Технологическая карта урока русского языка Начальная форма имени существительного

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

с позиции реализации деятельностного метода с дифференцируемым подходом

с использованием электронных образовательных ресурсов

УМК «Перспективная начальная школа»

учителя начальных классов

Голубенко Светланы Викторовны

(8.09.2014 г.)





Тема: Начальная форма имени существительного

Тип урока: комбинированный


Цель: создать условия для укрепления представления о начальной форме слов названия предметов путем активизации познавательной деятельности.
Задачи: - формирование умения ставить существительные в начальную форму; учить ставить слова названия предметов в начальную форму, стоящих во множественном числе; отрабатывать навык работы с Обратным словарем;
- развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения, развитие коммуникативных компетенций; - воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах

Планируемые результаты:


Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные :

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; - совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; - учить адекватно оценивать своего одноклассника;

- формировать умения прогнозировать.

Познавательные

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;

- подведение под понятие «начальная форма»

Коммуникативные - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; -формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; - формирование навыков сотрудничества

Предметные:

- определять начальную форму слов-названий предметов;

- изменять слова-названия предметов по числам;

- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.


Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.

Оборудование: компьютер (Интернет ресурсы), ноутбуки ученические (программа «Академия младшего школьника»), интерактивная доска.

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат

УУД

1. Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент

Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу

Приветствие.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас, какой? Всё, что надо, под рукой! - Ребята, к нам на урок пришёл Мудрец. Случилось так, что его «Книга Знаний» распалась и вся информация, которая в ней была, исчезла. Поможем ему восстановить «Книгу Знаний»? У каждого из вас на столе лежат свитки с заданиями Мудреца, они пронумерованы. Он просит показать ему, насколько трудно или легко вы справлялись с его заданиями. (В карточках таблица, где дети отмечают степень трудности предлагаемых заданий. Красный - трудно, желтый - вызвало затруднение, зеленый - легко)

Проверяют свою готовность к уроку.

Всё, что надо, под рукой!

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

2. Постановка цели урока.

Введение в тему урока через проблему

Сформировать представление детей о понятии «начальная форма слова», научить определять начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам

Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, почему мы не можем прочитать данную запись?

Нам необходимо восстановить запись и тогда мы узнаем тему нашего урока.

Давайте проверим, все ли вы правильно сделали. (Слайд 2, 3) Отметьте в свитке Мудреца трудно или легко вам было).№1

Откройте содержание учебника на с.4 и найдите название предыдущей темы.

Чему мы научились, изучая предыдущую тему?

Прочитайте еще раз тему сегодняшнего нашего урока в содержании учебника. Какую страницу мы должны открыть?

Сформулируйте цели урока, используя слова:

Повторить …

Научиться …

Учащиеся приходят к выводу, что в записи отсутствуют гласные буквы.

Восстанавливают запись.

Учащиеся читают название предыдущей темы в содержании.

Правильно задавать вопросы к словам.

Читают тему урока в содержании и находят страницу учебника, где она располагается.

У3 с.9.

Учащиеся формируют цели урока.

Повторим знания о начальной форме слов- названий предметов.

Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму.

Научимся изменять слова названия предметов по числам.

Осознание учениками основной цели урока.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение -

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы

3. Минутка чистописания

Совершенствование каллиграфического навыка начертания букв и соединений, развитие фонематического слуха


