится,

(Хлопки в ладоши.)

Угостить торопится.

(Приседание.)

Ладушки, ладушки,

(Хлопки в ладоши.)

Круглые оладушки.

(Шаги на месте.)

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища - юрты.

Выявление особой красоты

Делит учащихся на группы и объясняет последовательность выполнения работы.

1-я группа: на листе ватмана нарисуй-
те степной пейзаж, цветом создавая глубину пространства. Линия горизонта -
выше середины листа.

Составляют план работы над коллажем.

Рисуют красками.

Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последователь-

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

пейзажа художественными средствами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся

2-я группа: индивидуально на альбом-

ном листе нарисуйте юрту и вырежите

с учетом перспективного сокращения.

3-я группа: индивидуально на альбом-

ном листе нарисуйте мужской или женский образ в национальной одежде с учетом перспективного сокращения и вырежите его.

Скомпонуйте совместную работу на фоне степного пейзажа

Рисуют красками и вырезают.

Рисуют красками и вырезают.

Компонуют работу

ность действий; контроли-

руют исполнение задания.

Коммуникативные: за-

дают вопросы для уточне-

ния последовательности

и техники исполнения
работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка проделанной работы. Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?

- Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего.

- Сегодня на уроке вы хорошо потрудились.

Я прочитаю стихотворение Н. Байрамова «Степной ветер».

Прилетел к нам издалека

С доброй вестью, с новостью степною:

Вот вам разноцветные шелка,

Сотканные солнцем и весною.

Вот вам нежный аромат цветов -

Ими вся округа запестрела…

Вот вам сила для дневных трудов -

Ведь у вас сегодня много дела…

Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края
с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы




© 2010-2022