ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО – СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО - СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ

НА ПРИМЕРЕ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

Сиротина Н.В., учитель начальных классов

МОБУ гимназия №1

г. Мелеуз

Республика Башкортостан

Сегодня перед школой стоит задача - это достижение нового, современного качества образования. Идут стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способности человека к творческому мышлению, умении самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу. Наука и жизнь не стоит на месте. Современный мир предлагает инновационные технологии, которые соответствуют социальным запросам и интересам общества. Наши современные одаренные дети не позволяют учителю успокоиться и заставляют искать новые пути решения дидактических задач обучения. Ученики начальной школы отличаются огромным стремлением узнать как можно больше нового и интересного. Очевидно, что самые ценные и устойчивые знания не те, что усвоены путем механического заучивания, а те, которые добыты самостоятельно, в результате собственных творческих поисков.

Все дети от природы любознательны. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель превратить ребенка в исследователя, активного участника процесса познания, творческую личность.

Многомерная дидактическая технология, разработанная В.Э.Штейнбергом, помогает повысить доступность учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний. Она может быть использована для решения различных дидактических задач на уроках.

На базе МОБУ гимназия №1 открыта опытно-экспериментальная площадка ФГБОУ ВПО им. Акмуллы (научный руководитель В.Э. Штейнберг).Ведется работа по теме «Реализация задач второго поколения на основе формирования у обучающихся УУД с помощью специальных дидактических средств».

Логико-смысловые модели мы с ребятами используем на уроках математики.

Тип урока: Изучение нового материала

Педагогическая цель урока:

Сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде

Планируемые результаты:

предметные: находить на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы (рёбра, вершины, грани); копировать (или преобразовывать) изображение прямоугольного параллелепипеда, дорисовывая недостающие элементы

личностные: желание решать задачи исследовательского плана; понимание практической значимости математики

Универсальные учебные действия:

регулятивные: располагать модель прямоугольного параллелепипеда в пространстве согласно заданному чертежу или описанию; выполнять проверку вычислений, ответа задачи;

познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема…)

коммуникативные: правильно произносить слово «параллелепипед», участвовать в диалоге, организовывать само- и взаимопроверку выполненной работы, понимать необходимость координации совместных действий при решении учебных и творческих задач.

Методы и формы обучения:

Фронтальная, парная, групповая

Образовательные ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для учащихся, модели куба и прямоугольного параллелепипеда, группа предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда, мультимедиа, незаполненный макет ЛСМ - у каждого учащегося, смайлики.

Подготовка к уроку: учащиеся познакомились с квадратом, прямоугольником, должны уметь вычислять периметр и площадь прямоугольников.

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Геометрия, жителями которой являются геометрические фигуры или геометрические тела. Сегодня мы откроем лишь некоторые её тайны.

Прежде чем приступить к познанию нового, предлагаю вспомнить некоторые геометрические фигуры, которые нам знакомы.

  1. Актуализация знаний учащихся

Работаем с учебником.

- Что это за фигура? (Прямоугольник)

- Что вы знаете про прямоугольник? (Четырехугольник, у которого все углы прямые)

- Это плоская или объёмная фигура? (Плоская, т.к. укладывается на одной какой-либо плоскости. Все её точки принадлежат этой плоскости.)

- Правильно, объёмные фигуры «возвышаются» над листом бумаги.

- А кто знает, что это за фигура? (Показываю прямоугольный параллелепипед).

- Опишите её. (Она объёмная)

- Чтобы узнать, как она называется, решите примеры на карточках и в таблицу ответов впишите соответствующие буквы.

П 12:6

Л 66:6

Е (28-23)*6

П 90-45:9

А (20-8):2

А 100:(32-22)

Р 64:8

И 5*5*3

П 49:7*10

Е 90:9*10

Д 100+10*2

Л 3*(18:2)

Е (24+16):2

Л 56:7*2

2

6

8

10

11

16

20

27

30

70

75

85

100

120



Учащиеся по ключу проверяют ответ.

  1. Сообщение темы, цели и задач урока

- Что у вас получилось ребята? (параллелепипед)

-Значит о какой фигуре мы будем говорить на уроке? (прямоугольный параллелепипед)

- Какого цвета эта фигура на рисунке? (красная)

  1. Изучение нового материала.

Заполнение луча К1 «Определение». Даем определение прямоугольному параллелепипеду, называем узлы ( геометрическая фигура, объёмная фигура, 6 граней, грани прямоугольники)

- Давайте попробуем дать определение нашей новой фигуре. (Работа в группах)

(это геометрическая фигура, объёмная фигура, состоит из прямоугольников).

