Урок обучения грамоте на тему: Алфавит (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Русский алфавит»

Урок открытия нового знания

по литературному чтению

(обучению грамоте) в 1 классе.

(Педагогическая мастерская).

Системно-деятельностный подход посредством использования: «Технологии, альтернативной уроку, - педагогической мастерской»; деятельностного метода; «Технологии проблемного обучения»; коллективных творческих дел.

Автор: Голик Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МОУСОШ № 7 х. Кирова

Краснодарского края Новокубанского района.

2016 год.



Урок обучения грамоте в 1 классе.

Технология, альтернативная уроку, - педагогическая мастерская.

Тема: Русский алфавит.

Цель: Открытие нового знания о русском алфавите через знакомство с новым литературным произведением и практическую деятельность.

Оборудование:

Оборудование класса:

-мультимедийный комплект;

-парты сдвинуты для оптимального размещения каждой группы учеников;

-классная доска с подготовленным вариантом крепежа будущих книжек- «раскладушек»;

На столе в каждой группе:

-«Памятка» с русским алфавитом;

-одна из полос разрезанного на четыре части ватманского листа сложена «гармошкой, имитирующей восемь листов будущей книги (одна из полос в девять страниц). Можно нанести заранее разметку букв простым карандашом лёгкими линиями на каждой страничке;

-наборы изобразительных художественных средств (фломастеры, маркеры, цветные карандаши);

-небольшие предметные картинки (в соответствии с буквами, заданными группе);

-ножницы, клей, салфетки.

У учителя:

- презентация к уроку;

-книга «мастера» (выполнена учителем заранее из склеенных и согнутых «гармошкой» полос одного ватманского листа) оформлена буквами старославянского алфавита и наклеенными сюжетными картинками к каждой букве. В обложке, выполненной учителем.

-карточки с вопросами по теме урока.

Подготовительная работа:

-желательно накануне провести групповое занятие творческого характера по созданию группами проектов; распределению «ролей»; обсуждением детьми в группах работы над проектами и т.п.

Ход урока:

1.Организационный момент «Индукция»:

а) дети рассаживаются в 4 группы;

б) чтение темы урока «Русский алфавит» (слайд № 1, музыкальное сопровождение фоновое);

Постановка проблемного вопроса.

Учитель. А что такое русский алфавит? Высказывания и предположения детей, затем демонстрация алфавита (слайд № 2); Уточнения по предположениям, высказанным детьми, выводы. Поиск места в классной комнате, где расположен алфавит (например, над классной доской, в предметном уголке, в таблице букв и звуков и т. п.)

в) чтение девиза урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится» (слайд №3),обсуждение прочитанного призыва;

Учитель. Результатом нашей коллективной деятельности станет создание книжки- малышки под названием «Русский алфавит». Состоять книга будет из 4-х частей, созданных в 4-х группах, в которых вы, ребята, будете, создавая страницы книги, изучать русский алфавит (по гиперссылке - солнышко в верхнем правом углу, перейти со слайда №3 на слайд № 2). Обратить внимание детей на то, что буквы выделены разными цветами. Предложить к обсуждению данный вопрос. Вспомнить, какие буквы обозначают гласные и согласные звуки, а какие служат для обозначения знаков. Почему буква Ы выделена линией (всегда строчная).

Учитель. Для этого наш класс превратится в книжную мастерскую, а вы станете её сотрудниками: редакторами, художниками, иллюстраторами. Ученики в группах определяют, кто будет редактором (вести руководство в группе, формировать ответ на основе высказывания членов своей группы и выступать от имени своей группы перед классом); художниками (при помощи художественных средств изображения оформлять буквы на страничках книжки); иллюстраторами (подбирать соответствующую букве картинку из имеющихся, вырезать её, размещать и приклеивать на каждую страничку) Поднятием рук проверить знание детьми своих «ролей» при появлении соответствующего названия во время демонстрации (по гиперссылке - солнышко в правом верхнем углу перейти от слайда № 2 к слайду № 4).

Учитель. Сегодня у нас мастерская, и мы все делаем общее дело - создаём книгу, которая будет единственной и неповторимой во всём мире.

Вашему вниманию я предложу и свой вариант книжки- малышки.

Но вначале давайте побываем в гостях в одной школе и узнаем, что там изучают. В этой школе есть учитель. Но учитель необычный. (Слайд №5; идущий следом слайд № 6 не несёт информацюи и служит для перехода к слайду № 7).

Откройте учебник и найдите стихотворение с таким же названием.

Работа над стихотворением К. Льдова «Господин учитель Жук»:

а) Чтение «Эхо». Упражнение, в котором учитель читает оптимально, а дети читают вслед за ним, как «эхо».

Учитель. Ребята, а что это за школа? (Ответы детей, обсуждения).

б) Чтение «Эстафета». Упражнение, в котором учитель называет ученика, который будет читать первым, а затем по сигналу учителя: «Стоп!», ребёнок сам называет того, кто продолжит чтение.