- Ну, а теперь давайте откроем тетрадь и зафиксируем дату восстановления «Книги знаний». - Прочитав стихотворение, мы узнаем какую букву будем сегодня прописывать и повторим ранее изученное словарное слово. Угадайте, о чем идет речь: В белом сарафане Встала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы. (Береза.) Вывешивается картинка с изображением березы.
- Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза - дерево с белым стволом.) - Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам. - Сколько слогов в этом слове? - Назовите первый слог, второй. - Какой из них ударный? - Назовите безударный слог. - Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму. Б . РЕЗА
- Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали. Учитель зачитывает этимологическую справку. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии - «береза». - Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово? Почему так легче запомнить? (кроссворд) - Проверьте написание этого слова по словарику учебника. - Проговорите, как будем писать это слово. - Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы. Сделанный из б..резы - … (березовый). Б . резовый лес - … (березняк). Гриб, который растет под б..резой - … (подберезовик). - Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске. За березу - (спрятаться). За березой - (ухаживать). На березу - (залезть). На березе - (распустились). Под березу - (сесть). Под березой - (упасть). - Прочитайте на доске устойчивое высквзывание (фразеологизм) со словом «береза». Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.) - Составьте словосочетания и предложения с этим словом. Дифференцированный подход: Задания для зелёного цвета: Запишите слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса. Задания для синего цвета: Подберите однокоренные слова. Составьте словосочетания с этими словами. Задания для красного цвета: Творческое задание: «Кто - то начал, ты - продолжи!» Допиши стихотворение. Улетела иволга за море, Тишина в берёзовом лесу… Отметьте в свитке Мудреца трудно или легко вам было)№2

Записывают число, классная работа. Определяют слово «береза» и прописывают букву Бб


Называют признак, который отличает березу от других деревьев Выясняют правописание слова«береза». Произнесят его по слогам.


Слушают этимологическую справку


Проверяют написание этого слова по словарику учебника. Заменяют выражение одним словом. Вставляют пропущенные буквы.

Составляют словосочетания со словами, предложенными на доске.

Работа с фразеологизмом.

Составляют словосочетания и предложения с этим словом.


1 группа- записывают слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делят его на слоги и для переноса. 2 группа- подберают однокоренные слова, составляют словосочетания с этими словами.

3 группа-

Регулятивные:

контроль за аккуратностью выполнения задания 4. Актуализация опорных знаний

Повторить правило написания парных звонких и глухих согласных букв, безударной гласной в корне слова, определение основы предложения через умение правильно задавать вопросы

Исправьте ошибки в тексте. (Работа с карточками, взаимопроверка)

На дворе морос. Выпал пушыстый снек. Саша надел тёплую шупку и миховую шапку.

Назовите ошибкоопасные места. Какое правило нужно знать. Назовите главные члены предложения во 2 и 3 предложении. - Ребята, закрасьте квадрат № 3. Зелёным цветом, кому было легко, кто испытывал трудность - желтым, кому было очень трудно - красным)

Находят ошибки в тексте. Объясняют способы проверки, подбирают проверочные слова.

Называют главные члены предложения. Закрашивают квадрат №3.

Сформированность умения правильно и точно ставить вопросы к словам; умение видеть и исправлять ошибки в словах.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные-

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные -

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Сформировать понятие «начальная форма» слов-названий предметов, умение ставить слова- названия предметов в начальную формую.

формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Сформировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации.


-Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали.

А вы можете ответить на этот вопрос?

Соотнесите свои ответы с подсказкой Летучей Мыши. Сделайте вывод, правы ли вы.

Мини- исследование.

  1. Откройте Обратный словарь на букву - И;

  2. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа?

  3. Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой?


  1. А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е слова. Понимаете ли вы значение этих слов?

-Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа?

-Неужели у этих слов нет начальной формы?

Слово пони- неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы единственного и множественного числа.

На этот вопрос нам поможет ответить Летучая Мышь.

Итак, какой сделаем вывод?

- Все ли слова из списка имеют форму единственного числа? - Ребята, кто хорошо разобрался в этом задании, закрасьте квадрат в табличке с №4

Учащиеся дают ответы на вопрос.

У.3 с.9 Соотносят свои ответы с подсказкой и делают вывод, что их ответ верен.

У.2 с. 142. Находят слова на букву - И.

Ученики по цепочке читают каждое слово и определяют, что все они стоят в форме множественного числа.

Ответы на вопросы.

Да, можно.

Да, будет. Так, как начальная форма слов, называющих предметы, это обычно форма единственного числа, и они отвечают на вопросы: кто? или что?

Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльца.

Ясли - кормушка для скота, прикреплённая к стенке.

