Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности и допобразования «Художественное слово»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу внеурочной деятельности


«Художественное слово»

для 3 класса





Составитель и исполнитель программы:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 484 имен дважды Героя Советского Союзап В.И.Попкова

Бертяева Н.Э.





Пояснительная записка

Объединение «Художественное слово» имеет художественно-эстетическую направленность.

Чтение книг, особенно для ребёнка, познающего мир, полезно всегда. Но от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания и осмысления им нравственных проблем, поставленных автором.

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-чита­телями способствует присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством, «поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности» (В.А.Лазарева).

Задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает особо важное значение и состоит не только в том, чтобы научить детей грамотно выражать свои мысли, но и изучать язык, всесторонне развивать и обогащать речь учащихся в широком смысле слова.

Данный курс служит дополнением программы «Литературное чтение» и составлено с учетом ее требований. В практическую направленность курса «Художественное слово» заложено требование, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах» (Л.В. Занков). В процессе дополнительных занятий будет осуществляться закрепление знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках литературного чтения, по основам теории литературы и развитие у учеников-читателей способности к полноценному восприятию чтения и анализу художественного текста.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты, уместности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- различать типы текстов;
- делить тексты на части;
- оценивать художественные достоинства литературных произведений;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • анализировать художественный текст

  • определять стилистическую и эмоционально - экспрессивную принадлежность текста

  • сценически-правильно читать текст

  • правильно выстраивать собственную речь


Программа рассчитана на 64 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю). Возраст учащихся - 9 лет (3 класс).
Возрастные особенности учащихся начальных классов позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.


Программой предусмотрено сотрудничество с родителями, в частности:

  • оказание помощи детям при разучивании ролей

совместное с детьми и педагогом изготовление костюмов и декораций

приглашение родителей на творческие вечера, спектакли и т.п.

  • индивидуальные беседы





Цель курса - развитие речи и нравственное воспитание детей на основе полноценного восприятия художественного текста.

Задачи курса:

  • развитие навыка осознанного, правильного, беглого и вырази­ тельного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художест­венного текста;

  • закрепление знаний учащихся об основах теории литературы, фор­ мирование на этих основах навыков анализа художественных про­изведений разных родов и жанров и опыта самостоятельной чита­тельской и художественно-творческой деятельности;

освоение учениками-читателями нравственных ценностей, со­держащихся в художественном произведении, развитие нравствен­ных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и са­мовоспитания;

  • развитие речи учащихся через формирование правильного ли­тературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в раз­ных формах устной и письменной речи и на разных уровнях са­мостоятельности и креативности.




Учебно-тематический план




№ п/п


Тема занятия


Часы

1

Речевой аппарат. Игровой урок «Здравствуй, страна слов!"


1


2-3

Культура речи. Бытовая речь и её недостатки. Скороговорки. Ребусы. Сочинение скороговорок.


2


4-5

Артикуляция, динамизм, пауза - средства выразительности речи. Считалки - один из видов детского фольклора. Ритм считалки.


2


6-7


Тембр и высота голоса-средства выразительности речи. Д.Чиарди «Стих о двух удивительных птицах»


2


8-9


Речь монологическая и диалогическая. Н.Носов. Телефон. Чтение по ролям.


2


10-11


Преобразование монологической и диалогической речи. Сказка «Крошечка-Хаврошечка».


2


12-13


Рассказывание, как один из видов декламации. Подробный рассказ. М.Пришвин. Рассказы о животных.


2


14-15


Рассказывание народных сказок. Краткий рассказ. План рассказа.
Сказка "Как старуха нашла лапоть"


2


16-17


Логика речи. Установление связей в тексте.
Сказки "Марья Моревна".


2


18-21


Метафоры, сравнительные обороты. С.Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев». Инсценировка. Чтение по ролям. Диалоги героев.


4


22-24

Метафоры, сравнительные обороты. Поиск в тексте. Зима в произведениях русских писателей. Конкурс чтецов «Зимушка-зима»


3


25


Сочинение - рассуждение «Почему я люблю зиму»


1


26


Значение орфоэпии для культуры речи. Пословицы и поговорки - мудрость народа.


1


27-30


Интонация в тексте. Работа над сказкой "Про Емелю-дурака". Выбор интонации. Чтение по ролям. Диалоги героев. Инсценировка.


4


31-32

УНТ. Дразнилки. Подбор рифм к именам детей. Ритмическое чтение дразнилок. Созвучие - дразнилка, созвучие - похвала. Выполнение иллюстраций к дразнилкам. Сочинение дразнилок по рисункам.


2

33-34

УНТ Песни. Колыбельные, частушки, хороводные, плакальные.

2

35-36

Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Потешки.


2

37-38

Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.
Конкурс чтецов.


2

39-40

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность».


2

41-42

Характерные особенности стихотворной речи. Литературный герой. Строфа. Проба пера.


2

43

Работа над миниатюрой "Что такое хорошо, и что такое плохо". Работа в группах.


1

44-46

Деление текста на логические части. Оглавление. В.Осеева для детей.


3

47-51

И.А.Крылов - мастер басни. Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз. Конкурс на лучшее чтение басни.


5

52

Инсценировка стихотворения. Работа в группах. С.Михалков.


1

53

Развитие речи. Составляем рассказ по серии картинок.


1

54

Сочинение - описание « Весна-красна»


1

55-56

Писатель-переводчик. Переводы Б.Заходера, К.Чуковского, С.Маршака


2

57-60

Литературный герой Э.Распе « Приключения барона Мюнхгаузена». Пересказ. Инсценировка на немецком языке.


4

61-63

Соотношение пространства и времени в произведениях Л.Керролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»


3

64-65

Особенности стихотворений о войне. ВОв в стихотворениях поэтов. Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»


2

66-67

Рассказы о ВОв. Пионеры-герои. В.И.Попков.

2

68

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.


1



Итого:


68










Содержание программы:

Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.
Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на логические части.
Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.
Логика речи.
Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.
Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.
Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.
Юмореска - один из жанров художественного слова.
Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.


Методическое обеспечение

Технология реализации образовательной программы:

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.
Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на воспитанников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники. Поэтому одной из форм работы является чтение текста учителем.
На занятиях курса должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Формы и методы обучения:

  • беседа

  • работа с аудио- и видеозаписями

  • работа с толковыми словарями и энциклопедиями

  • литературные чтения

  • инсценировка

сочинение, изложение

  • посещение театров и лит.концертов

посещение районной детской библиотеки

литературные конкурсы

Формы подведения итогов реализации программы:

  • итоговый литературный конкурс

  • участие в школьных, районных, городских мероприятиях

Материально-техническое оснащение:

  • художественные тексты

  • аудио- и видеопроигрыватели

  • толковые словари

  • энциклопедии

  • интернетресурсы

  • медиапроектор


Педагогическая позиция:

  • сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;

живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;

обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;

  • создание в группе атмосферы продуктивной работы над формированием высокой культуры речи.


Педагогические средства:

  • эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);

занимательность, наглядность, игра, юмор.




Библиография:


  • Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста. Москва,
    2010г.

  • Коляденко Г.С. Развитие речи с элементами стилистики. Ленинград, 1981г.

  • Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи. Москва, 1980г.

  • Головин Б.Н. Основы культуры речи. Москва, 1980г.

  • Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.

Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение», 2009

Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи - теория и практика обучения. М., 1992.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.

Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.

Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.

Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.

Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.

Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.

Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.



© 2010-2022