Учитель. А кто же ученики в этой школе? А что изучали насекомые в школе? (Рассуждения детей, ответы на вопрос).

-Как вы поняли, что насекомые изучали алфавит?

-Так что же такое алфавит?

- Да, они изучали алфавит, как и мы. И автор произведения рассказывает нам, что дети насекомых не ленились. И мы тоже лениться, конечно, не будем.

2. Малое афиширование:

Ученикам предлагается обсудить в группах, как будет выглядеть их часть книги, какие буквы будут располагаться на каждом листе их части книги. Для этого повторяют последовательность букв в русском алфавите по «Памяткам», находящимся на столе у каждой группы.

Важно, чтобы у первой группы были странички с буквами от А до Ж, у второй группы - от буквы З до О, у третьей группы - от П до Ц, у четвёртой группы- От Ч до Я.

Редакторы групп рассказывают о представлениях детей. Какие именно буквы и в каком порядке будут на их страничках. Чтобы в общей книжке не было пропущено ни одной буквы алфавита, все буквы находились в определённой алфавитной последовательности и не повторялись.

3.Самоконструкция:

Учитель. Все вы молодцы, ваши представления верны. Мы создаём книгу, а это дело очень важное: для создания страниц книги нам нужно будет решить, как должна будет выглядеть каждая ваша страница. Дети получают на группу карточку с вопросом.

-Сколько букв вы сможете расположить на одной странице?

-В каком порядке будут располагаться буквы в книжке?

-Нужны ли в книжке иллюстрации?

-Должны ли иллюстрации соответствовать букве на картинке и как?

Каждая группа через редактора озвучивает свои ответы после обсуждения в группах. Примерные ответы детей: «На каждой странице расположена одна буква в алфавитном порядке и иллюстрация к ней. Первая буква слова, называющего предмет картинки, должна соответствовать той букве, которая будет расположена на страничке». Редакторы отвечают на вопросы, записанные на карточках, со слов: «Мы решили…».

4. Социоконструкция:

Учитель. Вспомните нашего гостя- Жука, свои представления об алфавите. Не забудьте всё, что вы сейчас говорили о страничках книги - и все мы создадим книжку- малышку, на страницах которой будет весь русский алфавит.

Не забудьте, что работать нужно вместе, дружно, и не забывать свои роли, добросовестно относиться к работе и редактора, и иллюстратора, и художника.

Физкультминутка «Буквы» в положении стоя (можно использовать музыкальное сопровождение к слайдам). Учитель и ученики называют букву, которую демонстрируют пантомима.

Учитель. У вас на столах есть всё необходимое. На каждом листе должна появиться красочная буква и соответствующая картинка. Успехов вам!

5. Социализация(20 минут):

Дети работают в группах, фоном звучит музыка (можно использовать музыкальное сопровождение к слайдам). Учитель активизирует детей на выполнение своих «ролей».

6. Большое афиширование:

Каждая группа показывает и рассказывает, что у них получилось. Части книги помещают на доску в развёрнутом виде, приставляя по порядку каждую из четырёх частей. Проверяется по алфавиту, все ли буквы правильно размещены в книжке.

7. Проект мастера:

Учитель. А теперь мой проект книжки- малышки. Я сегодня не учитель, а мастер. Работа мастера размещается на доске рядом с детской книжкой.

8. Разрыв:

Реакция детей. Молчание учителя. (Несколько секунд).

9. Мягкая коррекция:

Учитель. Посмотрите, перед нами алфавит, но он отличается от вашего алфавита. Обратите внимание, чем: мой алфавит намного древнее, ему много веков и пришёл он из Древней Руси, из старославянского языка. А ваш алфавит молодой и современный. Но, несмотря на это, наш современный алфавит похож на русскую азбуку. По желанию можно заслушать отзывы детей.

10. Рефлексия:

Учитель. Сегодня на уроке мы увидели и старославянскую азбуку, и изучили русский алфавит. Создали замечательные книги русского алфавита. Но чтобы странички книг служили долго, необходимо пользоваться закладками.

-Если вам работа подарила радость, удивление; понравилась, вставьте в книгу оранжевую закладку.

-Если тема урока показалась вам неинтересной, то - чёрную закладку.

Дети подходят к книжкам мастера и к своей книжке и закладывают цветную полоску, заложив загнутым краем за любую страничку книжек. Любуются все вместе результатом работы мастерской. Учитель отмечает, какое количество оранжевых закладок появилось на страничках книжек. (Если урок прошёл удачно, чёрных полосок практически не появится).

Учитель. Благодарю всех за работу. Книжная мастерская закрывается.

Давайте поаплодируем друг - другу (Слайд №7).



Использованы средства сети Интернет:

Petamusik.ru Песня: «АБВГДЙКА». К детской телевизионной передаче.

Yandex.ru/images. Фотоиллюстрация, с изображением насекомого-жука.



© 2010-2022