Ясли - воспитательное учреждение для детей до трёх лет.

Дают отрицательный ответ.

У.3 с. 10 Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают вывод, что если у слова, называющего предмет, есть только форма мн. числа, то эта форма и будет начальной формой слова.

Учащиеся читают и проверяют каждое слово.

Осознанное усвоение понятия «начальная форма» слов-названий предметов, сформировалось умение изменять слова-названия по числам, находить начальную форму слова.

Сформировано умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Сформировано умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные -умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

коммуникативные:

управление поведением

партнёра - контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

6. Физминутка

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность

Физминутка проводится используя ресурсы Интернет. youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&feature=player_embedded

Учащиеся выполняют упражнения за пандой.

Правильное положение туловища и рук.

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Формирование способа деятельности.

А теперь сделаем еще один шаг к восстановлению «Книги Знаний». Выпишите пять слов, у которых есть форма единственного числа. Рядом записать форму единственного числа.

сапоги - сапог

лыжи - лыжа

варежки - варежка

чулки - чулок

ладоши - ладошка

Выписать пять слов, у которых нет формы единственного числа.

Укажите это так:

деньги - нет ед. ч.

брюки

грабли

ясли

сени

Среди всех записанных вами слов найдите слова у которых есть форма только множественного числа. Обведите их в овал.

Все ли слова имеют форму единственного числа?

Когда слова могут иметь начальную форму во множественном числе?

Закрасьте квадрат №5

Работа с Обратным словарём на букву - И.

Выписывают слова, у которых есть форма единственного числа.

Выписывают слова, у которых нет формы единственного числа.

Находят и выделят слова стоящие в начальной форме.

Делают вывод о начальной форме слов.

Воспроизведение учащимися способов действий при определении начальной формы слова, через выполнение упражнений по образцу.

Познавательные:

построение речевого высказывания

8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Формирование умения самостоятельно применять новый способ деятельности,

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Самостоятельная работа с ноутбуками (программа «Академия младшего школьника») «Орфографический экзамен» задание №186

Самостоятельная работа учащихся с электронными образовательными ресурсами.

Самооценка учащихся.

Способность применять новые знания.

Пишут словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения; личностные:

самоопределение

9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Закрепить знания и умения учащихся по определению начальной формы слов-названий предметов и изменению их по числам.

Над какой темой урока сегодня мы работали?

Какие цели ставили для себя?

Продолжите предложения:

Я научился …..

Я узнал ……

Мне понравилось…..

Мне было трудно …..

Достигли поставленных целей?

Что такое начальная форма слова?

Приведите примеры, сформулируйте выводы.

- Посмотрите в свои свитки и оцените свою работу

5 квадратов зеленого цвета - я понял все задания;

4- я многое понимаю, но некоторые вопросы нужно уточнить;

менее 3 - мне нужна помощь

Учимся определять начальную форму слов.

Научиться находить начальную форму слов- названий предметов и изменять их по числам.

Да.

Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Делают вывод: в русском языке есть слова-названия предметов, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного.

Сформирован навык определения начальной формы слова-названия предмета, через умение изменять слова по числам.


10.Объяснение и понимание домашнего задания.

Разъяснение способа выполнения упражнения.

Т.2 с.6 упр.7

Разбор упражнения в тетради для самостоятельных работ.

Вместе с учителем поэтапно читают задания, предлагают способы проверки слов.

Способность выполнять задание после предварительного разбора на уроке, умение сохранять в памяти полученные знания.

11 Рефлексия.

Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке.

Вот мы и восстановили «Книгу Знаний». Мудрец благодарит вас за работу и дарит вам звездочки. Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие от работы на уроке, покажите голубую звездочку.

Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении заданий, покажите желтую звездочку.

Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно, покажите красную звездочку.

Огромное спасибо за работу на уроке. Улыбнитесь друг другу. Вы молодцы!

Учащиеся показывают выбранные жетоны - звездочки.

Сформировано умение оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.



© 2010-2022