- А теперь посмотрим, какое определение прямоугольному параллелепипеду даётся в словаре.

Прямоугольный параллелепипед - объёмная фигура, у которой шесть граней, и каждая из них является прямоугольником. ( ребята предлагают ключевые слова)

5. Заполнение луча К2. «Элементы» . Называем узлы (грани-6, ребра -12, вершины -8)

- Рассмотрите эту фигуру ( у каждого на столе)

- Прямоугольники, из которых состоит параллелепипед образуют грани параллелепипеда.

У каждой грани есть границы, проведите пальцем по границам каждого прямоугольника - это рёбра параллелепипеда.

Концы ребер (углы) - вершины параллелепипеда

- А теперь давайте посчитаем сколько граней - 6

рёбер - 12

вершин - 8 у пар-да

- Называем узлы.(грани-6, ребра-12,вершины-8).

Физминутка

6.Заполнение луча К3 «Виды параллелепипедов». По рисунку вспоминаем название синей фигуры - куб. Подтверждаем , что он тоже относится к параллелепипеду. Называем узлы (куб, прямоугольный параллелепипед)

- Как называется синяя фигура на рисунке? (куб)

-Что общего у него с параллелепипедом? (такое же число граней, рёбер и вершин)

Стихотворение о кубе. Ты с кубом знаком?

Ну конечно же, да!

В кубики с детства играл ты.

В кубе 6 граней,

Запомни всегда:

Грани эти - квадраты.

Рёбер 12

И 8 вершин,

По ним путешествие мы совершим.

7.Заполнение луча К4 «Сходство и различия». Выясняем сходства и различия между кубом и прямоугольным параллелепипедом, называем узлы, устанавливаем связи между узлами.

-Это главное сходство этих фигур.

- А в чём их различие? ( У куба все грани равны)

Т.е. по сути, куб - это тот же параллелепипед, у которого все грани равны.

- А есть ли равные грани у прямоугольного параллелепипеда?( рассмотрите внимательно верхнюю и нижнюю, правую и левую, переднюю и заднюю грани по отношению к вам).

- Что вы заметили? (противоположные равны)

- А как называются эти грани? ( противоположные)

- Какой вывод можно сделать? (Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны)

- Докажите, что противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны? Как это можно сделать?

( По группам измеряем длину и ширину противоположных граней параллелепипеда)

Заполнение луча К5 «Объём». Узнаем по рисунку ,что фигуры отличаются объёмом. Как измерить объём. Выводим формулу. Называем узлы.

- Прочитайте название величин: длина, цвет, объём, масса, время, запах, площадь, периметр.

- Какая величина для вас неизвестна? (объём)

- Узнаем в каких единицах измеряется объём. И у каких фигур? (у объёмных)

-Значит у куба и прямоугольного параллелепипеда.

- Какие фигуры лежат в основании этих фигур? (квадрат, прямоугольник)

- Что мы измеряли для вычисления площади и периметра у этих фигур? (длину, ширину)

-Для вычисления объёма нужно ещё измерить высоту.

- Какие измерения надо сделать, чтобы найти объём? (длина, ширина, высота)

Выводим формулу: V = a . b . c

Заполнение луча К6 «Единицы измерения». Знакомимся в каких единицах измерения можно выражать объём прямоугольного параллелепипеда. Называем узлы .

- А какие единицы измерения используются для вычисления объёма? (см3, дм3, м3, км3)

Заполнение луча К7 «Применение».

- Следующая наша задача порассуждать о том, где в жизни мы встречаемся с прямоугольным параллелепипедом.

Поработаем в группах.

Заполнение луча К 8 «Знаменитые параллелепипеды». Называем узлы.

«Кубик Рубика»

«Кааба» в Мекке

Коробочки «Тфилины» у иудеев. (Показ слайдов)

7.Первичное закрепление знаний.

Работа с учебником.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой

- Предлагаю проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу.

9. Взаимопроверка.

10.Рефлексия.

- Как ваше настроение?

- Что нового узнали для себя на уроке? Расскажите по ЛСМ о чем узнали на уроке.

- Что больше всего понравилось?

- Что захотелось ещё узнать?

- Какие трудности у вас были?

11. Подведение итогов урока

- Мне понравилось как вы работали на уроке. Оценивание.

Домашнее задание - найти знаменитые параллелепипеды. Закончить луч К8.

Литература:

1. Математика. 3 класс, ч.1/ Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких. Баласс. 2013.

2.Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Народное образование. Школьные технологии, 2002.

3.Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. Народное образование. 2015.



© 2010-2022