- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по ИЗО на тему «ЮРТА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ
Технологическая карта урока по ИЗО на тему «ЮРТА КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Альховик Л.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИЗО 10.02
Урок 19. Юрта как произведение архитектуры
Цели деятельности педагога
Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями,
материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников, создать условия для развития интереса к истокам архитектурного искусства
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-
ция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная
Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция, коллаж, архитектура
Образовательные
ресурсы
Интернет-ресурсы: symbolkz.narod.ru, simakov2008.blogspot.com, centralasia-travel.com
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: Н. Рерих «Юрты. Монголия», П. В. Кузнецов. «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: «Ата толгауы» («Зов предков») (пьеса Н. Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк); казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»)
Оборудование
Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, ножницы, клей
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Музыкальный фон: казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»)
Проверяет готовность обучающихся
к уроку.
Читает стихотворение о юрте китайского поэта.
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на юг пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея - стена,
Не страшна и снега пелена.
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к стихотворению
о юрте.
Слушают музыку
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к стихотворению о юрте
Там певец садится в стороне,
Там плясунья пляшет при огне.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Пьяный сплю на войлоке сухом.
Очага багряные огни
Весело сплетаются в тени,
Угольки таят в себе жару,
Точно орхидеи поутру.
Медленно над сумраком пустым
Тянется ночной священный дым,
Тает тушь замерзшая, и вот
Стих, как водопад весной, течет.
Даже к пологу из орхидей
Не увлечь из этих юрт людей.
Тем, кто в шалашах из тростника,
Мягкая зима и то горька.
Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму своих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
Князь свои дворцы покрыл резьбой -
Что они пред юртой голубой!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам.
Бо-Цзюи
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о народном жилище…
(юрте).
Устные
ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рассказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей».
Просмотр мультимедийной презентации «Юрта».
- Но не только в Китае пользовались юртой.
- Посмотрите на слайды и попробуйте ответить на вопросы.
- Как вы думаете, какой стране посвящены эти фотографии? (Это Казахстан.)
- А где находится эта страна?
- Степи стелются во все стороны.
Их тягучая долгота обволакивает пологие холмы, сглаженные силой ветра. Только круглый купол голубого неба накрывает плоский травяной ковер зеленой равнины. Весной изумрудно-зеленая степь покрывается алыми цветами.
Над травяными коврами равнины стоит звенящая тишина.
Бескрайний океан трав может прокормить летом и зимой огромные стада
домашних животных (лошадей и овец), поэтому народы степей - скотоводы.
Их называют кочевыми. Как вы думаете почему?
- Правильно, потому что они передвигаются по просторам степей.
Юрта - теплый, просторный войлочный шатер, легко переносимый с места
на место.
Для кочевников, тесно связанных с природой, жизнь в таком шатре была не при-
хотью, но необходимостью.
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.
Отвечают
на вопрос.
Фронтальная работа.
Личностные: имеют мотивацию учебной дея-
тельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства,
понимают значимость
предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об архитектурных сооружениях; осуществ-
ляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;
Устные
ответы.
Юрта - ровесница кочевничества и в некотором смысле его образное представление, символ. Снаружи она похожа на купол. Часто бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Ярко и выразительно украшена дверь, ее видно издалека, она привлекает внимание, радует, приглашает в дом. В самой середине юрты очаг, а прямо над ним в центре отверстие - дымник. Это единственное окно юрты, через которое всегда можно увидеть небо и звезды. Юрта служит надежной защитой от зимних бурь, дождей и летнего зноя. При этом в ней всегда живет аромат трав, чистый дух ветра, тепло солнца. Казахи любят петь песни и играть на домбре (традиционный музыкальный инструмент). Национальная костюм - халат и тюбетейка. Халат носили и мужчины, и женщины, шили его не только из замши, но и из привозных шерстяных и хлопчатобумажных тканей черного или синего цвета. Тюбетейка - легкая летняя шапочка из бархата или парчи. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали серебряной и золотой тесьмой. Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и выши-
Фронтальная работа
согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные
ответы
Физкультминутка.
Пауза общего воздействия
того бархатного жилета. Невесты надевают высокую остроконечную богато украшенную шапку с пучком перьев на макушке.
ЮРТА
Юрта, юрта, круглый дом,
(Шаги на месте.)
Побывайте в доме том!
(Разводят руки в стороны.)
Гости явятся едва
(Повороты туловища влево, вправо.)
В печку прыгают дрова.
(Прыжки на месте.)
Печка жарко топится,
(Хлопки в ладоши.)
Угостить торопится.
(Приседание.)
Ладушки, ладушки,
(Хлопки в ладоши.)
Круглые оладушки.
(Шаги на месте.)
Выполняют упражнения
III. Творческая практическая деятельность
Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища - юрты.
Выявление особой красоты
Делит учащихся на группы и объясняет последовательность выполнения работы.
1-я группа: на листе ватмана нарисуй-
те степной пейзаж, цветом создавая глубину пространства. Линия горизонта -
выше середины листа.
Составляют план работы над коллажем.
Рисуют красками.
Коллективная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последователь-
Наблюдение.
Выполнение коллективной работы
пейзажа художественными средствами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся
2-я группа: индивидуально на альбом-
ном листе нарисуйте юрту и вырежите
с учетом перспективного сокращения.
3-я группа: индивидуально на альбом-
ном листе нарисуйте мужской или женский образ в национальной одежде с учетом перспективного сокращения и вырежите его.
Скомпонуйте совместную работу на фоне степного пейзажа
Рисуют красками и вырезают.
Рисуют красками и вырезают.
Компонуют работу
ность действий; контроли-
руют исполнение задания.
Коммуникативные: за-
дают вопросы для уточне-
ния последовательности
и техники исполнения
работы
IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка проделанной работы. Обобщающая беседа
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?
- Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего.
- Сегодня на уроке вы хорошо потрудились.
Я прочитаю стихотворение Н. Байрамова «Степной ветер».
Прилетел к нам издалека
С доброй вестью, с новостью степною:
Вот вам разноцветные шелка,
Сотканные солнцем и весною.
Вот вам нежный аромат цветов -
Ими вся округа запестрела…
Вот вам сила для дневных трудов -
Ведь у вас сегодня много дела…
Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного края
с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу
Устные
ответы